Фатьяновская культура

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2010.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 ноября 2016.
  3. Крайнов Д. А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тысячелетия до н. э. М.: Изд-во АН СССР, 1972.
  4. Халиков А. Х. Балановские памятники в Татарии // Краткие сообщения института археологии. 1964. Вып. 97.
  5. Степанов П. Д. Ош Пандо.— Саранск, 1967.
  6. Денисова Р. Я. Новые данные об антропологическом типе населения фатьяновской культуры. Советская этнография. № 4 1966 год, с. 24-37.
  7. Крайнов Д. А. Фатьяновская культура. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, с. 58-76. // Серия: Археология СССР. М.: 1987. 472 с.
  8. Денисова Р. Я. Антропология древних балтов. АН Латвийской ССР, Институт истории. — Рига: Зинатне, 1975. — 404 с.
  9. Денисова Р. Я. Антропология древних и современных балтов. М., 1973.
  10. «Основная масса населения лесостепной и степной полосы Восточной Европы в эпоху бронзы характеризовалась долихомезокранией, широким и средневысоким сильнопрофилированным лицом, сильным выступанием носа. <…> Каково таксономическое положение этого наиболее распространенного на территории Восточной Европы в эпоху бронзы антропологического типа в системе расовой классификации народов Европы? Судя по его географическому положению и истории контактов его носителей с окружающим населением, формировался он на стыке южных и северных европеоидов и, следовательно, вобрал в себя черты тех и других. Можно думать, что в населении северной части его ареала больше проявлялись черты северных европеоидов, так же как в южной — южных» («Восточные славяне. Антропология и этническая история». Под редакцией Т. И. Алексеевой).
  11. Изследвания по сравнительно-историческо езикознание (русское издание: Георгиев В. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М., 1958)
  12. Моора X. А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете данных археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Тал., 1956
  13. Моора X. А. О древней территории расселения балтийских племён, Советская археология, 1958, № 2.
  14. Крайнов Д. А. Верхневолжская ранненеолитическая культура // Советская археология. 1977. № 3. (в соавторстве с Н. А. Хотинским)
  15. Крайнов Д. А. К вопросу о происхождении волосовской культуры // Советская археология. 1981. № 2.
  16. Гадзяцкая О. С., Крайнов Д. А. Новые исследования неолитических памятников Верхнего Поволжья // КСИА. 1965. Вып. 100.
  17. Турина Н. Н. Древняя история Северо-Запада европейской части СССР, 1963 г.
  18. Халиков А. Х., Халикова Е. А. Васильсурское поселение эпохи бронзы // МИА. — № 110. — М.: Наука, 1963. с. 239—268.
  19. Халиков А. Х. Древняя история Среднего Поволжья. — М.: Наука, 1969. — 395 с.
  20. Фосс М. Е. Древнейшая история севера европейской части СССР // МИА. 1952. № 29.
  21. Надежда Маркина, Лев Клейн. . Генофонд.рф. генофонд.рф. — «1) бросается в глаза близкое сходство фатьяновской культуры с культурой ладьевидного топора Швеции и Норвегии: боевые топоры типа ладьевидных, могильники бескурганные с далеко отстоящими одна от другой могилами, схожее положение покойников, а керамика продолжает шведскую: у шведской донышко постепенно уменьшалось, почти сходя на нет в конце, а у фатьяновской бесшейные, как и шведские, сосуды вообще круглодонные, но придонный орнамент сохранился – так венчиком и помечает место, где располагалось дно (Крайнов и многие следом за ним считали это солярными символами). 2) Действительно средневековую голядь (галиндов), живших чуть западнее Москвы-реки, определяют как балтскую народность – они могли бы быть остатками фатьяновского населения.».
  22. Anthony, David W. (2010). The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. Princeton University Press. ISBN 978-1-4008-3110-4
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2010.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2010.

Самые древние — бронзовые

Найти памятник фатьяновской культуры в Подмосковье — большая удача. Дело в том, что на раннем этапе носители этой культуры не возводили курганы: они хоронили покойников в глубоких могильных ямах, которые укрепляли деревянными плахами, лубом или берестой. На сегодняшний день археологи не располагают методикой и технологиями, способными определить точное местоположение таких могильников, и большинство некрополей могут быть найдены либо при проведении историко-культурной экспертизы перед строительством, либо непосредственно при проведении строительных работ.


Фатьяновские комплексы в Подмосковье являются самыми древними памятниками эпохи бронзы в регионе. Это редкая культура для наших мест: фатьяновские памятники составляют лишь 0,3% от всех археологических памятников Московской области. Всего на карте Подмосковья отмечено 15 могильников, 21 поселение и одна сезонная стоянка. Могильники располагаются в основном в долине Москвы-реки, Рузы и Истры, окрестностях Тростенского озера. Но на территории современной России ареал распространения памятников фатьяновской культуры охватывает довольно большую площадь: в нее входят Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Калужская, Смоленская, Владимирская, Новгородская области.

В свою очередь, фатьяновская культура вписана в более широкий контекст европейских археологических культур шнуровой керамики и боевых топоров и является их самым восточным ответвлением. Свое название эти культуры получили по традиции класть в мужские погребения боевые топоры и украшать керамику узорами, которые получались из оттисков веревок и шнуров на сырой глине. Они были распространены в Центральной и Восточной Европе, от современной Швеции на севере до Дуная и Карпат на юге и до Рейна на западе. Предполагается, что их носители были древними индоевропейцами, а появление этой культуры маркирует ту позднюю стадию индоевропейской общности, когда происходит распад на отдельные языки и культуры. Как полагают исследователи, фатьяновцы говорили на языке, относящемся к периоду германо-балто-славянского единства, но эту гипотезу невозможно проверить.

До сих пор неизвестно, почему в середине III тысячелетия до нашей эры часть представителей культур боевых топоров переместилась из Центральной и Северо-Восточной Европы в лесную зону Восточной Европы. Возможно, причиной миграции стали конфликты между группами и необходимость расширить свою территорию или природные катаклизмы. Так или иначе, представители культуры боевых топоров приходят на Русскую равнину, где в это время обитали племена волосовской культуры — рыболовы и собиратели.

Захватчики

Фатьяновцев, вероятно, было трудно назвать мирным народом (если таковые вообще могли быть в эту эпоху). Прекрасны каменные топоры, которые были найдены в некрополе «Павловская слобода». Они были грозным оружием и предназначались только для боевых действий: ими проламывали голову врагу. Существует ряд работ как отечественных, так и европейских ученых, доказывающих, что проникновение фатьяновцев в восточные земли было фактически захватом территории. Именно поэтому воинам-мужчинам в могилу клали боевые топоры — этот обычай был призван подчеркнуть статус воина. Но есть и другой важный момент, связанный также с высоким уровнем агрессии общества культуры боевых топоров. Так, немецкий антрополог Курт Альт описал историю гибели целого поселения общности культуры боевых топоров на территории современной Германии. Здесь были убиты почти все жители, и убили их, скорее всего, соплеменники, конкурирующие с ними из-за недостатка места. Схожая находка была обнаружена в 2011 году на юге Польши, возле деревни Кошица: здесь было обнаружено массовое захоронение 15 человек, которые, по данным генетического анализа, оказались близкими родственниками, членами одной семьи. Основой причиной смерти, как показало исследование, были многочисленные удары по голове. Среди погребенных были останки только одного взрослого мужчины, остальными были женщины и дети. Как полагают исследователи, эта семья, которая относилась к общности культуры шаровидных амфор, была захвачена и убита в тот момент, когда основная часть мужчин отсутствовала (возможно, была на охоте). Вероятно, эти люди стали жертвами конкурирующих племен культуры шнуровой керамики, которые обитали в то же самое время в этих же местах. Не исключено, что такие «дружеские» отношения между различными группами внутри этой культуры и послужили причиной миграции в восточные регионы.

Археологи не находят большого количества следов военных конфликтов между фатьяновским и волосовским населением, но очевидно, что соседство не всегда было мирным. В могильнике фатьяновской культуры Николо-Перевоз на реке Дубне, который находится недалеко от открытого на Истре нового некрополя, было обнаружено захоронение фатьяновцев, у которых, как полагали исследователи, между позвоночными и реберными костями застряли наконечники волосовских стрел. Однако в связи с находками на памятнике «Павловская слобода» утверждение о том, что волосовские стрелы являлись орудием убийства фатьяновцев, может быть опровергнуто. Другие исследователи полагают, что волосовцы перенимали у фатьяновцев навыки ведения хозяйства и что отношения между племенами не были враждебными.

Литература

  • Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск 1. Губернии центральной земледельческой области. — Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1880. — 413 с.
  • Труды Курского губернского статистического комитета. Выпуск первый. — Типография Курского правления, 1863. — 584 с.
  • Список населённых мест Курской губернии по данным 1862 года. — Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1868. — 174 с.
  • Благовещенский Н. А. Четвертное право. — Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1899. — 538 с.
  • Златоверховников Н. И. Курский сборник. Выпуск 1. — Типография губернского правления, 1901. — 360 с.
  • Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год.. — 1909.
  • Курская область. Административно-территориальное деление на 1 июля 1955 года. — Курское книжное издательство, 1955. — 147 с.

Откуда находки

Вообще в запасниках «Нового Иерусалима» более 90 тысяч археологических экспонатов. Такого количества хватит на тысячу экспозиций. Однако та выставка, которая открылась («Боевые топоры Подмосковья»), уникальна тем, что в нее вошли совсем свежие артефакты. Их нашли совершенно случайно.

Наконечники копий и стрел, с которыми хоронили мужчин.Фото: Павел КЛОКОВ

На Новорижском шоссе собрались строить частную школу. И перед тем, как рыть фундамент, вызвали археологов (так положено по закону). Те провели исследование и наткнулись на следы захоронений. Срок давности впечатляет — середина третьего тысячелетия до нашей эры. Представители фатьяновской культуры хоронили своих сородичей вместе с оружием. И некоторое из них сохранилось просто великолепно. Например, каменные топоры. Начальник подмосковной экспедиции и заместитель директора по науке Института археологии РАН Ася Энговатова сравнила их с подводными лодками по степени проработанности и обтекаемости формы (по-моему, очень точно).

— Посмотрите, какие они изящные и повторяют, кстати, формы бронзовых топоров того времени, — пояснила она. — Больше напоминают не оружие, а художественные произведения.


А сколько труда было вложено на восстановление все тех же горшков. Это в музее мы их видим цельными. А археологи находят их в разбитом состоянии, в виде пазлов из сотен осколков. При этом нужно их все найти и собрать так, чтобы края и узоры точно совпали.

Выставка «Боевые топоры Подмосковья» будет работать до 23 марта.Фото: Павел КЛОКОВ

— Гончарного круга у фатьяновцев не было, — рассказывает Ася Энговатова. — При этом сосуды все правильной формы. И толщиной не больше полсантиметра.

По одной из версий, глину они выбивали, выколачивали.

Могильник на Новой Риге назвали в честь ближайшего села — Павловская слобода. Но на выставке представлены экспонаты и из других некрополей — Ханевского и Трусовского (это достояние музея). Первый был обнаружен в 1968 году при добыче песка в карьере, второй датируется 1930-ми. На полках в этой части экспозиции также лежат топоры, горшки, ножи эпохи бронзы.

Адрес: Московская область, город Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1.Время работы выставки: каждый день с 10:00 до 18:00, кроме понедельника (до 23 марта).Стоимость: бесплатно.

Другие находки (Московская область, 2019 год)

Перед любым строительством стационарных объектов должна проводиться «государственная историко-культурная экспертиза путем археологической разведки земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению». В 2019 году ее провели на 352 земельных участках (в 2018 году — на 360-ти). И в результате выявили 20 новых археологических памятников.

Скульптурный портрет фатьяновца (реконструкция по черепу).Фото: Павел КЛОКОВ

Среди них памятник археологии каменного века в Рузском городском округе (IX-VIII — VI-V тыс. до н.э.), памятник археологии поздняковской культуры эпохи бронзы в Орехове-Зуево (сер. — втор. пол. II тыс. до н.э.), два памятника археологии раннего железного века и периода раннего Средневековья в Жуковском (1-3-я четв. I-го тыс. н.э); 11 селищ периодов Средневековья и Нового времени в Солнечногорске, Одинцове, Жуковском, Богородском городском округе, курганный могильник в Дубне (XI-XIII вв.) и другие.

Также зафиксированы четыре участка исторического культурного слоя.

  • «Культурный слой города Зарайска, XII — нач. ХХ в.» (Зарайск);
  • «Культурный слой сер. XIX — нач. XX в. на территории усадьбы Е.Е. Шлихтермана» (Ленинский район);
  • «Деревня Пасильево. Исторический культурный слой» XIII-XIV в., XVI-XIX в. (Можайский городской округ);
  • «Село Атепцево. Исторический культурный слой» XVII — нач. XX в. (Наро-Фоминский городской округ).

Антропологический тип

Балановцы, как и фатьяновцы, имели европеоидный высокорослый и грацильный (стройный, не массивный), узколицый средиземноморский антропологический тип. Его истоки прослеживаются в междуречье Днепра и Вислы. Со временем, при смешении с аборигенным населением, балановцы приобретали черты уральской расы.

Балановское население в данном регионе было пришлым народом и появилось оно там, вероятно, в 3 тыс. до н. э. Антропологически это население представляло собой европеоидный, узколицый, восточно-средиземноморский тип.

По мнению А. А. Казарницкого, называть тип фатьяновцев и балановцев «средиземноморским» некорректно. Лесные (центральноевропейские по происхождению) и кавказские популяции эпохи бронзы достоверно отличаются друг от друга по ряду параметров, их формирование шло разными путями, сходство между ними может объясняться лишь очень отдалённым родством.

Избранное

См. также

Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев 14.06.2015 • Александр Марков • Новости науки

Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни 03.10.2016 • Александр Марков • Новости науки

Бубонная чума была уже 3800 лет назад 15.08.2018 • Сергей Ястребов • Новости науки

Геномы древних сибиряков рассказали о трех волнах заселения северо-востока Евразии 10.06.2019 • Александр Марков • Новости науки

Запад и Восток сошлись на Алтае в бронзовом веке 16.11.2012 • Елена Наймарк • Новости науки

Жизнь и смерть «Алтайской принцессы» Андрей Летягин, Андрей Савелов • Библиотека • «Наука из первых рук» №3/4(57/58), 2014

«Ошибка выжившего» для археологии Павел Колосницын • Библиотека • «Троицкий вариант» №10, 2017

Мягкая пища способствовала распространению губно-зубных согласных 19.03.2019 • Александр Марков • Новости науки

Витрифицированные форты — что это такое? Людмила Глазовская, Татьяна Щекина • Библиотека • «Природа» №7, 2017

Татуированные мумии Алтая 18.05.2017 • Эрика Ефремова, Варвара Бусова • Картинки дня

У подножия «царских курганов». Новейшие археологические и геофизические исследования Герман Парцингер, Антон Гасс, Йорг Фассбиндер • Библиотека • «Наука из первых рук» №4, 2015

Сказка о таинственных городах и забытых языках Ник. Горькавый • Библиотека • «Наука и жизнь» №12, 2017

«Мы не чувствуем связи с теми, кто жил здесь до нас» Интервью Ольги Орловой с Асей Энговатовой • Библиотека • «Троицкий вариант» №5, 2019

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • ОП • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я

  • Факт археологический
  • Факторы микроэволюции
  • Фальсификации (в археологии)
  • Фатьяновская культура
  • Фациальность (в археологической планиграфии)
  • Фация
  • Федермессер культура
  • Фенетика
  • Фенон
  • Фенотип
  • Финно-угорская языковая ветвь
  • Фокус (культурный комплекс)
  • Фолк-хистори
  • Фолсом
  • Формализация
  • Фосна культура
  • Фрагмент
  • Фракция культуры
  • Функционализм
  • Функционально-археологическая результанта
  • Функционально-трасологический анализ
  • Функция
  • Функция знаковая
  • Функция иконическая (изобразительная)
  • Функция техническая
  • Функция экономическая
  • Функция эстетическая

Самые первые скотоводы

Фатьяновцы, пришедшие на Русскую равнину, умели многое и были «крепкими хозяйственниками». Они стали первыми людьми на территории лесной зоны современной Европейской России, которые уже освоили производящее хозяйство и металлургию меди и бронзы. Они разводили скот, в основном свиней, коров и лошадей, на что указывают найденные многочисленные остатки костей и зубов этих животных. Они умели изготавливать молочные продукты, о чем свидетельствуют найденные на фатьяновских поселениях керамические сосуды с небольшими отверстиями, сделанными в сырой глине в придонной части. Такие сосуды могли использоваться для приготовления и хранения кисломолочных продуктов. Фатьяновцы знали земледелие. Об этом говорят найденные на днищах сосудов отпечатки зерен культурных злаков — ячменя или пшеницы. И, разумеется, они были хорошими охотниками. Так, среди погребального инвентаря, найденного в могильнике «Павловская слобода», большую долю составляют кремневые наконечники копий и стрел.


Фатьяновское общество было уже социально неоднородным: судя по тому, как были организованы могильники, в нем выделялись люди с более высоким статусом, причем им могли обладать как мужчины, так и женщины, а также рядовые члены общества. В мужских погребениях, кроме каменных топоров, археологи находят топоры-тесла, наконечники стрел и копий, погребальные сосуды. Вероятно, в них была ритуальная пища, а также украшения из зубов диких зверей — медведей, кабанов, волков.

Культура шнуровой керамики

Культуру шнуровой керамики иногда включают в фатьяновскую культуру, хотя существовала она раньше и отличалась курганными захоронениями. К тому же представители ее селились западнее. Однако генетики выявили серди них прямых предков русского народа: останки людей с гаплогруппой R1a найдены в захоронениях в Эсперштедте (Тюрингия), а также на территории Польши (курганы Ленке Мале) и в Эстонии в могильниках Арду и Кунила. Работая на польском могильнике Kowal, ученые раскопали останки мужчин с гаплогруппами I2 (сейчас это бойницы, хорваты и сербы) и I2a2a, которые присутствуют у большинства населения Великобритании.

Считается, что представители этой культуры дали начало праславянам, прагерманцам, пракельтам и предкам итальянцев. На территории Российской империи поселения и курганы культуры шнуровой керамики были найдены в Белоруссии, на Днепре, на Волыни, в Подолье и даже в Осетии. Пращуры русского народа в этот период были скотоводами и воинами. Их инвентарь состоял из особого рода керамических сосудов, орудий труда из камней и костей животных, а украшали они себя зубами хищников и янтарем.

В IV—III тысячелетиях до нашей эры на территории России жили представители Ямной культуры, у которых среди прочих тоже была обнаружена «русская» гаплогруппа R1а и ближневосточная J. Европейские палеогенетики Эске Виллерслев, Мортен Аленфонт и Мартин Сикора в статье «Популяционная геномика бронзового века Евразии» в журнале Nature указывают, что «шнуровая» культура могла возникнуть, когда в Европу с востока пришли представители ямной культуры, которые расселились на землях от Приуралья до Днестра.

Все это говорит об одном: предки современных русских заняли свое место обитания более V тысячелетий назад, а значит, история русского народа куда намного богаче, чем пишут в учебниках.

Антропология

Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской

По данным антропологических исследований, носители фатьяновской культуры обладали южноевропеоидными чертами и имели «долихокранный узколицый и высоколицый» тип, причём с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа.

Антропологический тип фатьяновцев из могильников московско-клязьминской группы с одной стороны близок верхневолжскому, а с другой — испытывает влияние юго-западных элементов. Антропологический тип верхневолжских фатьяновцев характеризуется ярко выраженной долихокранией, большим высотным диаметром, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом. Фатьяновцы были высокими и длинноголовыми. Антропологи отмечают близость фатьяновцев к прибалтийскому типу представителей культуры боевых топоров и некоторое сходство с краниологической серией Средней Европы (Силезия, Чехия). У верхневолжских фатьяновцев отмечены факты трепанации черепа (Сущевский могильник), а также искусственной деформации черепа (Волосово-Даниловский могильник), что наблюдается и в могильниках Каупа (Калининградская область). Средневолжский сурско-свияжский (балановский) антропологический тип имеет смешанный характер с преобладанием средиземноморского европеоидного краниологического варианта. По мнению Т. И. Алексеевой, основная масса населения лесостепной и степной полосы Восточной Европы эпохи бронзы, к которому относились фатьяновцы, сформировалась на стыке южных и северных европеоидов и вобрала в себя черты тех и других; в населении северной части данного ареала больше проявлялись черты северных европеоидов, в то время как в южной части — южных европеоидов.

И все-таки они русские!

В XXI веке на помощь исторической науке пришла ДНК-генеалогия. Останки фатьяновцев были исследованы. Как сообщает в интервью основатель русской ДНК-генеалогии биохимик Анатолий Клесов, генетический анализ маркеров на мужской Y-хромосоме фатьяновцев показал, что они имеют ту же гаплогруппу, что и половина современных русских – R1a. То есть являются их прямыми предками.

Археологи знают о внешности фатьяновцев благодаря их захоронениям, но почти не имеют представления об их поселениях. Очевидно, фатьяновцы жили в подобиях чум или яранг, которые перевозили с места на место на телегах и на двухколесных колесницах. Известно, что им помогали в этом охотничьи собаки.

Захоронения фатьяновцев встречаются на огромной территории, начиная от Эстонии и Латвии и заканчивая Татарстаном. Это были высокие, красивые люди, с продолговатыми черепами и вытянутыми лицами.

Советский арехолог-славист Артемий Владимирович Арцеховский в книге «Основы археологии» указывает, что захоронения фатьяновцев говорят об их принадлежности к арийской культуре. Они хоронили покойников на кладбищах племени, которые устраивали на возвышенных местах. Умерших заворачивали в шкуру или в бересту и клали в скорченном положении в могилу, обложенную деревянными плахами или досками; сверху могилу накрывали настилом из бревен. Мужчин клали на правый бок и головой на запад, а женщин – на левый бок и головой на восток. В ногах могил часто были кострища, что наводит на мысль о проведении некоего обряда. В могилу к умершему помещали шаровидные сосуды, кремневые ножи, наконечники стрел, продукты и украшения из зубов животных.

Фатьяновцы вели кочевой образ жизни, охотились и рыбачили, разводили скот и много воевали. Они пользовались копьями, луками и боевыми ладьевидными топорами из камня, бронзы и меди. Примечательно, что делали каменные топоры под бронзу – мастер воспроизводил литейный шов и тщательно полировал изделие.


Фатьяновцы были искусны в медицине, проводили даже операции по трепанации черепа.

Арцеховский полагал, что фатьяновцы поклонялись солнцу и луне. В кладе фатьяносвкого периода, найденном под Костромой, содержались бронзовые статуэтки богов. Они изображали мужчин, на голове которых имелись три полумесяца – это, очевидно, было божество луны; или лучевидные ответвления, имитирующие солнце.

В Сейминском могильнике, который расположен вблизи слияния Волги с Обью, археологи добыли богатейший материал, свидетельствующий не только о воинственности праславян, но и об их многочисленных торговых связях. Здесь были найдены копья особой конструкции, которые встречались на Енисее и на Черноморском побережье, бронзовые топоры и бронзовые кинжалы с рукоятями, украшенными головами лосей и лошадей, но главное – были обнаружены браслеты из белого нефрита, привезенные с далекого Байкала. Сейсминский могильник датируется концом II тысячелетия до нашей эры, а людей, похороненных там, классифицируют как прямых потомков фатьяновцев.

Нацисты в свое время пытались доказать, что фатьяновцы – это не праславяне, а прагерманцы, однако это предположение опровергается восточными находками. Больше всего очагов фатьяновской культуры расположено возле Чебоксар, в то время как эстонские и латвийские погребения фатьяновцев гораздо беднее.

Керамика и одежда

Фатьяновская посуда имеет свой характерный почерк, который присущий только этой культуре. Круглодонные сосуды разнообразных форм: реповидные, бомбовидные, шаровидные, тарелковидные, чашевидные и пр.

Посуда была с высокими и низкими шейками, и без шеек. Изготавливали ее ручным способом лепки с добавлением в отмученное тесто небольшого числа примеси дресвы, песка и шамота. Керамические изделия получались тонкостенными с лощеной поверхностью за счет среднего кострового обжига (рисунок 6).

Рисунок 6. Изображения украшений и керамических изделий того времени

Качество гончарных изделий свидетельствует о высоком уровне мастерства гончарного дела. По форме сосудов можно предположить, что они изготавливались руками женщин с помощью кольцевой ленточной, ленточно-спиральной или комбинированной техники. На днище сосудов имеются ямки или кольцевые налепы, которые, вероятнее всего, имели техническое назначение.

История

Первозаимщиками деревни были однодворцы Фатьяновы, переселившиеся сюда из села Солдатское. От их фамилии произошло название деревни. Также одними из первых поселенцев в Фатьяновке были Щетинины. Чуть позднее в деревне появился род Луниных, пришедший сюда из того же села Солдатское.

В XIX веке часть крестьян деревни были казёнными (принадлежали государству), часть — владельческими (принадлежали помещикам). К моменту отмены крепостного права в 1861 году единственной помещицей Фатьяновки была жена коллежского регистратора Елизавета Маслова. Население деревни было приписано к Рождественскому храму села Шахово. В 1862 году в Фатьяновке было 38 дворов, проживало 500 человек (230 мужского пола и 270 женского). В 1877 году в здесь было уже 77 дворов, проживало 506 человек. В то время деревня входила в состав Дмитриевской волости Фатежского уезда. В 1900 году здесь проживало 330 человек (156 мужского пола и 134 женского).

В советское время Фатьяновка вошла в состав Нижнехалчанского сельсовета. В 1937 году в деревне было 110 дворов. Во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по февраль 1943 года, Фатьяновка находилась в зоне немецко-фашистской оккупации. По состоянию на 1955 год в деревне находился центр колхоза имени Карла Маркса. 22 октября 1965 года Фатьяновка была присоединена к деревне Нижние Халчи.

Что за культура такая

Вообще о существовании фатьяновской культуры узнали в 1873 году. Именно тогда создатель и первый председатель Московского археологического общества Алексей Уваров нашел первый похожий некрополь. Произошло это в Поволжье — недалеко от деревни Фатьяново. С тех пор захоронения тех времен относят к фатьяновскому периоду.

Каменные сверленые боевые топоры (Ханевский могильник).Фото: Павел КЛОКОВ

— Представители этой культуры, вероятнее всего, были мигрантами, — говорит Ася Энговатова. — Есть разные мнения на этот счет. Одни считают, что фатьяновцы перебрались к нам из Западной Европы. Другие — с северной Украины. Третьи — с Кавказа.

Так или иначе, эти племена уже умели разводить скот и земледелить. В то время, как на наших территориях до сих пор лишь охотились, ловили рыбу и занимались собирательством. Речь идет о представителях волосовской культуры. Столкнулись ли две этих группы между собой, доподлинно неизвестно. Но судя по братским могилам, полным заупокойных даров, вполне возможно.


С этим читают