Бармица (экипировка)

Обычаи и законы праздничного дня

Дети заповеди Торы исполнять не обязаны. Мальчик, как уже говорилось выше, начинает это делать с тринадцати лет, еврейская девочка — с 12. Когда они этого возраста достигают, считается, что к ним приходят вместе с этим и остальные признаки зрелости.


В случае если ребенок появился 1-го числа месяца нисан, бар-мицва он становится 1-го числа месяца нисан 14-го года жизни.

В случае если мальчик родился в месяце адар не високосного года, при этом 13-й год его жизни оказался високосным (было два месяца адар), ребенок становится бар-мицва лишь в день рождения во 2-м адаре.

В случае если ребенок появился в високосный год в адаре и 13-й год его жизни оказался также високосным, тогда, если он появился на свет в 1-м адаре, бар-мицва он становится также в 1-м адаре; если же мальчик родился во 2-м адаре, то также во втором адаре он становится бар-мицва. При этом если 13-й год его жизни был обычным, то совершенно безразлично, появился он на свет в 1-м или во 2-м адаре – как только наступает день его рождения в адаре, он автоматически становится бар-мицва.

Предпосылки создания

Один из вариантов боевой экипировки «Бармица» (фронтальный вид, 2011 год)

Необходимость комплексного подхода к разработке боевого снаряжения впервые была озвучена и сформулирована в виде задачи в 1993 году на Военном совете Сухопутных войск Министерства обороны Российской Федерации. С 1994 года ответственность за её реализацию была возложена на Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны РФ. Для этого в ГРАУ МО был создан специализированный отдел, по данной проблематике определён головной НИИ Министерства обороны, а на военных полигонах осуществлено развёртывание испытательной базы для всесторонней проверки комплектов боевой экипировки и её отдельных элементов.

В результате к концу 90-х годов XX века удалось сформировать систему кооперационного взаимодействия отечественных предприятий, результатом работы которой за относительно короткий срок стало появление экипировки «Бармица».

Комплекс испытаний БКИЭ «Бармица» проводился во всех регионах Российской Федерации и включал в себя всестороннюю проверку её функциональности и соответствия требованиям военных.

Армет XVI века

С отходом моды на максимилиановские доспехи (которые были чрезвычайно трудоёмкими и дорогими в изготовлении) популярной снова стала гладкая броня, которая не кардинально отличалась от миланской внешне. Поэтому армет середины — конца XVI века представляет собой дальнейшую эволюцию миланского армета, направленную тремя путями:

Доспешный гарнитур сэра Генри Ли, королевского чемпиона при королеве Елизавете I Тюдор

Турнирные арметы для пешего боя из «Турнирной книги» Рене Анжуйского

  • Боевой армет. Тут конструкция была направлена на улучшение обзорности и удобство в бою. Такой армет делался по тому же принципу, что и миланские арметы XV века, отличаясь от них формой верхнего забрала, которое закрывало весь подбородок и за счёт прямо расположенных смотровых щелей обеспечивало неплохой обзор даже без его поднятия.
  • Турнирный армет для копейной сшибки. В Германии такой армет назывался Geschlossener Helm. Тут конструкция была направлена на обеспечение безопасности в штехцойге. С этой целью, так как посадка кавалериста на турнире была с заметным наклоном вперёд — что и предопределило появление шлемов «жабья голова» — турнирные арметы (см. рисунки и фото слева) ковались со смотровыми щелями заметно выше, чем в боевых образцах. В некоторых образцах таких арметов верхнее забрало разделялось на две части, чтобы обеспечить хоть какой-то обзор участнику турнира до непосредственно копейной сшибки. Такой армет входил в состав доспешного гарнитура, в частности в состав гринвичского доспеха, но предназначался исключительно для турниров — для боя его заменяли на бургиньот, обеспечивавший гораздо лучший обзор;

Армет из гринвичского доспеха, сделанный для сэра Джеймса Скудамора


Турнирный армет для пешего боя. Этот шлем представлял собой совершенно особенный тип, сложившийся в результате изменений в турнирах, направленных на уменьшение опасности для участников. Так как в поздне-средневековых турнирах острое боевое оружие было запрещено, бои происходили на тупых турнирных мечах и деревянных булавах, то необходимости в доспехах и шлемах, защищающих от уколов, не было. Поэтому турнирные кирасы для пешего боя делали перфорированными для облегчения и вентиляции, а турнирные шлемы для пешего боя — саллеты и арметы — выполнялись такими, чтобы обеспечить максимальный обзор и удобство. С этой целью турнирный армет для пешего боя ковался с шаровидным куполом, соединённым с задней частью горже, и одним забралом, соединённым с передней частью горже (как у гранд-бацинетов), которое на петлях подымалось вверх. Забрало это делалось с вырезом под защиту лица, представлявшую собой решётку из прутьев, приклёпанных к нему. Такое забрало обеспечивало отличный обзор и защиту от удара деревянной турнирной булавой, но, разумеется, не могло быть использовано ни в копейной сшибке, ни в бою (хотя некоторые бургиньоты имеют такие забрала в виде решётки). На иллюстрации из «Турнирной книги» показан именно такой шлем в парадном исполнении, с навершием на специальной шапочке, жёстко крепившейся к шлему, и судя по горностаевому намёту принадлежавший герцогу бретонскому.

Армет остался популярным именно как турнирный шлем. Однако смерть короля Генриха II в г. — удар копья коннетабля Монтгомери отбросил забрало, и обломок копья смертельно ранил короля в глаз — стала концом популярности шлема на турнирах. На полях сражений армет ещё ранее был вытеснен бургиньотом.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Ритуал

Чтение Торы при обряде бар-мицва в древней крепости Масада. 1968. Государственное бюро печати Израиля

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или hафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.

Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого ». В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первый Шабат после тринадцатилетия.

Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.


После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских, консервативных и некоторых ортодоксальных конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета.

Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Еврейские традиции

Достижение периода бар-мицвы в основном связано с тем, что молодого человека вызывают к чтению небольшого отрывка Хафтары и/или Торы в период Шаббата, кроме того, другого богослужения. Кроме того, его могут привлечь к обучению Торе, к обсуждению недельной главы. При этом что именно во время службы должен делать мальчик, изменяется в зависимости от конкретного направления религии, а еще зависит от традиций определенной общины. Вне зависимости от характера празднования, мужчины после 13 лет становятся ответственными полностью за соблюдение всех законов иудаизма (девушки — после 12).

Основное количество представителей ортодоксального иудаизма полностью отвергают идею ведения женщинами богослужения и публичного чтения ими Торы. Но публичное празднование достижения ребенка возраста бат-мицва прочими способами очень сильно проникло в харедим, а также в часть направлений ортодоксального иудаизма. В данных общинах девушки могут, к примеру, прочитать маленькую лекцию на различные еврейские темы, выучить главу Танаха, прочитать какие-то молитвы из сиддура или фрагменты других текстов.

История

Во времена Талмуда, Мишны и Танаха современная практика празднования еврейского совершеннолетия еще не существовала. В книгах Числа и Исход возраст совершеннолетия, допустимый для армейской службы, составляет 20 лет. В Мишне 13 лет указывается как возраст, при достижении которого мальчик должен соблюдать законы Торы. Так, с 5 лет мальчики изучают Тору, с 10 — Мишну, с 13 лет исполняют полностью все заповеди.

Бар-мицва – это термин, который появился впервые в Талмуде (в пятом веке). Он обозначал мальчика, к которому применимы были все законы Торы. При этом в Талмуде указано, что клятвы человека после исполнения 13 лет приобретают полную юридическую силу, а также, что это итог его становления настоящим «мужчиной», как того требует Чис. В современном смысле термин «бар-мицва» не прослеживается до XIV века. Стоит отметить, что более старыми определениями были «гадоль» и «бар-оншин» (способный подвергаться наказанию за свои проступки).

Проступки и заповеди


Как только еврейский мальчик стал совершеннолетним, он должен себя вести, как подобает настоящему мужу или богатырю, который покоряет свое дурное начало, при этом постоянно возбуждает доброе. Учитель и отец должны помогать ребенку, начинающему этот путь. Им необходимо помочь понять ему и осмыслить все новое, что появилось в нем сейчас, а также в чем заключаются его обязанности с нынешнего момента.

Новое — это принятие мальчиком на себя навсегда бремени заповедей Всевышнего и абсолютная невозможность свержения его когда-либо с себя. В то время как его обязанность — опасаться пробуждения дурного начала, постоянно его подстерегающего, беречься от возможного совершения проступка. Он должен всем сердцем верить, что Творец ему дал для этого достаточно сил.

Общее описание

Один из вариантов боевой экипировки «Бармица» (вид сбоку, 2011 год)

Экипировка «Бармица» имеет общий вес 43—52 кг в зависимости от специальности солдата при массе носимой части 28—36 кг; она включает в себя более 50 элементов (по некоторым данным — более 60), среди которых — индивидуальное вооружение в виде автоматов АК, АН-94 либо пулемёта «Печенег», бронежилет, шлем, навигационное оснащение, портативная радиостанция из комплекса «Акведук», прибор ночного видения, источник тепла, фильтры для очистки воды в полевых условиях и т. д.. Все элементы объединяются в 11 функциональных групп обеспечивая максимальную унификацию и сочетаемость друг с другом:

  • вооружение и боеприпасы: штатные, в зависимости от воинской специальности военнослужащего,
  • средства наблюдения и разведки: ночные очки «Наглазник», компас и малогабаритный навигатор, с возможностью их использовать в любое время суток,
  • комплект боевого снаряжения (в зависимости от поставленных задач может включать в себя дополнительные элементы):
    • общевойсковой бронежилет «Забрало» — обеспечивает защиту от пуль и осколков от II уровня в противоосколочном варианте до IV в штурмовом,
    • защитный шлем «Борит-M» — обеспечивает защиту от 9-мм пули 57-Н-181С пистолета ПМ на дистанции 5 м,
    • универсальный транспортный жилет для размещения непосредственно на теле военнослужащего боеприпасов, снаряжения и вооружения общей массой не более 20 кг,
    • рейдовый рюкзак для хранения и переноски имущества объёмом до 40 литров при общем весе не более 40 кг,
    • десантный рюкзак для транспортировки снаряжения весом не более 15 кг при объёме до 15 литров во время десантирования парашютно-посадочным способом и после приземления,
    • спальный мешок, сохраняющий комфортные условия в течение 4 часов при −20 °C (с теплоизолирующим ковриком, противомоскитной сеткой и сменным вкладышем),
    • многофункциональная плащ-палатка, которая может служить плащом, носилками, тентом, гамаком, палаткой и т. п.
    • вещевой мешок (баул) для перевозки личного имущества военнослужащего при передислокациях.
  • средства связи: малогабаритная УКВ-радиостанция мощностью 0,1 Вт с дальностью связи до 1,5 км, которая обеспечивает симплексную радиотелефонную связь в звеньях управления роты, взвода и отделения в открытом и маскированном режимах,
  • инженерные средства: индивидуальный фильтр для водоочистки производительностью до 0,1 л/мин, складная лопата и др.
  • набор продовольствия: индивидуальный рацион питания в виде консервов и продуктовых концентратов (2966—3575 ккал) с устройством подогрева пищи, а также — рацион выживания для экстремальных ситуаций в виде брикетированных продуктов (1860 ккал),
  • летняя и зимняя полевая одежда: комплект удобной и многофункциональной полевой униформы,
  • средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения: комплект защитной фильтрующей одежды с огнезащитным покрытием и противогаз,
  • средства медицинского обеспечения: индивидуальный перевязочный пакет и аптечка первой помощи с набором лекарственных препаратов,
  • парашютно-десантные средства: основной и запасной парашюты, при необходимости могут дополняться грузовым контейнером,
  • специальные и групповые элементы:
    • комплект выживания «Эльф» в виде ножа с набором предметов первой необходимости в рукоятке (леска, лейкопластырь, спички, игла, нитки, марганцовка и т. д.),
    • специальное плавсредство «Варяг» в виде пятисекционной лодки грузоподъёмностью до 500 кг при полной массе не более 5,5 кг,
    • маскировочный грим, индивидуальный источник тепла и т. д..

В случае необходимости ременная система ЖТ 6Ш92-5 комплекта «Бармица» допускает размещение на ней боевого специального ножа СН-01 «Клён» с возможностью извлечения его одной рукой. Наружные поверхности всех элементов оснащения имеют специальное покрытие камуфляжной окраски для снижения заметности бойца в видимом и инфракрасном диапазонах длин волн.

Варианты и модификации

В некоторых источниках за 2013 год в составе комплекта «Бармица-М1» упоминались детекторы лазерного и СВЧ-излучения, системы медицинского биоконтроля и т. п..

Максимилиановский армет

В начале XVI века в Германии императором Максимилианом I была введена мода на доспехи с рифлёными поверхностями — так называемые максимилиановские доспехи. Доспехи эти представляли собой синтез готической и миланской брони, где из первой бралось рифление поверхностей. а из второй — общая форма доспехов. Шлем, естественно, тоже был продуктом такого синтеза — это армет итальянского фасона, но с гофрированием купола и других частей.

Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:

  • «гармошкой» (англ. bellows-visor) — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей;
  • «воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV—XVI века:
    • классическая конструкция с одинарным забралом;
    • конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних арметов)
  • «обезьянье лицо» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) — имеющее ниже зрительных щелей выступающую часть забрала с широкими вертикальными прорезями, похожую на решётку;
  • «гротескное» (англ. grotesque) — забрало, представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.

Максимилиановская броня 1514 года из Музея войска польского, Варшава. На шлеме спереди — гротескное забрало. На заднем плане арметы с забралами «гармошка» и «обезьянья морда»

Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:

  • с нижним забралом, откидывающимся вверх подобно верхнему, и нередко закреплённого на том же шарнире что и верхнее забрало;
  • с нижним забралом, которое не крепилось на шарнире, а просто пристёгивалось спереди;
  • с вариантами исполнения нижнего забрала как в арметах XV века первого и второго типа (описанных выше).

Полный боевой доспех, северная Италия, последняя четверть XVI ст. Сейчас находится в музее Вустера, США

Из них в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся нижним забралом и несколько меньшей популярностью армет второго типа, в то время как в Италии были популярны в первую очередь арметы первого типа. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в ронделе, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания ударом по затылку ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема (наличие подобных ремней, иногда усиленных подшитой кольчугой, у итальянских доспехов было связано с тем, что в отличие от немцев итальянцы широко использовали кожаные ремни не только для дешёвых доспехов). Что любопытно, арметы первого типа в XV веке итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.

Защита горла и шеи — горже существовало в двух вариантах:

  • Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
  • Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.

Бургундский армет с раздельным верхним забралом, 1547 год. Находится в музее в Иннсбруке. Иллюстрация из книги Вендалена Бехайма

Подарки

Ребенку, празднующему бар-мицву, обычно дарят подарки. Классическими дарами являются книги с образовательной или религиозной ценностью, вечные перья, различные предметы религиозного обихода, сберегательные облигации (для того чтобы их применять для дальнейшего образования), а также всевозможные подарочные сертификаты. Сегодня всё чаще на совершеннолетие дарят наличные.

Интересно, что, как и в благотворительности, здесь становится распространенным давать сумму, которая будет кратной восемнадцати. Принято при этом, чтобы бар-мицва из денежных подарков делал личную свою первую мицву (пожертвование), которая была бы направлена на благотворительность. От родителей мальчик получает на праздник первый талит.

ВАЖНОСТЬ НОВЫХ КОМПЛЕКТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ВОЙСК

Офицеры и специа­листы считают, что применение комплектов боевой экипировки в боевых условиях позволит повысить эффективность действий и значительно снизить безвоз­вратные потери военнослужа­щих.

Вот отзыв одного из участников Второй чеченской войны о БЗК «Пермячка»: «Легко и удобно. В засаде тепло, как летом. Нам это нужно. В Чечне приходилось видеть, как ребят буквально решетили оскол­ки, оставляя без рук, ног и глаз. Быва­ло, многие «теряли» пластины из тяже­ленных бронежилетов. И гибли. Вместо касок на голову повязывали простые платки. И снова гибли. Обидно: теряли мы парней не оттого, что не хватало средств защиты. Тяжелые они были, неудобные, а потому и пользовались ими нехотя…»

Специа­листы знают, что «малых» войнах до 70% всех ране­ний – осколочные. Ведь излюбленная тактика боевиков – совершать диверсии с помощью управляемых фугасов, начиненных смертоносным металлом. Вывод напрашивается один: подразделения в зоне боевых действий должны быть оснащены комплектами, подобными «Пермячке» и «Бармице».

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» http://www.modernarmy.ru. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Окшотт Эварт. Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение / Пер. с англ. А. Н. Анваера. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 192 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2636-8. Ориг.: Ewart Oakeshott «European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution» F.S.A. — ISBN 0-85115-789-0.
  • Функен Л., Функен Ф. Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 5-17-014796-1.
  • Царскосельскій музей: с собраніем оружія, принадлежащаго Государю Императору. — СПб.: Издат А. Бауман, 1860.

С этим читают