Натуральная кожа хромового дубления. особенности и обработка

Раскрои сырья и готовых кож[править]

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации. Это определяется размером шкуры и ассортиментом готовых кож.

  • Целая кожа.
  • Полукожа — половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.
  • Кулат — шкура с отрезанным воротком.
  • Вороток — часть шкуры с шейной части, обычно имеет много пороков.
  • Чепрак — наиболее ценная часть шкуры — спинная часть, не имеющая пол и воротка. Может составлять до 55 % по площади от площади всей шкуры. Может делиться на «верхний чепрак» и «нижний чепрак». Обычно используется для производства ремней, сумок и других изделий, требующих высокой плотности сырья.
  • Крупон — чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.

Участки шкуры с наибольшим количеством дефектов:

  • Лапы.
  • Пола — часть шкуры с брюшины.
  • Пашины — участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.

Конская шкура подразделяется на следующие участки:

  • Хаз — задняя часть шкуры (круп и ноги).
  • Шпигель — уплотнённые участки кожи, располагаемые над сочленением таза и бедренных костей. Участок хаза.
  • Передина — шкура без хаза. Наиболее ценная часть.

2) Снимаем фаску или кромку кожи кромкорезом

На этом этапе я использую edge beveler(edger) для снятия фаски с края кожи. Размер edge beveler’a зависит от толщины кожи и личных предпочтений. Используя качественный хорошо наточенный инструмент, Вы получите гладко снятую фаску. Фаску можно снимать как с влажной, так и с сухой кожи.


3) Увлажнение кожи и нанесение мыла.

Увлажняю край кожи при помощи губки или куска овечьей шкуры. Хорошенько втираю Fiebing’s glycerin bar soap в край кожи, получается гладкий закругленный край.Saddle soap на этом этапе можно заменить на пчелиный воск или Gum Tragaсanth, и получить хороший результат, однако оба эти средства не дадут проникнуть в кожу краскам на спиртовой основе и поэтому я не использую ни пчелиный воск, ни Gum Tragaсanth.

4) Полировка кожи

Я полирую при помощи грубого брезента, пропитанного Fiebing’s yellow paste saddle soap. (Далее он пишет, где найти брезент: в магазинах при фабриках или палаточных мастерских. Ну это у них там есть такие мастерские и магазины. Я купил брезентовые рукавицы. – прим. перев.) Также можно использовать джинсовую ткань, но я предпочитаю брезент. Полирую край кожи быстрыми движениями вдоль края, пока он не станет гладким. Тру достаточной сильно и долго, до тех пор, пока не почувствую тепло.Также я использую шлифовальные барабаны, обернутые брезентом и установленные в дрель, что ускоряет процесс

Я пришел к выводу, что если полировать брезентом вручную, очень важно следить за тем, чтобы брезент был пропитан yellow soap. Это нужно для сохранения трения между брезентом и кожей

Будьте осторожны при полировке, чрезмерные усилия могут привести к образованию шероховатостей.

5) Покраска кожи.

Следующий этап – крашу край кожи. Я предпочитаю краски на спирту, так как они впитываются в кожу полностью и не остаются снаружи, как edge paint. При покраске должна получится аккуратная чистая линия, так как край кожи гладкий и волокна кожи плотно соединены вместе. Довольно сложно добиться ровной линий точно по карю кожи. Как только краска высохнет, сотрите остатки чистой тканью, для этого хорошо подходят старые футболки. Прикиньте, не нужен ли второй слой краски. Иной раз при нанесении дополнительного слоя краски на поверхность проступают погрешности, допущенные при полировке. В этом случае воспользуйтесь ручным полировальным инструментом. Перед тем как продолжить, убедитесь, что краска высохла полностью.

6) Финальная полировка кожи.

На этом этапе я покрываю край кожи парафин и снова полирую. Если полируете руками, хорошо работает джинсовая ткань. Я использую мягкий шлифовальный барабан с кордурой(ткань, доступна к покупке в РФ – прим. перев.), щедро пропитанной парафином. Затем полирую сухой мягкой тканью до появления блеска.

7) Финал, ура!

После завершения всех этапов по обработке края кожи, наносим финишное покрытие. Мне нравится Neat-Lac, я наношу его аккуратным слоем.

Ну вот и все! Ура-ура! Вот мой процесс по обработке края кожи. Отлично обработанные края Вашего изделия будут выгодно выделять его среди других.

Хромовая обувь

Хромовая кожа широко применяется для изгтовления обувной продукции. Для различных видов обуви применяется различная кожа хромового дубления. Так, опоек хромовый используется для изготовления всех видов обувной продукции, за исключением тяжелой. Выросток применяется для изготовления верхней части ботинок. Велюр используется для производства изящной обуви. Для пошива верхней части гусариковой обуви используется шеврет.

Стоит отметить, что дубление является весьма дорогим методом отделки. Именно поэтому для изготовления спецобуви данный материал применяется достаточно редко.

Дубление своими руками

Дубление кожи – что это такое – мы уже узнали. А теперь о том, как самому провести эту сложную процедуру. Выделывать шкуры действительно непросто, этот процесс предполагает 9 этапов. Сначала шкуры отмачиваются сутки в соляном растворе. После этого их предстоит вывернуть мездрой наружу и отжать. Мездрой называют подкожный жировой животный слой, его снимают тупым ножом (направление – от хвоста к голове).

Затем начинается вторичное обезжиривание: шкурку стирают с обычным хозяйственным мылом. Иногда предпочитают не мыть, а замачивать в мыльном растворе. Затем шкурку следует выполоскать, отжать и вывернуть мехом внутрь.

Следующий этап квашение (с уксусом и солью), потом нужно выдерживать шкурки под гнетом, далее – просушивать. И только после этого можно приступать к дублению.

Алгоритм дубления кожи в домашних условиях:

  • на 1 л воды берется 0,5 л сухой раскрошенной коры ивы или дуба;
  • кору нужно высыпать в воду, довести состав до кипения и проваривать 15 минут;
  • настаивать в этой смеси кожу нужно сутки;
  • после этого через марлю процедите настой и нанесите аккуратно кисточкой на мездру;
  • осталось только просушить кожу и отмять.

После дубления приступают к жировке – специальная жировая эмульсия кисточкой плотно наносится на основу. Шкурки снова высушиваются при показателях комнатной температуры. Наконец, можно приступать к финишным манипуляциям. Шкурки отминают пемзой или наждачкой. Если нужно, шкурку встряхивают, растягивают. Теперь перед вами готовый материал для кройки либо клейки, шитья либо других процедур кожевенного дела.

Сегодня дубление кожи в большинстве случаев производится промышленно, но все же кустарная обработка сохранила себя и с развитием современного ремесленничества может быть снова востребованной. Без дубления невозможно считать кожу качественной. Именно этот процесс являет собой трансформацию заготовки непосредственно в кожу.

О способах украшения кожаных изделий, читайте в нашей статье: «Какая бывает вышивка на коже: виды, описание работы».

Но, несмотря на всю важность процесса, работа на этом не заканчивается: ее продолжает отделка, которая является уже более творческим этапом создания красивых кожаных изделий

Хромовое дубление

Процесс дубления выполняется в течение 8-12 часов в специальных барабанах, которые постоянно вращаются. Дубление может проводиться двумя способами:

Однованное дубление. Осуществляется водным раствором сернокислых солей хрома. Двуванное дубление, при котором сперва используются хромовые квасцы с водным раствором хромпика. А затем они гасятся серной кислотой, в результате чего образуются соли, оказывающие дубящее воздействие на сырье.

Крупнейшим предприятием по выработке кож хромового дубления является Богородский завод хромовых кож, расположенный в Нижегородской области и Приволжском федеральном округе. История предприятия берет свое начало в 1976 году. В условиях современного производства на заводе выпускается хоромовая кожа для изготовления разного вида обувной продукции, в том числе детской, галантерейных изделий, аксессуаров.

Виды и классификация кожи


Кожу можно подвергнуть классификации несколькими способами: по виду и способу выделки.

Существуют следующие способы выделки:

  • Голье, или сырая кожа, прошедшая через процесс мездрения и золения. Первоначально она мягкая, пластичная. Однако сразу после высыхания она становится твердой. Данный вид натуральной кожи используют для придания формы. Ею обтягивают бубны и другие предметы. В древние времена она использовалась для изготовления оружия и креплений.
  • Сыромять, или сыромятная кожа. Спектр применения данного вида кожи весьма невелик. Она применяется в шорно-сидельном производстве, ортопедии. В старые времена область применения сыромяти была гораздо шире: из нее изготавливали предметы обуви, аксессуары.
  • Дубленая кожа. На сегодняшний день данный способ выделки считается самым популярным и востребованным. Существует два основных вида дубления — жировое и растительное, химическими аналогами которых являются хромовое, формальдегидное, циркониевое и таннидное дубление.

Также натуральную кожу можно классифицировать по видам, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики и неповторимые свойства:

  • чепрак, главными свойствами которого являются толщина, высокая плотность и износостойкость;
  • юфть;
  • спилок — это кожа, получаемая в результате слоения;
  • наппа;
  • шевро из козьих шкур, главными свойствами этого вида являются мягкость, эластичность и высокая прочность;
  • шеврет напоминает предыдущий вид кожи, однако изготавливается из овечьих шкур и обладает меньшей эластичностью;
  • шагрень, мягкая натуральная кожа, получаемая из мягкой шероховатой овчины или козлины;
  • лайка из шкур ягнят, козлят;
  • замша, которую получают в результате жирового дубления, на лицевой поверхности которой имеется ворс;
  • велюр — вид кожи, получаемый путем хромового дубления из всех видов шкур, отличительной особенностью которого является абразивный метод шлифовки лицевой поверхности;
  • напплак, главной характеристикой которого является лаковое покрытие лицевой поверхности;
  • шора — вид натуральной кожи, получаемый из шкур крупного рогатого скота, вырабатываемый путем жирового дубления;
  • пергамент, получаемый из шкур телят и широко применяемый для изготовления переплетов.

Каждый из вышеперечисленных видов кожи обладает своим неповторимым набором характеристик и особенностей. Какие-то виды требуют особого ухода, другие, наоборот, неприхотливы и требуют минимум усилий и затрат для сохранения первозданности.

Дубление кожи в домашних условиях

Но дубление кожи можно сделать и в домашних условиях своими руками. Самым таким распространённым  животным является кролик

Очень важно знать, что для мехового производства очень важно, что бы животное было убито именно зимой. Для того чтобы правильно снять шкурку кролика, нужно его за задние лапки подвесить, что бы при ударе кровь вышла носом

Ни в коем случаи кровь не должна попасть на мех. Начинают снимать шкурку с передних лапок, затем разрезают от хвоста до бедер и передних лап. Если вы все сделаете правильно, то шкурка снимется очень быстро и легко. Но для первого раза нужно, что бы кто-нибудь показал, как это делать. Шкурку кролика хорошо нужно высушить. Сушить желательно в местах, куда не попадает дождь, и нет прямых лучей солнца. Так же сушить нужно шерстью внутрь. Следите за тем, что бы в помещении не было мышей и моли. Они могут испортить вам кролика. Когда шкурка высохла, ее нужно смягчить. Требуется взять определённое количество воды (на 1 кг. шкур – 1 л. воды) и замочить в ней на целые сутки кролика. Когда шкурка станет мягкой, с нее сдирают оставшийся жир и пленку. Но на этом этапе нужно быть очень бдительными и осторожными. Делать все так, чтобы не порезать шкурку. Затем ее нужно замочить в отмочке опять на сутки. Чтобы шкурка была более прочной и долговечной ее дубят. В дубильном растворе ее нужно держать 2 или 3 суток. Достав, ее смазывают жировой эмульсией. Затем шкурку отправляют опять на сушку. Когда уже она высушилась, ее кидают в барабан вместе с опилками древесины, и там вращают. Затем нужно шкурку обтянуть ножом, что бы она была более эластична. Потом опять вращают в барабане, и заключающим этапом будет отжимка. Она производится тупым ножом. Делать это надо вдоль, и поперёк. Как видим, сам процесс дубления кожи в домашних условия не очень то и сложный!

Строение кожи[править]

В коже животного различают (не считая волосяного покрова) три слоя, которые в процессе выделки или преобразуют, или удаляют.

1. Верхний, эпидермис (кожица) — наружный слой, состоящий из плоского эпителия. Составляет от 2 до 5% от толщины шкуры.

2. Средний, дерма — основной слой, образуемый белковыми коллагеновыми волокнами. Подразделяется на:

  • Сосочковый слой — слой, пронизанный волосяными каналами. В некоторых видах кож (козлина, овчина) является основным для выделки.
  • Сетчатый — от сосочкового слоя отделяется примерно по линии глубины залегания жировых и потовых желез, волосяных луковиц. Именно этот слой в основном определяет механические свойства кожи (растяжимость, прочность) у кож крупного рогатого скота.

3. Нижний, подкожная клетчатка, мездра — рыхлый, насыщенный жиром слой. Этот слой удаляется при мездрении и строгании (выравнивания толщины шкуры со стороны бахтармы).

Методы дубления кожи

Дубление кожи – это, пожалуй, самый первый и очень важный этап ее обработки. Самые распространенные методы дубления кожи – это растительное, жировое и минеральное дубление.

Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.

Кожа хромового дубления включает в себя уже некие хромовые соединения. Кожа становится очень прочной. Для человека изделия из кожи хромового дубления не вредят. Так же изделия хорошо красятся. Они прочны, эластичны, но пропускают воду и очень быстро намокают.

Жировое дубление кожи делается с помощью жиров животных (отсюда и название), и рыбьего жира. При таком дублении мы будем иметь замшу.

Также существует и алюминиевое и циркониевое дубление.

Чтобы получить качественное изделие из кожи, нужно сделать много усилий. Сам процесс дубления кожи включает в себя множество шагов. Сначала кожу обрабатывают водой с добавками. Этот процесс называется отмока. Далее идет процесс золения, затем мездрение, обеззоливание, мягчение, пикеливание и дубление. Когда уже кожа прошла процесс дубления, то ее отдают на двоение. После двоения кожа имеет одинаковую толщину и не имеет нажора. Затем она проходит строгание. При этом процессе кожа делается гладкой, равномерной и растягивается. Чтобы кожа приобрела хорошую пластичность, ее обычно додубливают. Обязательно кожа проходит покраску. Что бы она имела красивый вид, ее красят в разнообразные цвета. Затем идет жирование, после чего кожа более мягкая, эластичная и почти не намокает в воде. После этого из кожи удаляют всю влажность (сушка), и кожа уже окончательно становится тканью. Очень важным процессом является покрывное крашение. Благодаря ему кожа делается очень гладкой и имеет ослепительный блеск. И последний процесс дубления кожи – это прессование. Оно делается несколько раз, что бы придать изделию уже хороший вид.

Почему сапоги называются яловыми?

Этой обуви дала название яловая или яловичная кожа. Материал никак не соотносится с кирзой, хоть и распространено мнение, что кирзовые и яловые сапоги – разные названия одного и того же предмета. На самом деле первый вариант – кожзаменитель и изделия из него носят солдаты, а второй – натуральная кожа и обувь из нее с советских времен доступна только офицерам.

Характеристики материала


Телячья кожа. От других шкур крупнорогатого скота отличается природной толщиной. Этот показатель у яловой примерно в 5 раз выше, чем у склизока и полукожника. Разница с опоеком может достигать 10-кратного значения, с бычиной – 2-кратного.

Берут яловку у неогуленных молодых коров, а также быков, которым еще не исполнилось полтора года. Место среза: брюшина. Локализация и возраст животного позволяют получить большой по диаметру отрезок цельного материала, неиспорченный укусами, шрамами и растяжками.

После свежевания шкура проходит через длительный и многоэтапный процесс дубления. Технология ранее включала следующие виды обработки:

  • промывка;
  • мездрение;
  • золка;
  • топтание и разминание в барабанах;
  • разделка;
  • стружка;
  • отжимание лица;
  • бучение;
  • заливка в особом дубильном растворе;
  • дубление соковое;
  • дубление пересыпочное.

В современной промышленности применяется хромовка – метод хромового дубления, при котором используются дубильные минеральные вещества. После подобной обработки изделие становится в среднем в 2 раза прочнее шкур, прошедших через растительное дубление. Также материал начинает обладать высокой температурой сваривания – его структура не разрушается при контакте с кипящей водой и хорошо сопротивляется разрушающему действию нагретых химических веществ.

Описание конструкции сапог

Черты и детали традиционных полевых офицерских сапог:

  • кожаные подметки на гвоздях;
  • в каждом сапоге по 2 белых ушка (пришиты с внутренней стороны);
  • задник усилен;
  • стандартизированная длина голенища: 45 см;
  • гвардейские полка носили модели на 4,5 см длиннее;
  • голенище сшито сзади, одним длинным швом;
  • стандартизованный вес стелек: 21,33-46,93 г;
  • высота каблука: ровно 2 см;
  • каблук крепится железными шпильками.

Какие еще синонимы названия существуют?

Один и тот же материал можно назвать и яловым и юфтевым. Однако полными синонимами эти слова не являются, последнее несколько шире. Его используют для обозначения шкуры, взятой с брюшины не только молодых быков и коров, но и коней. Иногда в ход идут и свиньи.

Третье название – хромовые. Однако оно некорректное. Между настоящими хромовыми и яловыми сапогами гигантская разница. Последние лучше держат голеностоп и в них можно находиться во время пожара (ну или просто тушить ими костер). Первые прилично легче, но рядом с огнем им не место. Высокие температуры они переносят на порядок хуже.

Что такое дубление?

Очищенную от волос и эпидермиса овечью шкуру (или шкуру кролика, козы и т.д.) ожидает серьезная обработка, ее и называют дублением. Этот процесс делает шкуру пластичной, прочной, гибкой, придает ей качества, которые обеспечивают материалу долгую эксплуатацию. После дубления кожу часто окрашивают и подвергают финишинговым манипуляциям – полировкой восками, например.

Обработка заключается в применении дубильных веществ (отсюда и название). Если вы просто возьмете шкуру, снимите ее, дадите высохнуть естественным путем, она будет жесткой и чрезвычайно ломкой. А чтобы предотвратить такие нежелательные качества шкуры, следует убрать слой волос, эпидермис и эндодерму, и то, что останется, подвергнуть воздействию дубильных веществ. Эти вещества волокна, кожа становится растяжимой и эластичной, и она может «дышать».

Кожа после дубления:

  • снижает влагоемкость;
  • повышает свою упругость и, как следствие, износостойкость;
  • повышает пористость и формоустойчивость;
  • улучшает внешний вид.

Современное дубление – это процесс, который включает физико-химические явления и протекает в 2 этапа. На первом происходит диффузия дубителя по толщине голья, на втором – взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. И оба этих процесса протекают одновременно.

Особенности шкур различных животных и виды сырья[править]

Шаблон:Mainref[уточнить]

  • Шкура КРС (крупного рогатого скота)
    • Опоек-склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых телят. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Опоек — шкуры телят возрастом до 3 мес. Шкуры имеют большую площадь по сравнению со шкурами склизков. Опоек и опоек-склизок отличаются хорошей эластичностью и большой прочностью. Используется для выработки обувных кож.
    • Выросток — шкуры телят, перешедших на растительную пищу. Имеют перелинявший более грубый волосяной покров. Используется для выработки обувных кож.
    • Полукожник — шкуры коров массой до 13 кг и возрастом не более полутора лет. Используется для выработки обувных и технических кож.
    • Бычок — шкуры молодых бычков. Используется для выработки обувных и технических кож.
    • Яловка — шкуры коров. Шкура нетелившейся коровы более плотная и равномерная по толщине; по качеству превосходит бычка и бычину. Шкура телившейся коровы отличается небольшим черпаком и большими по размеру тонкими полами.
    • Бычина — шкура кастрированных быков. Имеет негустой волосяной покров. Используется для выработки обувных, шорно-седельных и технических кож, сыромяти.
    • Бугай — шкура некастрированных быков. По сравнению с бычиной, имеет утолщенные полы, воротки, огузки; более сморщенная кожа. Используется для выработки технических кож и сыромяти.
  • Конские шкуры — из-за многочисленных сильно развитых потовых и сальных желез дерма более рыхлая, нежели чем у шкур КРС. Передина более подходит для изготовления мягких кож; хаз используют для изготовления жёсткой кожи.
    • Склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых жеребят. Почти отсутствует шерсть, грива не развита; по свойствам близка к опойку. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Жеребок — шкуры молочных или перешедших на растительный корм жеребят. Шкура равномерна по толщине и почти не имеет дефектов, из-за чего высоко ценится. Используется для выработки галантерейных кож и кож верха обуви.
    • Выметка — шкуры конского молодняка возрастом до года. Применяется для выработки кож верха обуви.
    • крупное конское сырье — площадь до 400 кв.дм., толщина 1,5-3 мм.
  • Овечьи шкуры обладают большой толщиной сосочкового слоя дермы — от 50 % у тонкорунных до 80 % у грубошёрстных. Таким шкурам присуща невысокая прочность и хорошая пластичность. Из-за слабой связи между сетчатым и сосочковым слоем дермы может наблюдаться отставание этих слоёв. Используется для выработки шеврета и галантерейных кож.
  • Шкуры коз имеют большую толщину сетчатого слоя (до 60 %), плотное сплетение коллагеновых пучков, что делает эти шкуры плотными и прочными при небольшой их толщине. Используется для выработки шевро.
  • Свиные шкуры имеют большую толщину эпидермиса; границы сосочкового и сетчатого слоя нивелируются из-за залегания щетины на всю толщину дермы. Дерма рыхлая, с большими включениями жира. Мерею образуют довольно большие отверстия, что ограничавет её применение.
  • Из шкуры верблюдов получается малопрочная кожа невысокого качества, используемая для кожгалантереи.
  • Шкуры оленей — из этих шкур методом жирового дубления изготавливается замша.

Виды процессов преобразования кожи животных[править]

Несколько дубильных процессов преобразования шкуры в кожу:

  • Алюминиевое дубление — используется при изготовлении лайки, для обработки кож хромового/таннидного дубления для повышения их термоустойчивости. Возможно одновременное использование алюминиевых и органических дубителей.
  • Дубление соединениями железа практически не используется из-за свойств трёхвалентного железа катализировать разрушение коллагена.
  • Растительное (альдегидное) дубление — в процессе выделки используется дубовая кора (отсюда «дубление») и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (сядет) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно садится и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
  • Титановое дубление не окрашивает бахтарму
  • Хромовое дубление — мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у таннидного дубления. Более устойчивый к действию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Хромовый дубитель окрашивает бахтарму в серо-зелёный цвет.
  • Циркониевое дубление — кожи циркониевого дубления имеют хорошую прочность и сопротивление к истиранию. Циркониевый дубитель не окрашивает бахтарму.

Технические формы дубления

Способы дубления делятся: по скорости процесса — на медленный, ускоренный и скорый; по характеру аппаратуры — на чановый, гашпельный, барабанный, электрический, вакуумный и другие; по специальным приемам — на сыпной, соковой и намазной. Сверх того имеются комбинации способов. Скорость дубления зависит от толщины обрабатываемых кож, степени их рыхлости и условий дубления.

Наиболее медленным из общеупотребительных процессов является сыпной чановый способ дубления неконцентрированными дубителями, наиболее скорым — барабанный способ дубления концентрированными экстрактами. Чем толще и малоразрыхленнее голье, чем слабее и неподвижнее растворы и коллоидные частицы их, тем дубление медленнее. Сыпной чановый способ легко ускорить, раззоливая или нажирая голье, точно так же, как барабанный — можно замедлить, устраняя нажор и раззол. Электрическое дубление основано на катафорезе и до сего времени не м. б. применено там, где сока вследствие низкой величины РН легко проводят ток (дубление подошвы); зато этот способ удобен для сладких слабых соков, позволяя осуществлять скорое дубление на неконцентрированных дубителях. Сыпной способ основан на том, что диффузия таннидов из корья и поглощение их кожей, подняв в первые 6 часов несколько концентрацию сока, затем создают равновесную систему в соке с очень небольшой концентрацией, близкой к сокам высокой дисперсности, причем поглощение таннидов фибриллами идет очень равномерно, но сильно затягивается время поглощения. Именно так построена сыпня насухо: кожи пересыпают корьем и заливают водой. Другая форма сыпни — на плаву: пересыпанные корьем кожи постепенно погружаются в сок своим весом. Применяя высокие концентрации соков на заливку и высокую концентрацию таннидов в дубильных материалах, можно значительно ускорить процесс.            

При соковом способе пользуются соками, б. или м. концентрированными, причем кожи в них кладут при одновременной прибавке к сокам дубильных материалов (подсыпка) или без них (флоты); или же кожи навешивают на палках в дубном соку (ход). Дубление в бурдюках (шкуру сшивают в мешок и наполняют соком) есть вариант сокового дубления. Первая фаза дубления обычно ведется в соках в гашпелях или чанах и называется заличкой (для мягкого товара) или ходом (для жесткого товара). Окончательная фаза дубления, если она ведется в барабане, называется додубкой.

Намазной способ состоит в многократном намазывании кожи соком; этот способ применяется в производстве овчин с бахтармы.

Виды дубления

Дубить кожу можно по-разному. Самый древний способ – растительное дубление.

Растительное

С помощью такой технологии вы получите абсолютно натуральный продукт, ведь обработка осуществляется с помощью природных веществ: действуют кислоты дуба, ореха, мимозы. Перед главными действиями сырую шкуру подготавливают, доводя ее до оптимального для дубления состояния.

Кожа растительного дубления предполагает начальную подготовку ванн разной крепости, в этих ванных размельченную дубовую кору перемешивают с водой. Так получается танинный отвар, блокирующий гниение шкуры. Так шкура постепенно превращается в кожу.


Вместо ванн на производствах могут использоваться специальные дубильные барабаны

Далее процесс разворачивается так:

  • шкура сначала дубится в слабом отваре, через неделю она переходит в следующую ванну – там отвар более сильный;
  • так шкура пребывает в нескольких ванных, и эти перемещения длятся около 3 месяцев;
  • затем шкуры снимаются вешалок, стопкой перемещаются в ванную, наполненную турецким желудем и корой дуба, и так они лежат 9 месяцев;
  • и через год, если считать от начала дубления, из ванны достают уже не шкуру, а настоящую кожу высокого качества;
  • 2-3 дня полученную кожу промывают, а затем высушивают, пропитывают, обрабатывают кремами или маслами.

Таким образом, полный цикл растительного дубления – год. В итоге получается эластичная и гибкая кожа, способная принимать форму. Для последующей гравировки и тиснения это прекрасный материал. Правда, цена его будет очень высокой.

Хромовое

При хромовом дублении специалисты применяют соли хрома. Они ускоряют процесс дубления. Кожу хромового дубления чаще используют для разработки верхней части обуви. Если сравнивать этот вариант с растительным, то хромовая обработка дает большую устойчивость к внешним воздействиям. Растительное дубление, при всех его достоинствах, может потерять цвет, затвердеть или сморщиться.

Мужские ботинки из кожи хромового дубления

Тут же стоит отметить, что растительная обработка исключает развитием аллергии, а вот на кожу хромового дубления аллергическая реакция возможна. Но и она маловероятна, так как эти элементы обуви, что в большей степени контактируют с кожей человека, делают путем растительного дубления.

Если вы хотите понять, какая кожа перед вами, можно посмотреть на срез. Хромовый материал на срезе чаще серый. Растительная же кожа на срезе розоватая. Ее и продают чаще неокрашенной, ведь мастер сам будет менять ее цвет. Кожа хромового дубления всегда продается окрашенной, и почти всегда она с покрытием. Наконец, растительный материал всегда будет дороже.

Наглядно посмотреть, как происходит хромовое дубление, предлагаем вам в данном видео.

Жировое

Жиры отдельных морских жителей обладают дубящим действием, и это действие используется в производстве замши. Замша – особый, довольно востребованный вид кожи. Лучшую замшу можно получить, если применять тресковый или тюлений печеночный жир.

Обусловливает жировое дубление именно ненасыщенность жира. Еще один показатель – окисление. Жиры будут использованы только после окисления. Подготовленное голье специалисты строгают, загружают барабан. Туда заливают жир и добавляют катализатор. Сам процесс длится не дольше 4 суток.

После того, как процедура завершена, полуфабрикат следует промыть 2-3 раза содовым раствором, а также водой. Это помогает удалить избыток несвязанного жира.

Алюминиевое

Соли алюминия по своим качествам схожи с солями хрома. Кожа, что подвергается такой обработке, мягкая и гладкая, она имеет нежную белую поверхность с глянцевым отливом. Но таким способом дубить можно только те виды кож, которые не будут предположительно контактировать с водой, ведь алюминиевые комплексы боятся воды.

Сегодня специалисты повышают устойчивость алюминиевых комплексов, используя анионы оргкислот. Алюминий сочетается как с синтетическими, так и с растительными дубителями.

Циркониевое

Кожа, которую принято получать таким способом, отличает хорошая прочность и неплохое сопротивление к истиранию. Используя циркониевый дубитель, можно окрасить бахтарму в белый цвет.

Стоит упомянуть еще и титановую обработку, которая похожа на циркониевую. Но окрашивания в данном случае не происходит. Наконец, есть еще и комбинированное дубление, при котором специалисты совмещают все выдающиеся характеристики каждого способа, благодаря чему удается добиться прекрасного результата.


С этим читают