Должностные обязанности стрелка ведомственной охраны

Из глубин истории

День ведомственной охраны железнодорожного транспорта России — прекрасный повод заглянуть на страничку истории.


Дата торжества была выбрана учредителями последнего вовсе не наобум, как может показаться на первый взгляд. Подтвердить сей факт призвана история подразделения.

Наиболее значимым в истории существования ведомственной охраны отечественных железнодорожных объектов следует назвать 1921 год. По сути, он явился стартом возникновения и дальнейшего развития указанной выше службы. 9 декабря озвученного года свет увидел особый документ – декрет ВЦИКа и объединения под названием «Совет Труда и Обороны», именуемый «Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».

Вышеупомянутый декрет был принят, благодаря Ф.Э. Дзержинскому. Этот человек занял должность Наркомата путей сообщения в середине весны 1921 года. Надо отдать ему должное: именно Дзержинский и никто другой осознал, что советские стальные пути и, соответственно, перемещающийся по ним транспорт нуждаются в надежной защите от нарушителей правопорядка: бандитов и дебоширов. Столь острая необходимость в ведомственной (тогда – военизированной) охране ж/д объектов обусловлена была и иными, не менее важными причинами. Во-первых, в рассматриваемый нами временной промежуток железнодорожная сфера после Октябрьской революции 1917 года и произошедшими вслед за ней гражданскими междоусобицами все еще находилась в состоянии сильного упадка. Во-вторых, начавшееся с 1920 года постепенное восстановление ж/д хозяйства сопровождалось увеличением числа перевозок всевозможных грузов и появлением множества новых объектов: мостов, разъездов, магистралей, депо. В создавшихся условиях их нельзя было оставлять без постоянного присмотра.

Центральным звеном новоиспеченного подразделения стала стрелковая охрана. Его укомплектовывали специально обученными военными, владевшими оружием и всегда имевшими эти средства защиты при себе. Из таких молодцев формировались особые отряды. Существовали также войска пожарной охраны ж/д транспорта.

Время шло, и вот грянула Великая Отечественная война. На момент вооруженных столкновений наших солдат с фашистами система путей сообщения выполняла единственную функцию, состоящую в обеспечении грузоперевозок по необходимым направлениям для удовлетворения армейских фронтовых нужд

Представители службы НКВД в это непростое для советского народа и государства время охраняли объекты, имевшие стратегическую важность. К таковым относились, например, линии связи, мосты, станции

Несмотря на то, что обязанности свои ведомственная охрана в целом осуществляла исправно, ряды ее изрядно поредели. Мужчины, служившие в пожарных и стрелковых отрядах, в огромном количестве были отправлены на фронт. Кто-то из оставшихся самостоятельно принял решение влиться в ряды армии, и, недолго размышляя, сделал это. Однако не стоит думать, будто освободившиеся места пустовали. Вовсе нет: их заняли женщины. Общими силами представители обоих полов не давали врагу ни малейшего шанса для осуществления подрывной деятельности.

Интересно, что официально установление разделения военизированной охраны Министерства путей сообщения (МПС) на пожарные и стрелковые отряды произошло лишь спустя 4 года после завершения войны с фашизмом, окончившейся абсолютной победой советского народа. Подтверждением служил документ – соответствующее Положение.

Таким образом, спустя без малого почти век дату 9 декабря 1921 года считают настоящим днем рождения ведомственной охраны ж/д путей и составов, передвигающихся по рельсам на обширных российских территориях.

Поздравления с днем охраны железнодорожного транспорта в стихах

  • С днем ведомственной охраны
  • Транспорта железнодорожного!
  • Пускай сбудутся мечты
  • Возможные и невозможные!
  • Пускай поезда гудок
  • Тебя поприветствует,
  • И начальство на работе
  • Тебя пускай чествует!
  • Чтобы радостно жилось,
  • Чтобы душа пела,
  • Чтобы всегда удавалось
  • У тебя любое дело!
  • Транспорт охраняешь ты
  • Железнодорожный России.
  • Я душе твоей желаю
  • Праздничной стихии!
  • Чтобы рельсы были все
  • Сегодня исправны,
  • И чтобы тебя хвалил
  • Сам начальник главный!
  • Пускай сбудет желание
  • Самое заветное
  • И исполнятся мечты
  • Самые секретные!
  • В день ведомственной охраны
  • Транспорта железнодорожного
  • Поздравления прими ты,
  • И пусть в жизни сложного
  • Ничего твоей не будет,
  • Будет лишь простое.
  • Главное, чтоб не было
  • В работе простоя!
  • Чтоб работалось с умением
  • И немного с юмором.
  • И чтобы твоя голова
  • О глупом не думала!
  • Пусть сегодня поезда
  • Гудят тебе дружно,
  • В день ведомственной охраны
  • Это очень нужно!
  • Быть охранником тебе
  • Желаю я лучшим,
  • И в карьере подниматься,
  • И стать еще круче!
  • Чтобы радостно судьба
  • Тебе всегда улыбалась,
  • И чтоб на твоем пути
  • Лишь хорошее встречалось!
  • С Днем охраны ведомственной
  • Транспорта железнодорожного!
  • Пожелаю заведомо
  • Я всего невозможного.
  • Поезда пускай гудок
  • Поприветствует шутя,
  • И начальство поздравок
  • Пусть напишет для тебя.
  • Желаю премий и хвалы,
  • И чтобы рельсы не сходились,
  • Боги были чтоб щедры,
  • Желания осуществились!
  • Поздравляю с Днем охраны
  • Транспорта ЖД!
  • Не вставать желаю рано
  • По утрам тебе.
  • Быстро бегать пожелаю,
  • Счастье чтоб свое догнать.
  • Получить тебе без края
  • Все, что можно лишь желать.
  • Пусть рельсы убегают вдаль,
  • Гудок приветственно звучит,
  • Уносят поезда печаль,
  • Удача за тобой бежит!
  • Поздравленья принимай с днем охраны
  • Транспорта железнодорожного!
  • Сбудется пускай сегодня
  • В твоей жизни невозможное!
  • Поезда пускай приветствуют
  • Громкими гудками,
  • А люди идут чествовать
  • Большими шагами!
  • Настроенье пусть взлетит
  • Твое выше облаков,
  • И пусть спутниками будут
  • Всегда счастье и любовь!
  • Транспорт охраняешь ты
  • Наш железнодорожный.
  • Ситуаций пусть не будет
  • На работе сложных!
  • Пусть тебя нынче поздравит
  • Сам начальник главный.
  • Рельсы пусть и поезда
  • Все будут исправны!
  • Пусть моргают синим глазом
  • Тебе семафоры,
  • На пути чтоб жизненном
  • Не встречалось горе!
  • Ж/д объекты охраняй,
  • Грузы важные стереги,
  • Смелостью ты поражай,
  • Чтоб боялись все враги.
  • Закона нормы четко знай,
  • Чтоб эксцессов не случалось.
  • Хищения предупреждай,
  • Чтоб безопасность процветала.
  • Не знай поры ты бедственной
  • И препятствия сложного.
  • С Днем охраны ведомственной
  • Транспорта железнодорожного!
  • С Днем охраны ведомственной
  • Транспорта железнодорожного!
  • Желаю, чтоб сбылись мечты
  • Даже невозможные.
  • Пусть приветствует гудок,
  • Он сулит тебе удачу.
  • Запасайся счастьем впрок,
  • Любую выполни задачу.
  • Всех нарушителей лови,
  • Предупреждай их злые планы.
  • Службу доблестно неси
  • Точно, четко, без изъянов.
  • Нет в поезде и дня тревожного.
  • Охрана железнодорожная
  • Стоит на страже тишины-покоя.
  • А как стоит? То — тайна! Не раскроем!
  • Ведомственная ведь она,
  • Работою сейчас полна.
  • Поздравляю с ее датой!
  • Пусть будет сыта и богата!
  • Желаю дальше в ней служить,
  • Примером для мальчишек быть,
  • Счастья, радости, зарплаты,
  • Тачки, дачи, классной хаты!
  • День охраны железнодорожной –
  • Праздник очень неотложный.
  • Желаю дальше в ведомстве служить,
  • Умным, острожным быть,
  • Быстрым, метким, дальновидным,
  • Будет начальству тебя видно.
  • Пусть отметит премией-зарплатой.
  • Желаю быть здоровым и богатым.
  • Роста тебе мощного карьерного,
  • В жизни длинной друга верного,
  • Тепла, любви, успеха и покоя,
  • И профессионального настроя!

Охрана Путей Сообщения НКПС СССР

20 марта 1923 г. приказом НКПС № 1419 объявлено Положение об Охране железнодорожных путей сообщения. Лица в возрасте от 20 до 55 лет, поступившие на службу в охрану, считались состоящими на государственной службе, обязались прослужить в строевом составе не менее 6 месяцев и выполнять, в том числе уставы дисциплинарной и гарнизонной службы, принятые в Красной Армии.


Строевой состав по своему служебному положению подразделялся на агентов охраны (непосредственно осуществляющих охрану имущества) и командный состав (младший, средний, старший и высший). Кроме этого, выделялся канцелярско-технический состав (делопроизводители, конторщики и проч.).

Организация и укрепление Охраны Путей Сообщения НКПС, выявление причин и условий, порождающих крупные хищения на транспорте, личное мужество агентов и командиров охраны, высокая боеспособность подразделений способствовали тому, что массовые нападения на железнодорожные объекты, грузовые и пассажирские поезда стали происходить все реже и реже.

В сентябре 1925 г. в Москве состоялся съезд начальников Охраны Путей Сообщения НКПС СССР. В повестку дня были включены насущные вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-технического обеспечения, вооружения, мер борьбы с хищениями, охраны технических сооружений, борьбы с бандитизмом.

21 марта 1926 г. в Москве на основании приказа НКПС от 25 февраля 1926 г.состоялось открытие Школы Усовершенствования Командного состава (ШУКС) Охраны Путей Сообщения, которая 80 лет была основным учебным заведением, осуществляющим  обучение квалифицированных специалистов и руководителей для подразделений охраны, а также их переподготовку. Первый выпуск (214 человек) состоялся 25 февраля 1927 г. С 1926 по 1937 г. школа носила имя Я.Э. Рудзутака, занимавшего пост Наркома путей сообщения СССР с 1924 по 1930 г. С октября 1937 г. школа дислоцировалась в п. Мамонтовка Московской обл.

1928-1932

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Навигация по праздникам

Другие праздники в этот день

День Героев Отечества

  • О всех праздниках в декабре вы можете узнать на странице праздники в декабре 2020 года
  • Праздники и памятные даты на текущий месяц вы можете узнать на странице праздники в августе 2020 года
  • Полный обзор праздников и памятных дат на текущий год находится на странице праздники в 2020 году

Отправная точка в мир праздников и все о праздниках и памятных датах Вы найдете на странице «Праздники».

Предыдущие праздники

  • День образования российского казначейства8 декабря
  • Международный день гражданской авиации7 декабря
  • День сетевика6 декабря
  • День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 год)5 декабря
  • День информатики4 декабря
  • День заказов подарков и написания писем Деду Морозу4 декабря

Следующие праздники

  • День создания службы связи МВД 10 декабря
  • Всемирный день футбола10 декабря
  • Международный день танго11 декабря
  • День Конституции12 декабря
  • Международный день чая15 декабря
  • День РВСН17 декабря

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов

История

В 1921 году был издан декрет «Совета Труда и Обороны», который предусматривал организацию охраны складов, железнодорожных магистралей и перевозимых пассажиров. В то смутное время транспорт нуждался в надежной защите от бандитов. После революции постепенно восстанавливались все отрасли народного хозяйства, увеличивалось число перевозок, росло количество маршрутов, поездов и пассажиров.

Интересные факты:

  • военизированные отряды после октября 1917 года надежно охраняли железнодорожные объекты от бандитских группировок, помогая строить и восстанавливать пути сообщения;
  • в 1920 году, если сотрудник охраны был замечен в хищении перевозимого груза, он приговаривался к расстрелу;
  • в 1949 году была издана директива, регламентирующая состав охраны, состоящей из пожарных и стрелковых подразделений;
  • во время освободительной войны с фашисткой Германией, стрелковые отряды обеспечивали круглосуточные грузоперевозки по необходимым направлениям ценой своих жизней;
  • охранники имеют право на ношение огнестрельного оружия;
  • сегодня численность военнослужащих, контролирующих порядок на магистралях, насчитывает более 70000 человек;
  • на учете ведомственной охраны имеется около 300 поездов, оснащенных средствами борьбы с огнем.

Учитывая важность и значимость охраны железнодорожных магистралей, праздник отмечается согласно указу президента страны

Ближайшие события и праздники


День российского кино Существует устойчивое мнение о том, что современная российская кинопромышленность переживает не лучшие времена…

День ветеринарного работника России Учрежден: Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 188 от 11.06…

День патрульно-постовой службы полиции Профессия полицейского заслуженно считается одной из самых опасных в мире…

День российской гвардии В декабре 2000 года вышел указ президента РФ, которым предписывалось ежегодно, 2 сентября, отмечать День российской…

День специалиста по ядерному обеспечению Ядерный потенциал в виде оружия массового поражения — это комплекс секретных и наиболее значимых разработок в…

Любопытные факты: современное состояние подразделений

  • Насчитывается 15 подобных структур, обеспечивающих безопасное функционирование инфраструктуры разного профиля.
  • На заре деятельности этой государственной структуры ее работники часто совершали кражи. Даже мелкие правонарушения такого рода карались расстрелом.
  • Служащие оснащены специальными видами нелетального оружия.
  • Сегодня охранная организация насчитывает 60 тыс. сотрудников.
  • Существует утвержденный перечень предприятий и компаний, действующих на территории Российской Федерации и имеющих стратегическое значение.
  • В наши дни есть примерно три сотни поездов, оборудованных всеми средствами борьбы с пожарами и распространением химикатов, представляющих угрозу природе и человеку.
  • Под охраной находятся около 2 тысяч объектов.

Военизированная охрана путей сообщения НКПС СССР

 7 августа 1932 г. ЦИК И СНК СССР приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», которым грузы на железнодорожном транспорте приравнивались по своему значению к государственному имуществу, требовалось усилить охрану этих грузов. За хищение грузов применялся расстрел с конфискацией всего имущества либо замена его при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

В августе 1932 г. осуществлено объединение Стрелковой Охраны Путей Сообщения и военизированной пожарной охраны НКПС под прямым руководством Центрального управления Военизированной охраны путей сообщения, вновь организованного в структуре НКПС. К задачам стрелковой охраны добавилось поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов и у билетных касс.

Охрана денежных и других ценностей в пути следования поездов, а также охрана товарных поездов в пути осуществлялась особыми бригадами частей охраны, которые назначались на весь путь следования в пределах одной дороги. При необходимости выполнения охраны в пределах двух или нескольких дорог бригады менялись на пунктах смены, которые устанавливались соглашением начальников охраны смежных дорог.

С 1 октября 1932 г. в обязанности органов охраны, помимо основных, входили задержание и санитарная обработка беспризорных детей, передвигающихся по железным дорогам, обеспечение их питанием и культурным досугом. Для поиска детей применялись особые дозоры и оперативные группы, которые, в том числе высылались на неохраняемые пункты. В штат Военизированной охраны путей сообщения НКПС входили педагоги-воспитатели, осуществляющие свою деятельность в вагонах или комнатах-приемниках. Тысячи жизней мальчишек и девчонок спасли бойцы охраны НКПС в эти тяжелые годы.

В соответствии с приказом НКПС от 5 ноября 1932 г. № 865/Ц на отдельных станциях и предприятиях железнодорожного транспорта в целях оказания общественной помощи начали создаваться добровольные бригады содействия военизированной (стрелковой и пожарной) охране путей сообщения, численностью от 5 до 30 членов, работающие под руководством лиц начальствующего состава охраны.

В 1932 г. в Среднюю Азию была направлена рота из курсантов ШУКС, которые в борьбе с басмачами проявили мужество и героизм, многие из них были удостоены правительственных наград.

Приказом НКПС от 15 февраля 1933 г. № 91/Ц утверждено Положение о прохождении службы личным составом стрелковой охраны путей сообщения.


2 декабря 1933 г. НКПС объявило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-х осный товарный вагон с агрегатами) и двух оборудованных и утепленных цистерн или тендеров для воды.

В 1934 г., после оккупации Маньчжурии Японией, на советской границе усилились провокационные действия. Советское правительство предприняло необходимые меры по укреплению дальневосточных границ. Из личного состава стрелковой охраны была сформирована Особая дальневосточная стрелковая бригада. Штаб бригады дислоцировался на станции Чита Забайкальской дороги. В 1937 году бригада, выполнившая задание, была расформирована.

С 1 мая 1937 г. охрана номенклатурных грузов, отправляемых заводами оборонной промышленности, стала осуществляться стрелковой охраной железных дорог путем назначения сменных нарядов для сопровождения этих грузов от станции погрузки до станции назначения. Для указанных целей был набран дополнительный штат охраны в количестве 2000 человек. Пункты смены нарядов стрелков внутри дороги устанавливались начальниками охраны дорог, а между дорогами – Центральным отделом охраны НКПС.

Во второй половине 1937 г. на охрану НКПС была возложена обязанность по охране топливных складов и пунктов стоянок составов с топливом, почты на крупных железнодорожных узлах.

29 октября 1937 г. НКПС утвердил Положение о военизированной охране путей сообщения. Основной организационной единицей являлся отряд, который подразделялся на стрелковые взводы, отделения, пожарные команды и команды пожарных поездов.

В апреле 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была введена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах (1 год тюремного заключения) и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном (от 1 до 3 лет тюремного заключения) — действовала до марта 1955 г.

1941-1946

Интересные факты

  • Органам исполнительной власти разрешено формировать только государственную ведомственную охрану. В их числе имеется почти 15 структур.
  • Сначала созданное учреждение было военизированным. При этом очень часто происходили разного рода кражи. Поэтому почти всех, кто был на этом пойман, в итоге расстреляли.
  • 1949 год знаменит утверждением специального положения по поводу военизированной охраны Министерства путей сообщения. Где было прописано о создании двух специальных подразделений: стрелковой, а также пожарной. Причем цель первые должны были заниматься охраной грузов не только на станциях, но и в течение всего следования пути. Плюс постоянно наблюдать за общественным порядком. Вторые же обязаны заниматься пожарно-профилактическими работами, а еще ликвидацией всевозможных очагов возгорания.
  • Все служащие, которые находятся при исполнении, имеют полное право носить огнестрельное оружие. Причем это могут быть как пистолеты, так и автоматы. При этом сотрудникам обязательно выдается специальное средство нелетального действия, которое могут применять всегда, когда потребуется.
  • В течение всего периода ВОВ деятельность железнодорожного транспорта имела лишь одну, но весьма важную задачу – беспрепятственно перевозить всевозможные грузы на фронт для потребностей солдат и офицеров советских войск. При этом все без исключения участки, которые считались стратегическими объектами были взяты под тщательный контроль. Таким образом, в самое тяжелое для всех людей время, в обстановке невероятно смертельной опасности все эти сотрудники добросовестно выполняли свой гражданский долг.

Подразделение занимается защитой почти 2000 объектов железнодорожной инфраструктуры. При этом имеет 300 специальных пожарных поездов, с оборудованными специальными средствами, благодаря которым можно легко вступить в бой не только с огненной стихией, но и опасными химическими веществами.


С этим читают