Прокурор: особенности профессии

Содержание

Требования к деятельности судебного секретаря

Куда более значительные изменения содержат должностные обязанности секретаря судебного заседания. Как правило, эти специалисты занимаются непосредственно ведением и фиксацией заседаний в суде. Кроме того, они подготавливают письма, запросы и иные документы, могут осуществлять вызов лиц, участвующих в судебных прениях. Подобная активная работа может выполняться лицом как с высшим, так и с неполным высшим образованием, без соответствующего опыта работы. Как правило, эту позицию выбирают молодые люди и девушки, желающие набраться опыта в судебной сфере и в дальнейшем продолжить свою карьеру в области юриспруденции.


Некоторым может показаться, что подобная вакансия не требует специальных знаний и умений, поэтому подойдет многим, однако это не совсем так. Чем же еще занимается секретарь суда? Должностные обязанности его подразумевают:

  • Соблюдение Конституции, Федеральных законов и любых других нормативно-правовых актов и распоряжений.
  • Исполнение поручений судьи или других уполномоченных лиц.
  • Взаимодействие с другими сотрудниками судебной структуры для решения вопросов, находящихся в компетенции секретаря.

Как стать прокурором в России

Обязательно работникам прокуратуры иметь диплом об окончании вуза.

Отвечая на вопрос, нужна ли армия для работы, следует подчеркнуть, что военный билет либо приписное свидетельство среди прочих документов предоставляются при поступлении на ФГС в прокуратуру РФ. Поэтому соискателю на должность необходимо пройти срочную службу или окончить вуз с военной кафедрой.

Следует учесть: даже имея профильное образование и отслужив в армии, устроиться на работу без опыта невозможно. Наиболее перспективным для начала карьеры является трудоустройство на пост помощника прокурора.

Несколько лет помощник набирается опыта, занимаясь составлением процессуальных актов и оказывая содействие непосредственному руководителю.

Перейти на должность прокурора возможно из силовых структур. Всеми необходимыми навыками обладает следователь. Он занимается расследованием преступлений и обладает широким кругом обязанностей.

В его компетенцию входит: возбуждение, принятие к производству или передача уголовного дела, непосредственное участие в ходе расследования, обжалование решений прокурора. Следственная деятельность наиболее тесно переплетается с прокурорской.

Согласно статистическим данным путь в прокуроры субъекта РФ занимает от 12 до 35 лет. Все сотрудники, выпускники юридических институтов, продвигались по карьерной лестнице в одном ведомстве. Девушек на прокурорских должностях в разы меньше, чем мужчин.

В составе Генеральной прокуратуры РФ выделяются следующие подразделения (прокуратуры):

  • субъектов РФ,
  • специализированные,
  • военная,
  • научные и образовательные учреждения.

Сколько получает сотрудник?

Сейчас зарплата у помощника прокурора в РФ колеблется в границах от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, в зависимости от структуры, где человек трудоустроен, от региона, квалификации, стажа, личных заслуг и достижений сотрудника.

Лица, которые не прошли аттестацию, могут рассчитывать на более низкую ставку: не более 18 –20 тыс. руб. в месяц.

Расчёт происходит на базе 30 % оклада прокурора, подчиненным которого данный служащий и является (с учётом ставки от 1 у обычного помощника и до 2,5- 4, если он числится в штате как старший). Но доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Периодические доплаты тоже составляют значительную часть заработка, поскольку включают в себя:

  1. поощрительные премии;
  2. выплаты за классность;
  3. надбавка за научную степень;
  4. бонусы за особые заслуги;
  5. доплата за работу с секретными данными.

Итоговая сумма доплат и поощрений может увеличить стандартный уровень зарплаты в несколько раз. Поэтому только от усердия и личных качеств конкретного человека зависит то, как быстро он получит эту должность (и получит ли её вообще) и сколько будет получать за свой труд. Но стоит осознавать, что специфика данной специализации в любом случае подразумевает большую ответственность и непрерывный профессиональный рост от будущего кандидата.

Обзор документа


Установлены квалификационные требования к должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

Они включают требования к моральным качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Так, помощник прокурора должен быть честным, принципиальным, уравновешенным, чутким, скромным, с высоким уровнем правосознания, воспитания и культуры.

Кроме того, он должен отличаться высокой работоспособностью, развитым интеллектом, эрудицией, уметь вести деловую беседу, обладать аналитическими способностями. Требуются навыки публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе.

Соответствие требованиям учитывается при аттестации помощников, а также при решении вопросов о повышении.

Даны организационные поручения.

В частности, следует сформировать резерв кандидатов на должности помощников.

Последние должны на постоянной основе направляться на обучение согласно планам набора слушателей в институты Академии Генеральной прокуратуры РФ и межрегиональные центры повышения квалификации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Области

Прокуроры Астраханской области

  • Орехов, Виктор Сергеевич (1991—2002)
  • Ерёмин, Сергей Николаевич (2002—2004)
  • Ус, Александр Дмитриевич (2004)
  • Волколупов, Евгений Васильевич (2004—2009)
  • Дупак, Олег Владимирович (2009—2015)
  • Лычагин, Александр Геннадьевич (с 2015)

Прокуроры Белгородской области

  • Иванов, Анатолий Иванович (1991—1992)
  • Антонов, Олег Михайлович (1992—1997)
  • Кондрашов, Павел Петрович (1997—2005)
  • Волков, Вячеслав Леонидович (2005—2009)
  • Саврун, Николай Дионезович (с 2010)

Прокуроры Вологодской области

  • Гурьев, Николай Иванович (1972—1980)
  • Козлов, Леонид Сергеевич
  • Корнилаев, Александр Васильевич (1998—2005)
  • Хлопушин, Сергей Николаевич (с 2007 — 2017)
  • Гринёв, Александр Евгеньевич (2017)

Прокуроры Воронежской области

  • Логинов, Борис Павлович (с января 1992 по май 1995 года) государственный советник юстиции 3 класса.
  • Фролов, Александр Васильевич (с ноября 1995 по июль 2000 года) государственный советник юстиции 2 класса.
  • Бояркин, Анатолий Максимович (с сентября 2000 г. по сентябрь 2003 г) государственный советник юстиции 2 класса.
  • Пономарёв, Александр Иванович ( с ноября 2003 по июль 2006) государственный советник юстиции 3 класса.
  • Шишкин, Николай Анатольевич (с июля 2006 по настоящее время) государственный советник юстиции 2 класса, Заслуженный юрист РФ, Почётный работник прокуратуры РФ.

Прокуроры Калининградской области

  • Самсонов, Алексей Михайлович (2006—2013)
  • С 2013 года по 2017 год Табельский, Сергей Владимирович, государственный советник юстиции 2 класса.
  • Хлопушин Сергей Николаевич ( с 2018)

Прокуроры Кемеровской области

  • Симученков, Валентин Валентинович (1995—2000)
  • Халезин, Александр Павлович (2000—2012)
  • Бухтояров, Павел Валерьевич (с 2012)

Прокуроры Курганской области

  • Зубрин, Владимир Викторович (1991—2000)
  • Власов, Николай Васильевич (2000—2002)
  • Мачинский, Валерий Михайлович (2002—2008)
  • Макаров, Валерий Владимирович (с 2008 по )
  • Ткачёв, Игорь Викторович (2015—2018)
  • И.о. прокурора Седельников, Олег Викторович (2019)
  • Назаров, Андрей Иванович (с 2019)

Прокуроры Курской области

  • сентябрь 1969 — апрель 1980 Рощин, Аркадий Васильевич
  • с 31 октября 1991 года по 31 мая 2000 года Ткачёв, Николай Александрович Государственный советник юстиции 3 класса. 19.02.1982 года трагически погиб в автоаварии.
  • март 1982 — октябрь 1991 Рощин, Аркадий Васильевич
  • июнь 2000 — июль 2006 года Бабичев, Александр Георгиевич
  • ноябрь 2006 — ноябрь 2009 года Емельянов, Юрий Степанович государственный советник юстиции 3 класса.
  • ноябрь 2009 — март 2017 года Филимонов, Александр Андреевич Государственный советник юстиции 3 класса.
  • c марта 2017 года — настоящее время Цуканов, Алексей Николаевич государственный советник юстиции 3 класса.

Прокуроры Московской области

  • Наместников, Борис Петрович (1991—1993)
  • Славгородский, Михаил Дмитриевич (1993—1994)
  • Боцкалев, Сергей Андреевич (1994—1996)
  • Авдюков, Михаил Алексеевич (1996—2000)
  • Денисов, Эдуард Германович (2000—2003)
  • Сыдорук, Иван Иванович (2003—2005)
  • Васильев, Сергей Васильевич (2005—2006)
  • Замуруев, Сергей Васильевич (2006—2008)
  • Мохов, Александр Михайлович (2008—2011)
  • Аникин, Александр Александрович (2011—2013)
  • Захаров, Алексей Юрьевич (2013—2019)
  • Войнов, Валерий Валерьевич (2019, и. о.)
  • Забатурин, Сергей Владимирович (с 2019)

Прокуроры Орловской области

  • Павлов, Леонид Фёдорович (1991—1992)
  • Руднев, Николай Петрович (1992—2005)
  • Куденеев, Сергей Васильевич (2005—2006)
  • Воробьёв, Сергей Дмитриевич (2006—2011)
  • Полуэктов, Иван Васильевич (с 2011)

Прокуроры Саратовской области

  • Макаров, Николай Иванович (1990—2000)
  • Бондар, Анатолий Владимирович (2000—2006)
  • Григорьев, Евгений Фёдорович (16 февраля 2006 — 13 февраля 2008)
  • Степанов, Владимир Николаевич (29 февраля 2008 — 2 июня 2016)
  • Симшин, Вячеслав Иванович (2016, и. о.)
  • Филипенко, Сергей Владимирович (с 2016)

Прокуроры Сахалинской области

  • С мая 2006 года Антипов, Вадим Иванович государственный советник юстиции 2 класса.
  • Рябов Николай Александрович (с 2013)

Структура званий в прокуратуре

Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.

Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.

Структура прокуратуры РФ

Как уже говорилось, российская прокуратура — это централизованная система со ступенчатым подчинением — нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а главенствует в этой структуре Генеральный прокурор. Чтобы разобраться в званиях и погонах прокуратуры РФ, рассмотрим ее составляющие элементы:

  • генеральная прокуратура;
  • академия при Генеральной прокуратуре;
  • прокуратуры каждого из субъектов РФ;
  • прокуратуры территориального уровня — городов, районов и т.д.;
  • военная прокуратура;
  • специализированные отделения прокуратуры — режимных объектов, природоохранные, транспортные, системы уголовных наказаний и пр.;
  • научные и учебные учреждения прокурорской системы;
  • печатные редакции, обслуживающие прокуратуру.

Теперь перейдем непосредственно к должностным категориям работников этой системы.

Критика

Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.

В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.

В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.

Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.

Система и структура прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации
  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)
В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Функциональные и должностные права и обязанности

Функциональные обязанности определяются надзорной функцией прокуратуры и указаны в первой статье федеральным законом № 2202-1. Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции и другие российских законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях.


Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств.

Рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.

Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.

Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников. Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79. Закон позволяет менять старые должностные регламенты на новые по мере наступления их несоответствия текущим законодательным стандартам.

Кто такой помощник прокурора?

Согласно положению ст.54 закона о прокуратуре России, который упоминает о наличии компетенции прокуроров различных уровней, в том числе и должностей старшего и обычного помощников (ст. 40.1).

Все сотрудники упомянутого уровня обедняются в специальные группы, деятельность которых контролирует заместитель прокурора.

Помощниками прокурора смогут быть граждане РФ, имеющие высшее профильное образование, полученное в учреждении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Даже если рассматриваемое лицо может исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, стоит соответствовать следующим требованиям:

  • являться гражданином России;
  • быть дееспособным и не иметь судебных ограничений;
  • иметь право занимать государственные должности;
  • не иметь судимость (независимо от сроков дела);
  • не иметь заболеваний, которые препятствуют исполнению работы;
  • не состоять в близком родстве с другими сотрудниками учреждения;
  • согласиться на прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

Все работники, включая особ, состоящих в резерве будущих кандидатов для поступления на рассматриваемую службу в органы прокуратуры на должности помощников и старших помощников прокуроров, должны совпадать предъявляемым требованиям.

Что называется прокуратурой

Прокуратура РФ является единой централизованной системой федерального масштаба, которая от имени государства осуществляет надзор как за исполнением пунктов Конституции, так и за следованием всем принятым на территории России законам. Полномочия и виды деятельности этой структуры регулируются ФЗ «О прокуратуре РФ». Она является независимой от исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и не принадлежит ни к одной из них.

Так как по закону данная инфраструктура является государственной военизированной, а деятельность ее сотрудников — федеральной гражданской, военной либо правоохранительной службой, то, помимо всего прочего, эта организация предполагает ношение погон прокуратуры.

Как устроиться и что для этого необходимо?

На первом этапе необходимо получить образование в области юриспруденции. Если кандидат (речь о мужском поле) претендует на место в военной прокуратуре, то он должен пройти службу в вооружённых силах и иметь положительную характеристику по месту службы.


Обучение необходимо проходить в государственном вузе, который имеет юридическую кафедру, либо в учреждении с государственной аккредитацией. В столице России есть несколько таких учебных заведений.

Чтобы получить профессию военного юриста, следует поступать в Военный ВУЗ. Важным требованием к желающим является прохождение службы в армии.

Проверка и тестирование

Для отбора кандидатов используется специальное тестирование на проверку психологических и личностных качеств каждого претендента. Часто применяются различные социальные опросники (например, русифицированный СМИЛ или опросник Кэттела). Главная цель этих опросников заключается в составлении психологического портрета претендента.

Подобное тестирование способствует выявлению максимального количества психологических составляющих личности.

Дополнительно тест состоит из различных вопросов, которые позволяют выявить профессиональные навыки и знания. Перечень вопросов составляется в зависимости от должности, на которую претендует кандидат.

Если должность подразумевает ведение делопроизводства, то у соискателя могут проверить знание определенных инструкций.

Однако не во всех случаях конкурсный отбор имеет форму тестирования. В некоторых ситуациях имеет место быть обычное собеседование. Если в собеседование всё-таки будет включено тестирование, то узнать заранее о вопросах, будет невозможно. Вопросы тестов постоянно обновляются.

Образование

Кандидаты должны иметь высшее юридическое образование (на должность прокурора или следователя). Для должности помощника прокурора и следователя допускается обучение на третьем курсе в профильном вузе на момент трудоустройства.

Необходимые документы

Кандидату необходимо заранее подготовить следующие документы:

общегражданский паспорт; диплом о прохождении обучения и получения соответствующего образования; Важно: если на работу устраивается студент, то ему необходимо направить справку с места учебы. справку об отсутствии судимости; документы из медицинского учреждения, которые подтвердят отсутствие инфекционных заболеваний; справки из медицинской организации о прохождении медосмотра (заключение доктора).

Рекомендовано к документам прикрепить отзывы с предыдущего места работы или учебы.

Немаловажную роль играет учебное заведение, в котором проходил обучение соискатель. Предпочтение, в большинстве случаев, отдают выходцам из престижных государственных вузов. Самой востребованной специализацией признается уголовное и гражданское право.

Структура прокуратуры

форменная одежда работников прокуратуры. (погоны юриста 1 класса капитана юстиции),

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации
  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)
В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах
  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Права и обязанности

Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:

Этот закон регламентирует права и обязанности, которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:

  • получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
  • знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
  • регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  • предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
  • — получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
  • получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
  • защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.

С этим читают