Будёновка

Что можно найти про будёновку в документах?

И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.

В приказе чётко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отворилось меньше месяца. В конце 1918 году новая военная форма появилась в первой боевой части – в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли «богатырка» или «фрунзевка». Стоит сказать, что у Первой конной армии Будённого новой формы в то время ещё не было.

Форма для бойцов Красной армии.

Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки: 

«Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».

В такой форме русские должны были провести парад победы в Берлине и в Константинополе в конце 1917 года.

И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.

Что это за шапка?


Если было тепло, то он был подвёрнут, поднят и зафиксирован пуговицами на задней части шлема

Обязательным элементом была пятиугольная звезда как символ принадлежности к РККА. Она пришивалась впереди по центру, над козырьком. Изначально звёзды не были красными. Они имели синий цвет, а потом цвет её изменялся в зависимости от принадлежности красноармейца к какому-либо роду войск. Пехота удостоилась малиновых звёзд, артиллерия нашивала оранжевые, которые потом заменили на чёрные, кавалеристам достался синий вариант.

Броневые войска (впоследствии – бронетанковые) получили красную звезду, авиаторам присвоили голубой цвет, а инженерные войска тоже присоединились к чёрной версии, пограничники остановились на зелёных звёздах на сером фоне головного убора. И только на плакатах или картинах красноармейцы изображались всегда в будёновках с красными звёздами.

Такую же шапку с 1922 года носили чекисты. Их вариант был тёмно-синего цвета с тёмно-зелёной суконной звездой. Через год цвет будёновки изменили на чёрный, звёзды – на малиновый. В следующем году шлем стал тёмного серого оттенка с краповой звездой.

Несколько версий будёновки

За свою четверть вековую историю этот головной убор претерпел несколько изменений:

  • менялась версия красноармейской звезды — с суконной она стала металлической, в виде значка, потом снова суконной;
  • размер звезды тоже претерпел изменения, то увеличиваясь, то уменьшаясь;
  • вводилась полотняная будёновка вместо суконной, которую стали носить только в зимнее время. Летний головной убор был лишён назатыльника, но имел два козырька – один спереди, другой сзади. В народе эту версию окрестили «здравствуй-прощай». Острым наконечником он был похож на каску германцев;
  • вскоре вместо полотняной версии была введена фуражка для лета, а зимний вариант сохранён за будёновкой;
  • сферические клинья головного убора в середине 20-х годов стали заканчивались более пологим, а не острым окончанием. Шлем стал округлым, навершие – не таким выступающим. Общая высота его снизилась.

Вязание традиционной будёновки для мальчика

Это модель близка к настоящим будёновкам. Она выполняется в зелёном цвете и украшается красной звёздочкой. Мальчишки любят её за красоту, мамы — за теплоту.

Для работы потребуется:

  • пряжа зелёная детская 200–300 гр;
  • спицы номер 3.

Этап: ушки

Начинает изделие ушко. Для него нужно набрать 10 петель и вязать резинкой 1*1. Получится очень похожий узор с лицевой гладью. Провязать с прибавлениями 50 рядов, прибавления делать через 2 ряда по 2 петли в начале и конце ряда. Сделать второе ушко симметрично.

Этап: козырёк

Для козырька также применяется узор резинки 1*1. Для него нужно будет набрать 20 петель и делать небольшие прибавления по 2–3 петли. Провязать 2–3 см и соединить ушки, козырёк и недостающие петли (при помощи нового набора сзади).

Этап: основа

Вязать круговые ряды без изменений лицевой гладью на высоту 16 рядов.

Этап: макушка

Этап: украшение

Шапка почти готова, она не нуждается в сборке, но украсить её нужно. Для этого необходимо будет вырезать звёздочку из красной ткани. Фетр, флис или что-то не менее плотное и красивое.

Какое место занимает в современной моде

После войны шапка-буденовка стала популярной деталью детской одежды. Теплые шлемы, укрывающие голову и шею, носили мальчики дошкольного и младшего школьного возраста. Головные уборы непременно украшались красной звездой. В XXI веке милитаристский стиль одежды стал одним из трендов. Стилизованные военные головные уборы с удовольствием носят не только представители мужского пола, но и юные девушки. Связанная из теплой шерсти буденовка смотрится стильно и модно. Часто шапки украшают норвежским орнаментом, вязаными узорами, кусочками меха. Предпочтение отдается вязаным вариантам шлема с невысоким верхом, имитацией назатыльника и удлиненными ушами.


Также военная амуниция прошлых лет занимает почетное место на полках антикварных магазинов. Изделия, бывшие свидетелями великих событий, привлекают не только историков, ими интересуются люди, почитающие традиции, культуру своего народа, революционное и военное прошлое. Буденовки являются экспонатами частных коллекций, украшением интерьера и оригинальным подарком. Красноармейский шлем со звездой – самый популярный сувенир, покупаемый иностранными туристами в России.

Кем и когда разработана

В первое время после революции красноармеец, а также остальные его сослуживцы носили обмундирование царской армии со споротыми знаками отличия. Правительству большевиков необходимо было создать свою военную амуницию. Новую форму утвердили в 1919 году приказом РВСВ под номером 116. Она состояла из суконной шинели, рубахи-гимнастерки, кожаных лаптей, головного убора.

Точно не установлено, была ли буденовка специально разработана для Красной армии либо Советское Правительство использовало модель 1915 года для парада царской армии в Берлине. Документы, подтверждающие эту версию, на сегодняшний день не обнаружены. Зато документально доказано, что Военный комиссариат объявил конкурс на создание оригинального обмундирования для солдат Красной армии. Над эскизами советской военной униформы работали художники Борис Кустодиев, Василий Васнецов, Михаил Езучевский.

Результатом работы стал шлем, внешним видом напоминающий древнерусскую коническую ерихонку с кольчужными бармицами, спускающимися на плечи. Это сходство дало первоначальное название головному убору красноармейцев – богатырка. Аналогов суконному колпаку в европейских армиях не было.

Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию

Бойцы Первой конной армии Семена Буденного.

Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.

Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.

Красноармейцы в будёновках.

При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.

Как связать будёновку для мальчика спицами: пошаговое описание

Очень милая модель будёновки — для детей до года. Вязать только в две нити, поскольку узор лицевая гладь не настолько толстый.

Для работы потребуется:

  • пряжа 200 гр детская;
  • спицы номер 3.

В работу использованы основные узоры, для шапочки будёновки. Это платочная вязка и лицевая гладь. Начинается работа с ушек и далее к макушке.

Этап: ушки

Набрать 7 петель спицами и начать вязать платочной вязкой — всего 49 рядов. Делать прибавления через ряд по две петли. Связать так два ушка и пока отложить в сторону.

Этап: основа

Набрать недостающие петли для шапочки, в зависимости от окружности головы и провязать с соединением ушек на свои места приблизительно 4,5 см. Вязать всё той же платочной вязкой.

Этап: макушка

Перейти на лицевую гладь, продолжить круговое вязание и начать делать убавления для макушки. В каждом втором ряду убавлять по 4 петли. Чередовать места, чтобы не получилась глубокая борозда. Останется 10 петель и провязать небольшой хвостик. Далее закрыть петли и спрятать нить.

Шапочка готова. Можно украсить и носить.

Какое место занимает будёновка в моде сегодня?

Носят её с козырьком или без него, но обязательно с острым верхом, имитацией отвёрнутого небольшого назатыльника и удлинёнными боковыми частями

У мужчин будёновка как шерстяная шапка тоже пользуется популярностью. Есть варианты более изысканные, связанные спицами с различными узорами и мотивами. Присутствуют также и простые одноцветные модели, выполненные крючком, плотные, сохраняющие навершие острым. Будёновка используется и как банная шапка из войлока, надёжно скрывающая голову от воздействия высоких температур. В таком варианте на шлеме обычно вышиты шутливые надписи и рисунки.

Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?

Красноармейцы в будёновках.

Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией. 

Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.

Будённый с командирами РККА.

Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.

18-летний артиллерист Юрий Никулин во время финской войны.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю

Примечания

  1. Данный населённый пункт располагался на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной. Согласно административному делению Украины, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится, здесь ныне располагаются Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. Фактически, здесь ныне располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
  2. Согласно позиции России
  3. Согласно позиции Украины
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 февраля 2011.
  5. , Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96.
  6. , Указ Екатерины II об образовании Таврической области. 8 февраля 1784 года, стр. 117.
  7. О новом разделении Государства на Губернии. (Именный, данный Сенату.)
  8. , Из Указа Александра I Сенату о создании Таврической губернии, с. 124.
  9. . Археологическая карта Крыма. Дата обращения 29 сентября 2019.
  10. , Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. с. 126.
  11. . Археологическая карта Крыма. Дата обращения 29 сентября 2019.
  12. . Археологическая карта Крыма. Дата обращения 2 июля 2015.
  13. . ЭтоМесто.ru (1890). Дата обращения 1 октября 2019.
  14. ↑ // Статистический справочник Таврической губернии / сост. Ф. Н. Андриевский; под ред. М. Е. Бененсона. — Симферополь, 1915. — С. 6.
  15. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. — 1974. — Т. 12. — С. 521. — 15 000 экз.
  16. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. — 1974. — Т. 12. — С. 197—202. — 15 000 экз.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 апреля 2013.
  18. Коллектив авторов (Крымское ЦСУ). Список населенных пунктов Крымской АССР по всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года.. — Симферополь: Крымское центральное статистическое управление., 1927. — С. 86, 87. — 219 с.
  19. Музафаров Р. И. Крымскотатарская энциклопедия. — Симферополь: Ватан, 1993. — Т. 1 /А — К/. — 424 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  20. Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  21. Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма»
  22.  (недоступная ссылка). Эльвина Сеитова, аспирант исторического факультета ТНУ. Дата обращения 26 июня 2013.
  23. Закон РСФСР от 25.06.1946 Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  24. Указ Президиума ВС РСФСР от 18.05.1948 о переименовании населённых пунктов Крымской области
  25. Закон СССР от 26.04.1954 О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  26. ↑ Справочник административно-территориального деления Крымской области на 15 июня 1960 года / П. Синельников. — Исполком Крымского областного совета депутатов трудящихся. — Симферополь: Крымиздат, 1960. — С. 19. — 5000 экз.
  27. . Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия». Дата обращения 24 марта 2018.
  28. . Ведомости Верховного Совета Крыма, 1992 г., № 5, ст. 194 (1992).
  29.  (укр.). Верховна Рада України. Дата обращения 2 октября 2019.
  30. Первая цифра — приписное население, вторая — временные.
  31.  — С. 82, 83.

Будёновка в искусстве


«Вступайте в красную конницу!», УССР, 1920 год

Банкнота СССР 1923 года

Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» ().

Только отмена ношения в войсках помешала будёновке стать настоящим геральдическим символом, хотя отдельные примеры использования её в этом качестве можно найти в советской архитектуре: красноармейский шлем является центральной фигурой рельефа на фасаде здания Национального центра управления обороной в Москве (Фрунзенская наб., дом № 22).

В году режиссёром Игорем Вознесенским снят художественный фильм «Будёновка» по мотивам произведений А. Гайдара.

Упоминается в песне «С чего начинается Родина».

Дед Нечипор, староста села в фильме «Свадьба в Малиновке» то надевает, то снова снимает будёновку («Опять власть меняется…»), рассматривая её как ярко выраженный политический атрибут.

Как сделать выкройку буденовки самостоятельно в натуральную величину

Если посмотреть на выкройку, то нет ничего сложного, чтобы самостоятельно сделать по аналогии выкройку в натуральную величину на листе бумаги. Самое первое, от чего нужно отталкиваться – это величина окружности головы. Потом эту величину разделить на количество клиньев, так удалось узнать, сколько сантиметр нужно на основу одного клина. Козырек и назатыльник также не вызовут сложности, чтобы построить выкройку на бумаге, повторяя линии со схемы.

Хоть высота буденовки и является неизменной, но для уточнения можно измерять расстояние от бровей до макушки, после к этой величине прибавить 5 см на заостренный кончик. На картинке приведен пример выкройки 56 размера, в конечном виде объем головного убора будет равняться 57,5 см. Даже если размеры выкройки потребуется изменить, принцип построения сохраняется. Выкройка подкладка полностью повторяет основное изделие.

История изменений

Красноармейцы в будёновках, зима 1940 г.

Приказ РВСР № 116 от 16 января 1919 года, который официально ввёл ношение нового зимнего головного убора во всех родах войск (сил) Красной армии, содержал описание будёновки, как шлема из сукна защитного цвета на ватной подкладке, состоящего из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху сферических треугольников, пришитого спереди простроченного овального козырька и спускающегося вниз сзади назатыльника с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы или пристёгивающимися (в сложенном виде) к нашитым на колпаке обтянутым сукном пуговицам.

Отличительным символом принадлежности к Красной армии являлась нашивавшаяся спереди над козырьком пятиконечная звезда диаметром базовой окружности 8,8 см из сукна, цвет которого зависел от рода войск (сил). Приказом Народного Комиссариата по военным делам № 594 от 29 июля 1918 года было введено ношение на головных уборах металлического значка-эмблемы в виде покрытой красной эмалью пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, которая на будёновках прикреплялась в центре суконной звезды.

Приказом Революционного военного совета Республики № 628 от 8 апреля 1919 года были установлены шесть цветов сукна для знаков различия родов войск (сил), полагавшегося также на обтяжку пуговиц шлема и нашивную звезду: для пехоты — малиновый, для кавалерии — синий, для артиллерии — померанцевый, для авиации — голубой, для инженерных войск — чёрный, для пограничных войск (которые в этот период также входили в состав РККА) — зелёный. Диаметр базовой окружности нашивной звезды был увеличен до 10,5 см.

Приказом Революционного военного совета Республики № 322 от 31 января 1922 года был введён летний головной убор, изготовлявшийся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и повторявший форму зимнего суконного шлема, но без застёгивающихся под подбородком отворотов назатыльника.

Летний шлем являлся частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет (поскольку в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой), однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона (став менее высокими и более округлыми по форме) и цвета сукна (который стал тёмно-серым).

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр базовой окружности нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменёна красноармейская эмблема, на которой вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства — серп и молот.

В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема (с тёмно-серого на защитный, соответствовавший цвету суконного обмундирования РККА образца 1924 года).[источник не указан 969 дней]

Приказом Революционного военного совета СССР № 415 от 2 августа 1926 года была упразднена суконная звезда, в связи с чем до отмены этого приказа в октябре того же года красноармейский значок-эмблема прикреплялся непосредственно на колпак шлема.

Различные модели и модификации будёновки использовались частями РККА, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки.

Официально будёновка была отменена приказом Народного комиссара обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года и заменена шапкой-ушанкой, так как в ходе советско-финской войны показала, что не обеспечивает достаточной теплозащиты в сильные морозы[источник не указан 71 день]. Тем не менее, она оставалась в действующих частях РККА на протяжении 1941-весны 1942 года, а кое-где (например, в тыловых частях, училищах, спецшколах, партизанских отрядах) её продолжали носить вплоть до 1944—1945 годов. Известны фотографии военнослужащих в будёновках, датируемые 1943 и началом 1944 года, а также фотографии освобождённых военнопленных в будёновках 1945 года.

В настоящее время она стала предметом коллекционирования любителей военной истории, популярным сувениром для иностранцев и является непременным атрибутом художественных фильмов и театральных постановок о Гражданской войне и Красной армии.

Ушанка — модный аксессуар

Сегодня ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».

 

Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.

Без шапки-ушанки в своих коллекциях не обходится Денис Симачев, D&G и Alexander McQueen. Выпускают шапки и в стиле хай-тек: ушанка оснащена LED-дисплеем, который может транслировать заданные вами речевки или выдавать ритм окружающих звуков.

После того, как Роман Абрамович приобрел «Челси», ушанка стала ключевым элементом униформы его болельщиков. Таким образом они выражали свою признательность странному русскому, вкладывающему огромные деньги в футбольный клуб.

https://youtube.com/watch?v=eL9jHgz5oZ4

Видео: Шапка-ушанка. Руководство по шитью с выкройками.

Как изменилась она к настоящему времени?

Вместе с удлинёнными элементами, скрывающими ушки и часть лица с боков, этот головной убор признавался родителями надёжным кордоном от ненастья


Многие из них самостоятельно шили или вязали такие шапки, обязательно сохраняя красную звезду. С ней ребёнок мог участвовать в играх на военные темы — особенно популярных среди советских детей.

Интересно, что такой «древний» фасон вдруг стал возрождаться к жизни в XXI веке. Модницы сейчас предпочитают носить вязаные варианты с удлинёнными ушами. В современном виде будёновка стала невысоким остроконечным головным убором со свисающими боками. Самый распространённый тип вязки модной шапки – изнаночная гладь. Так она выглядит единой и монолитной. Только плотно прилегающая к голове шапка будет держать форму. Обязательное условие для сохранения причёски – тканевая подкладка, лучше из шёлка.

Как сшить буденовку своими руками

Важно найти ткань подходящего цвета – военные или туристические расцветки, от серо-зеленого до темно-зеленого. Если есть желание пошить шапку из сукна, то нужно сделать более широкие припуски для обработки краев при раскрое

Можно выбрать войлок, если есть задача максимально повторить оригинал. Во всех остальных случаях можно использовать самые разные ткани

Если есть желание пошить шапку из сукна, то нужно сделать более широкие припуски для обработки краев при раскрое. Можно выбрать войлок, если есть задача максимально повторить оригинал. Во всех остальных случаях можно использовать самые разные ткани.

Для пошива буденовки понадобится:

  • Отрез ткани, хватит и 0,5 метра при ширине 1,5 м;
  • Если по задумке предусмотрена подкладка, то подкладочной ткани столько же, сколько и основной;
  • Портновские булавки;
  • Мелок или кусочек мыла;
  • Пуговки;
  • Нитки в тон ткани;
  • Ножницы;
  • Дублерин, если ткань тонкая.

Изготовление. Все детали выкройки перенести на ткань, обвести мелом с учетом припусков 1,5 см. Края всех вырезанных деталей нужно обработать на оверлоке или с помощью строчки зиг-заг на швейной машинке. Хоть технологически в этом нет необходимости, ведь будет подкладка, но это позволить добиться дополнительной жесткости, сделать изделие более опрятным.

Первыми сшивать нужно клинья передней и задней части, а после этого соединить с боковыми деталями.

На вершину шапки можно при желании вставить наконечный пластик, что позволит максимально приблизить изделие к оригиналу. На этом этапе сшитые клинья нужно соединить с подкладкой. Клинья подкладки пришиваются без обработки швов. Соединяют изнаночную часть изделия и изнанкой подкладки. Сколоть по всей поверхности портновскими булавками или сметать. Теперь нужно переходить к козырьку и нижней части буденовки.

Хоть в оригинальной буденовке козырек шился только из ткани, но ничего не мешает его сделать более жестким, вставив между тканью и подкладом плотный материал, например, картон. Козырек нужно простегать, чтобы все три слоя соединить воедино. После того как детали козырька и назатыльника готовы, их нужно вложить между основной и подкладочной частью шапки, наметать по всей окружности нижней части буденовки. И только после этого прострочить на машинке, соединив все три детали. В самую последнюю очередь на детали назатыльника проделываются 1-2 петли для пуговки.

Немного из истории появления будёновки

На вопрос, как появилась будёновка, нет единого ответа, потому что существует две версии этих событий: советская и имперская.

Вскоре в действующие подразделения отправились первые образцы: длиннополые шинели со сложными боковыми застёжками, гимнастёрки, штаны-галифе и шапки-шлемы, которые изначально называли «богатырками».

Будёновка состояла из нескольких клиньев, которые образовывали остроконечную верхушку. Формой головной убор напоминал шлемы былинных богатырей, потому и получил такое название. В армии под командованием Фрунзе его постепенно переименовали в «фрунзевку». Когда новая форма дошла до кавалеристов Семёна Будёного, название переродилось в будёновку, и других вариантов в дальнейшем уже не было.

Имперская версия гласит, что в этой форме, пошитой ещё при царе в 1915 году, русские войска должны были участвовать в параде Победы над Германией в Берлине. Создавалась она также по эскизам Васнецова. В этом случае можно объяснить её «богатырскую» стилистику. Шлемы-шапки, шинели с «разговорами», свободные гимнастёрки, застёжки на них и на шинелях – всё полно древнерусскими мотивами, что было чуждо молодой республике, захлёбывавшейся в крови.

Военный путь

Поступив на обмундирование армии Семена Буденного, головной убор стал называться буденовкой. Новое имя прижилось, стало нарицательным и вошло в словари русского языка. Правда, в дивизии Василия Чапаева и армии Михаила Фрунзе буденовка называлась по-своему – фрунзевкой.

Летом 1922 года появился облегченный вариант колпака из светло-серого хлопчатобумажного полотна. Через несколько лет это шлем был вытеснен фуражками и пилотками, а зимние буденовки остались, приняв округлую форму. В милиции модификации буденовки существовали до 40-х годов.

Серые шлемы чекистов были отмечены краповыми звездами. Пройдя лихие годы Гражданской войны, буденовка сохранилась в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Совместно с названием головного убора, бытовали его шутливые прозвища:

  • «громоотвод» или «умоотвод» – из-за вытянутого вверх подобно антенне острого шпиля;
  • «здравствуй-прощай» – модель легкого шлема с двумя козырьками (надо лбом и в затылочной части).

На Дальнем Востоке часто острую вершину шапки сравнивали с камчатскими вулканами. «Кипит наш разум возмущенный», – шутили командиры над солдатами, приговаривая, что из суконного шпиля входит пар при пении «Интернациоанала».


С этим читают