Дтп — это дорожно-транспортное происшествие: причины, виды, последствия

Условия возникновения и последствия аварий


Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

ДТП с военным грузовиком

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают участие самые разные службы

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС — единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, который желательно установить во всех организациях

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Автор статьи: Никифоров Владислав

Причины и версии катастрофы

Сразу же после аварии к расследованию приступили несколько ведомств: Ростехнадзор, Следственный комитет и Государственная дума, при которой был создан Парламентский комитет. Доклад этой комиссии был опубликован 21 декабря 2009 года. Официальная версия аварии – это разрушение шпилек крышки турбины из-за динамических нагрузок.

В акте технического расследования аварии, также опубликованным данной комиссией, указаны предпосылки для разрушению шпилек. При пуске в эксплуатацию второго гидроагрегата было установлено временное рабочее колесо. И оно эксплуатировалось не в полную мощность. В результате многолетней работы, в том числе и в нерекомендованной зоне, усилилась вибрация шпилек. В день аварии это увеличение составляло в 4 раза. Это зафиксировали датчики вибрации, установленные на втором агрегате.


Необходимо было срочно остановить турбину, но этого не произошло. Вибрация достигла критического уровня. Шпильки разрушились. Произошла разгерметизация, и крышка турбины отлетела, турбину подняло в воздух. В 2011 году Следственный комитет завершил работу по расследованию. Виновными признали семерых человек по статье Уголовного кодекса РФ за смерть 2 и более лиц при нарушении правил техники безопасности.

Аварии и катастрофы на железнодорожном (ЖД) транспорте

Общая протяженность ЖД путей РБ составляет более 5,6 тысяч км. Система ЖД содержит 17 ЖД узлов, которые также представляют определенную опасность. Средняя грузонагруженность ЖД в нашей стране самая высокая в СНГ. Она в 5 раз выше, чем в США и в 8-5 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Опасность происшествия на ЖД транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с ЖД пути, результат которых гибель и ранение людей, разрушение локомотива или вагонов.

ЖД авария – авария на ЖД, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава ЖД до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов; столкновения; наезды на препятствия на переездах; пожары и взрывы на подвижном составе; столкновения поездов между собой.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются:- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо; — пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений; — разлив и выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ; — поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами; — значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф: — первая категория – пострадали 1-5 человек — вторая категория – пострадали 6-11 человек — третья категория – пострадали 16-30 человек — четвертая категория – пострадали 31-50 человек пятая категория- пострадали более 50 человек.

Основными причинами аварий и крушения поездов на ЖД являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников; нарушения правил переезда ЖД путей автомобильным транспортом и т.д. Более 40% ж.д. аварий происходят по вине путейских рабочих.

Виды наездов

Более 65% ДТП происходит по причине наезда ТС на предмет или человека. В зависимости от объекта наезды бывают: на пешехода (более 49%), на препятствие (8,4%), на велосипедиста (8%), на стоящий транспорт (в том числе прицеп) или гужевую повозку (встречаются значительно реже). Основная причина — невнимательность участников дорожного движения. Дополнительной причиной может стать затрудненная видимость (темное время суток, сумерки, метель, туман). Пешеходами в подобном ДТП также признаются инвалиды-колясочники и лица, катающиеся на санках, роликах, трехколесных велосипедах, самокатах. Наезд на пешехода часто фиксируется на «зебре», реже — на тротуаре, когда авто вылетает с дорожного полотна. Падение велосипедиста на стоящую машину не квалифицируется как ДТП. Под наездом на гужевую повозку подразумевается авария, при которой автомобиль задел упряжку или повозку с животными. Сумма причиненного ущерба рассчитывается и для транспорта, и для животных, если они пострадали.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»

Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

По последним данным, после взрыва в Бейруте погибло около 100 человек. Но это, к сожалению, далеко не самая страшная техногенная катастрофа.

ass=»_3G2CX _1AbX1 xI6ha _3sNMW qADou _73pVv _1EZUQ»>

Взрывы фейерверков в Тультепеке. Декабрь 2016 года

Фото ТАСС / AP / Christian Palma

Сразу целая серия взрывов произошла в мексиканском городке Тультепек. Они раздались на местном рынке, где торговали фейерверками. Точная причина произошедшего неизвестна до сих пор. Погибло тогда 36 человек, ещё около 100 ранены.

Взрывы в Тяньцзине. Август 2015 года

Фото ТАСС / Zuma / Stringer

Техногенная катастрофа произошла на севере Китая в морском порту. На складах фирмы, которая занималась транспортировкой опасных химвеществ, произошёл пожар. Из-за жары и палящего солнца самовоспламенился один из контейнеров, а затем произошло два взрыва, эквивалентных трём и двадцати одной тонне в тротиловом эквиваленте. В результате погибло 173 человека.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе. 21 сентября 2001 года

Фото Getty Images

На химическом заводе взорвался ангар с 300 тоннами нитрата аммония, в результате чего погибло около 30 человек, тысячи человек пострадали, тысячи зданий и сооружений города были повреждены.


Железнодорожная катастрофа под Уфой. 4 июня 1989 года

Фото ТАСС / Клипиницер Борис

Крупнейшая за всю историю России и СССР катастрофа на железной дороге произошла из-за взрыва на проходившем рядом трубопроводе Сибирь — Урал — Поволжье. Он произошёл в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов. Погибло 645 человек, ранено более 600.

Взрывы и пожар на заводе компании PEPCON в Неваде. 4 мая 1988 года

Фото Wikipedia

На заводе в США, который производил перхлорат аммония, начался пожар. Последующие взрывы привели к гибели двух и ранениям 372 человек, при этом был нанесён ущерб приблизительно на 100 миллионов долларов. Территория в радиусе 16 км от завода была подвергнута действию взрыва (выбито 10 тыс. окон). Мощность взрывов составила 250 тонн в тротиловом эквиваленте.

Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года

Фото ТАСС / Зуфаров Валерий

Разрушение реактора четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять. Разрушение носило взрывной характер, сам реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. По приблизительным оценкам, жертвами взрыва и последующего облучения стали около 4000 человек.

Бхопальская катастрофа. 3 декабря 1984 года

Фото

Крупнейшая за всю историю техногенная катастрофа. Её называют индийским Чернобылем. В результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской корпорации, погибло около 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тысяч — в последующие годы.

Бомбёжка Хиросимы и Нагасаки. 6 и 9 августа 1945 года

Фото Википедия

Но если все предыдущие взрывы — результат случайности или халатности, то в этом случае — преднамеренное испепеление. Две ядерные бомбы, сброшенные армией США на японские города в самом конце войны, унесли, по разным оценкам, жизни 150–250 тысяч человек.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:

  • Разрушение транспортных коммуникаций.
  • Обрушение зданий производственного значения.
  • Возникновение повреждений, которые требуют эвакуации людей.

7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Уголовная ответственность

Если в ДТП серьезно пострадал водитель или пассажир, виновника наказывают по Уголовному кодексу. По статье 264 УК будут такие наказания:

Нарушение

Наказание

Пострадавший получил тяжелые повреждения

лишение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет

Пострадавший получил тяжелые повреждения, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы до 7 лет,принудительные работы до пяти лет

Погиб человек

лишение свободы до 5 лет, принудительные работы до 4 лет

Погиб человек, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы до 5 лет

Погибли два человека или больше

лишение свободы до 7 лет, принудительные работы до 5

Погибли двое или больше, водитель был пьян и скрылся с места аварии

лишение свободы от 8 до 15 лет

Тяжелые повреждения согласно постановлению правительства — те, из-за которых человек теряет слух, зрение, речь или работоспособность. Прерывание беременности — тоже тяжкий вред здоровью.

Профилактика ЧС

Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.

В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.

Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения? Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧП не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.

Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС

В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. Примером может служить Концепция безопасности, принятая властями города Нижний Тагил. В ней предусмотрены новые подходы к проектированию и градостроительству, разработаны меры по снижению угроз потенциально опасных производств, запрещена застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов.

На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях

На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ. Подобные тесты можно увидеть в Интернете.


С этим читают