Особенности противогазов пмк-2

Инструкция по эксплуатации

Для того чтобы собрать ПМК-2, нужно четко следовать инструкции по сборке.


  1. Коробка вставляется в любое отверстие маски. Герметизация осуществляется по внешней зоне горловины. Поэтому отверстия плотные и имеют небольшой диаметр.
  2. Установка обтекателя осуществляется на фланец ФПК изнутри. При правильной установке отверстие элемента направлено в сторону клапанной коробки. Решетка выполняет функцию защиты от плотного соприкосновения чехла ко входу в дне коробки.
  3. Соединительные узлы вставляют с любой стороны. Это зависит от конкретного вида работы. Узлы соединения выглядят как два выреза на щечных зонах маски.
  4. Заглушка фиксируется на противоположной стороне от узлов.
  5. Соединение ФПК с горловиной к маске выполняется через переходник. Для КДП и устройства ПМК-2 применяют несколько переходных деталей. Один переходник подсоединяется к маске с помощью соединительной трубки, второй — соединяет ФПК с дополнительным патроном.

Чтобы правильно надеть устройство, тоже требуется определенная последовательность действий:

  1. вытащить устройство из сумки;
  2. взять противогаз двумя руками за уплотненные края, расположенные снизу;
  3. взять по боковой лямке в каждую руку, большие пальцы находятся снаружи маски, остальные — внутри;
  4. растянуть крепления в противоположные стороны;
  5. фиксация подбородка выполняется в нижней части обтюратора;
  6. надеть наголовник с помощью движений вверх/назад.

ПМК-2 — защитный аппарат, который не доставляет дискомфорта при работе. Устройство имеет каркасную, брезентовую сумку, что очень удобно при хранении.

Приведенные выше рекомендации помогут правильно собрать противогаз, а четкие инструкции по использованию исключат ошибки в самый ответственный момент.

Обзор противогазов ПМК-1 и ПМК-2 в видео.

Мотор-компрессор ЭК-4Б вагонов метро

Мотор-компрессор ЭК-4Б предназначендля производства сжатого воздуха на вагоне и его нагнетания в главный резервуар с целью накопления.

Установленпод вагоном в его хвостовой части в районе второй тележки и крепится к специальным кронштейнам рамы кузова при помощи трех болтов с использованием резинометаллических втулок-амортизаторов.

Рис. 2.10. Компрессор. Общий вид и базовые составные части

Состоитиз трех основных узлов — электродвигателя(1), компрессора(3)и редуктора(2). Осевая линия валов мотор-компрессора располагается поперек кузова вагона, а электродвигатель крепится к корпусу (картеру) компрессора при помощи шести болтов М16. Картер компрессора, отливаемый из серого чугуна, является деталью, на которой монтируются все остальные узлы. Доступ в корпус осуществляется через окна, закрываемые крышками. Связующим звеном между электродвигателем и компрессором является двухступенчатый редуктор.

 

Рис. 2.11. Работа компрессора

Что это такое и для чего нужны?

Изолирующий аппарат полностью ограждает органы дыхания от вредных веществ, оказавшихся в окружающей атмосфере в ходе чрезвычайной ситуации. Защитные характеристики устройств никак не зависят от источника выделения отравляющих веществ и их концентрации в воздушном пространстве. При ношении изолирующего дыхательного аппарата пользователь вдыхает готовую газовую смесь, содержащую кислород и углекислый газ. Объем кислорода составляет порядка 70–90%, на долю углекислого газа приходится около 1%. Применение противогаза оправдано в ситуациях, когда вдыхать воздух окружающей среды потенциально опасно для здоровья.

  • В условиях кислородной недостаточности. Пределом, за которым наступает полная потеря сознания, считается 9–10% кислорода, значит, при достижении этого уровня использование фильтровального СИЗОД неэффективно.
  • Превышенная концентрация углекислоты. Содержание СО2 в воздухе на уровне 1% не вызывает ухудшения состояния человека, содержание на уровне 1,5–2% вызывает учащение дыхания и сердцебиение. При повышении концентрации углекислоты до 3% вдыхание воздуха вызывает угнетение жизненных функций человеческого организма.
  • Высокое содержание аммиака, хлора и других токсичных веществ в воздушной массе, когда рабочий ресурс фильтровальных СИЗОД быстро заканчивается.
  • При необходимости выполнять работы в атмосфере отравляющих веществ, которые не могут задерживаться фильтрами дыхательных аппаратов.
  • При осуществлении подводных работ.

Принцип маркировки фильтров противогазов

Маркировка фильтров выполняется следующим образом: 1. Маркировка на коробках фильтров противогаза начинается с надписи типа «Бриз-3001»; «ИЗОД», «ФК(Г)-5М(Б), «ДОТ-320(600)», «ДОН» и т. п. Эти надписи являются внутренней заводской маркировкой (заводские ТУ) и информации о защитных свойствах изделия не несут. По ним можно определить завод — изготовитель фильтра (см. ниже) и, в некоторых случаях, приблизительные размеры изделия (М-малая, Б-большая и т.п.) или назначение (К — фильтры комбинированные, Г — фильтры противогазовые). 

2. Далее идет надпись по стандарту EN 14387:2008. Она представляет собой сочетание букв латинского алфавита и цифр типа A2B3E3P3, А1В1E1P2, А2AXP3. Это маркировка фильтров для противогаза, соответствующая современным Российским, Украинским и Европейским Стандартам. Настоящая маркировка точно определяет от каких типов газов (от аэрозолей какой дисперсности) при каких концентрациях и течение какого времени может защитить данный фильтр (см. ниже). 3. Кроме надписи их отличительным признаком могут служить наклеенные на боковую поверхность фильтров полоски различных цветов (каждой букве соответствует свой идентификационный цвет). 

Надписи в маркировке фильтров противогазов для определения завода-изготовителя.

  • «Бриз-…» — Фильтр противогаза производства завода «Бриз Кама».
  • «ДОН-…» — Фильтр противогаза производства завода «Фильтр».
  • «ФК(Г)-…» — Фильтр противогаза производства завода «Тамбовмаш».
  • «ДОТ-…» — Фильтр противогаза производства завода «Сорбент».
  • «ФК(Г)-…» — Фильтр противогаза производства завода «ЭХМЗ».
  • «ИЗОД-…» — Фильтр противогаза производства завода «АРТИ».

Маркировка класса фильтра противогаза

В зависимости от эффективности фильтрации газов и паров противогазовые фильтры марок А, В, Е, К, P подразделяют на следующие классы:

Классы пишутся сразу после обозначения вредных веществ.Для лучшего понимания классов советую прочитать Время защитного действия фильтров для противогаза

Советская маркировка фильтров противогазов.

  • А (коричневая). Улавливает бензин, керосин, ацетон, бензол, толуол, ксилол, сероуглерод, спирты, эфиры, анилин, галогенорганические соединения, ароматические нитросоединения, тетраэтилсвинец, хлор- и фосфорорганические соединения. При концентрации бензола в воздухе 25 мг/л сохраняет защитные свойства в течение двух часов.
  • В (жёлтая) – хлор, двуокись серы, хлористый водород, сероводород, фосген, оксиды азота цианистый водород. Если в воздухе присутствует диоксид серы в количестве 8,6 мг/л, работоспособна полтора часа.
  • Г (жёлто-чёрная) – ртуть и её органические соединения. При содержании ртути 0,01 мг/л сохраняет свою поглотительную способность 100 часов.
  • КД (серая) – аммиак, сероводород, а также их смеси. Отфильтровывает аммиак (2,3 мг/л) и сероводород (4,6 мг/л) в течение 4 часов.
  • Е (чёрная) – гидриды мышьяка, а также фосфора.
  • М (красная) – угарный газ с небольшими примесями органики, аммиак, кислые газы, гидриды фосфора и мышьяка. Удерживает угарный газ в концентрации 6,2 мг/л полтора часа, бензол в количестве 10 мг/л — 50 минут, аммиак содержанием 2,3 мг/л – полтора часа.
  • СО (белая) – монооксид азота (угарный газ). Если его содержание в воздухе составляет 6,2 мг/л, поглотитель эффективно работает 150 минут.
  • БКФ (вертикальная белая полоса на коробке) – кислые газы, а также органические пары, аэрозоли, гидриды мышьяка и фосфора. В комплекте с противоаэрозольным фильтром справляется с бензолом (25 мг/л) полчаса, с синильной кислотой (3 мг/л) 70 минут, гидридом мышьяка (10 мг/л) – 110 минут.

Устройство компрессора вагонов метро

Компрессор представляет собой картер (корпус)(рис. 2.14), в котором в двух шариковых подшипниках вращается двухколенный коленчатый вал(1). Подшипник(2)вмонтирован в кольцевую расточку торцевой стенки внутри картера, а подшипник(12)— в съемную крышку(8), которая крепится к картеру с торца через прессшпановую прокладку(10)четырьмя болтами и имеет прилив в виде втулки под болт подвески, а также штуцер, закрываемый пробкой(11), необходимый для вентиляции картера. Внутренние кольца подшипников (вместе с ведомой шестерней(4)) поджимаются упорными шайбами(5), а их болты(7)контрятся пластинчатыми шайбами(6). Внешнее кольцо подшипника(12)фиксируется в крышке(8)с помощью стопорного кольца(9).


Рис. 2.14. Коленчатый вал и опорные подшипники

К каждой шейке коленчатого вала крепится(рис. 2.15)шатун(21), имеющий разъемную головку(18), скрепляющуюся двумя шатунными болтами(15)через прокладки(16)и разбрызгиватель(17). Болты завинчиваются гайками(19)и стопорятся шплинтами(20). При сборке нижней головки используются направляющие штифты(22). Нижняя головка в сборе с заливкой(23)представляет собой нижний шатунный подшипник. В верхнюю головку шатуна(14)запрессовывается бронзовая втулка(13), являющаяся верхним шатунным подшипником для поршневого пальца, при помощи которого поршень соединяется с шатуном.

Рис. 2.15. Составные части шатуна

Каждый поршень(1)(рис. 2.16)с внешней стороны имеет четыре кольцевых канавки (ручья) для четырех поршневых колец. Из них ближайшие к днищу поршня предназначены для компрессионных колец(2), изготовленных из чугуна, а две других канавки используются для маслосъемных колец(3), выполненных из капрона или алюминиевого сплава. Одно из этих колец устанавливается сразу за двумя компрессионными, а второе маслосъемное кольцо размещается наюбкепоршня. Требуемая упругость маслосъемных колец обеспечивается волновыми пружиннымиэспандерами(6), которые закладываются в канавки поршня под кольца. Подвижное соединение шатуна с поршнем обеспечивается установкой поршневого пальца(4), который фиксируется двумя стопорными кольцами(5).

Рис. 2.16. Поршень компрессора

Оба поршня размещаются в блоке цилиндров(4)(рис. 2.17), который крепится к картеру шестью шпильками М14(1)через прессшпановую прокладку(2)с использованием двух направляющих штифтов(3). На шпильки навинчиваются гайки(6)с пружинными шайбами(5).

Рис. 2.17. Блок цилиндров

Блок цилиндров завершается крышкой клапанной коробки(17), между нею и блоком цилиндров размещается сама клапанная коробка(9). Крепление крышки и клапанной коробки к блоку цилиндров производится шестью шпильками М16(7)через уплотнительные прокладки(8)и(15), изготовленные из прессшпана или паронита с использованием направляющего штифта(16). На шпильки навинчиваются гайки(19)с пружинными шайбами(18).

Крышка клапанной коробки изнутри разделена на две обособленных полости —всасывающую, находящуюся снизу и заканчивающуюся снаружи входным штуцером(А)инагнетательную, находящуюся сверху и заканчивающуюся снаружи выходным штуцером(В). Крышка и блок цилиндров с внешней стороны снабжены ребрами для усиления теплоотдачи.

Примечание

При вращении коленчатого вала шатунная шейка совершает круговое движение, так же, как и нижняя головка шатуна. При этом верхняя головка шатуна и поршни совершают возвратно-поступательное движение. Движение, которое совершает шатун в целом, называется плоским.

Фильтрующие и изолирующие респираторы: в чем разница?


Респиратор является самым распространенным средством индивидуальной защиты органов дыхания. Это простое устройство, очищающее вдыхаемый человеком воздух от вредных веществ. Существует даже усовершенствованные профессиональные виды респираторов. Они подают очищенный воздух, а выдыхаемый воздух подвергается химической очистке. После этого воздух вновь становится пригодным для дыхания. И сегодня мы хотели бы поговорить о различиях между двумя видами респираторов — фильтрующими и изолирующими, а также устройстве фильтрующих противогазов и респираторов.

Чем фильтрующие респираторы отличаются от изолирующих?

Основное отличие между фильтрующими и изолирующими респираторами — это разные способы подачи воздуха. Относится ли респиратор к фильтрующим СИЗОД? Абсолютно! Так как фильтрующие респираторы это большая группа средств индивидуальной защиты органов дыхания. Суть данной группы в следующем:

В фильтрующих респираторах подача воздуха отсутствует — вдыхаемый воздух просто очищается специальным фильтрующим элементом. В зависимости от местности, в которой будет применяться фильтрующий респиратор, он может быть противопылевым или противогазовым. Также выпускают универсальные (комбинированные) модели. Фильтрующие респираторы имеют встроенные фильтры, которые являются неотъемлемой частью полумаски. В том числе, в качестве фильтрующих элементов используются сменные патроны.

https://youtube.com/watch?v=ltvUloDZ-qI

Изолирующие респираторы обладают более сложной конструкцией. Существует два типа изолирующих респираторов —автономные и шланговые. Автономные респираторы обладают отдельным баллоном с кислородом, которым будет дышать человек. На профессиональных автономных респираторах присутствует регенеративный патрон. В нем очищается выдыхаемый воздух, после чего он опять становится пригодным для дыхания. Шланговые респираторы работают подобным образом, однако чистый воздух подается только в случае недостаточного количества кислорода во вдыхаемом человеком воздухе.

Все вышесказанное применимо, если вы хотите знать, в чем отличие изолирующего противогаза от фильтрующего.

Применение разных типов СИЗОД

Отличия между изолирующими и фильтрующими противогазами определяют основные области их применения. Специальные службы (МЧС) используют оба типа СИЗОД. К примеру, назначение и устройство фильтрующих противогазов и респираторов соответствуют условиям проведения спасательных, восстановительных и противопожарных мероприятий разного характера, но без утечек отравляющих веществ, включая углекислый газ.

Изолирующие СИЗОД применяют при устранении аварий на химических производствах или при тушении пожаров повышенной категории.

В МСЧ надевание фильтрующего противогаза или респиратора считается одним из важных навыков, который осваивается в числе первых всеми сотрудниками службы. К сожалению, методический план по надеванию фильтрующего противогаза или респиратора нельзя найти в утвержденной государственными органами литературе.

Сведения касательно эксплуатации и надевания СИЗОД можно найти в учебниках по гражданской безопасности, инструкциях по эксплуатации СИЗОД, а также в книгах, основанных на официальном переводе рекомендаций OSHA или NIOSH (США).

Классификация противогазов

На текущий момент противогазы подразделяются на 2 типа:

  1. Фильтрующие;
  2. Изолирующие.

В фильтрующих противогазах к маске крепится коробка с фильтром, очищающим вдыхаемый воздух от взвеси микрочастиц (пыли, дыма), токсичных газов, опасных паров и прочих вредных химических веществ, от микробов.


Изолирующие – тип противогазов, который в свою очередь подразделяется на два подтипа:

  1. автономные – снабжаемые баллоном со сжатым воздухом; при вдохе из баллона поступает в дыхательные органы чистый воздух, а при выдохе выводится углекислый газ в специальный поглотитель;
  2. шланговые – в которых поступление воздуха обеспечивается извне через прикрепляемые длинные трубки, тянущиеся от стационарных источников; подача воздуха производится при помощи компрессоров или других аналогичных приборов.

В соответствии с областью применения различают несколько видов противогазов:

  • для военных нужд;
  • для промышленных нужд;
  • для гражданского населения;
  • детские.

Аппараты, применяемые для военных нужд – вид наиболее совершенных технологически противогазов. Изготавливаются из материалов высокого качества, регулярно подвергаются модернизации. Главными задачами технологов при оптимизации таких устройств является облегчение их массы и увеличение объёма поля зрения.

Ненамного разнятся с военными противогазами и защитные средства, используемые работниками таких полувоенизированных направлений, как спасатели и пожарные.

Как в военном деле, так и в сферах, близких к военному делу, находят применение все типы противогазов в зависимости от ситуационной необходимости: и фильтрующие, и изолирующие.

Противогазы, используемые для промышленных нужд, чаще всего бывают изолирующими. Инспекторами охраны труда давно уже установлено, что выполнение работ в фильтрующих аппаратах не даёт должного защитного эффекта, но при этом приводит к увеличению травматизма рабочих. Изолирующие противогазы как средство защиты тоже применяются на производствах ограниченно, лишь как временная мера и в случаях аварийных ситуаций. При этом каждый рабочий знает закреплённый за ним противогаз и проходит курс необходимой подготовки по его эксплуатации.

В случае возникновения опасности поражения токсичными газами и другими вредными веществами противогазы выдаются населению на руки местными штабами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Детские противогазы подразделяются на модели, предназначенные для детей от 1,5 до 7 лет, и предназначенные для детей от 7 до 16 лет. Дополнительными видами защитных устройств для детей младше 1,5 лет являются специальные защитные камеры, внутрь которых помещается ребёнок в случае опасности.

Что это такое и зачем нужен?

Как и во многих других случаях, описание необходимо начать с общего определения самой вещи. Главнейшая задача, которую решает с той или иной эффективностью любой противогаз — это изоляция органов дыхания, глаз и кожи лица на случай различных негативных воздействий. Конструкторы разных стран создали за 1915-2020 годы многие сотни модификаций газовых масок и их отдельных компонентов. Но хотя противогаз как категория приспособлений служит для защиты от самых разных источников опасности, сказать то же самое о конкретных моделях нельзя. Угрозу для жизни, здоровья и полноценной деятельности человека могут представлять самые разные вещества — и различие их свойств не позволяет создать универсальную защиту. Недаром даже внешне противогаз выглядит порой очень по-разному, и его визуальное исполнение в первую очередь зависит от технических особенностей устройства. Основное назначение таково:

  • скорейшая эвакуация пострадавших (отравленных или предположительно отравленных);
  • ведение боя войсками, полицией и спецподразделениями в условиях химической опасности;
  • защита от угрожающих производственных факторов (иногда от природных токсинов);
  • защита медицинского персонала, участников аварийно-спасательных отрядов от потенциальных рисков при оказании помощи, устранении происшествий;
  • обследование потенциально опасных в химическом отношении территорий и объектов;
  • защита пожарных от угарного газа при борьбе с возгоранием;
  • обеспечение безопасности при работе в закрытых ёмкостях, под землёй;
  • обработка токсичными веществами (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
  • личное выживание при выбросах токсинов, радиации.

Принципиальная схема действия ИДА-59М

При вдохе (рис. 17) газовая смесь из дыхательного меш­ка 17 через гофрированную трубку 8 и клапан вдоха 9 посту­пает в органы дыхания. При выходе газовая смесь через клапан выдоха 14 и гофрированную трубку 16 поступает в регенератив­ный патрон 27 с химическим веществом О-3. Очищенная от угле­кислого газа и обогащенная кислородом газовая смесь поступает в дыхательный мешок 17, где смешивается с газами, поступающи­ми из баллонов аппарата и ДГБ через механизмы подачи газовых смесей 13 и 20. Кислородный редуктор 23 и переключатель 20 на глубинах от 0 до 55…65 м обеспечивают непрерывную подачу кислорода в дыхательный мешок 17 из кислородного баллона. Подача кислорода зависит от глубины и режимов работы аппарата «погружение-всплытие». B период повышения давления окружающей среды на глуби­нах от 0 до 20 м клапан 21 переключателя открыт, седло 24 перекрыто мембраной 26, кислород через дюзы Д1, Д2 и Д3 пос­тупает в дыхательный мешок. Подача кислорода определяется тарировкой дюзы Д1 и сос­тавляет 0,3…0,6 л/мин. На глубине 20…24 м давление в полости воздействует на мембрану 19 прогибает ее, преодолевая усилие пружины 18, вследствие чего клапан 21 под воздействи­ем пружины 22 закрывается, подача кислорода осуществляется через дюзы Д1 и Д3 (около 1 л). На глубинах 25…30 м мембрана 26 под воздействием этого давления, преодолевая уси­лие пружины 25, открывает седло 24, кислород из редуктора поступает через отверстие седла 24. Так как проходное сечение отверстия седла 24 намного больше проходного сечения дюз Д2 и Д3, то давление, действующее на мембрану 26, возрастает до значения давления кислорода на выходе из редуктора. Усилие от воздействия давления на поверхность мембраны 26 становится значительно больше усилия пружины 25, и седло 24 остается открытым в процессе дальнейшего погружения и всплытия. При подъеме на поверхность подача кислорода из кислород­ного баллона возобновляется на глубине 55…65 м. Подача кис­лорода осуществляется через дюзу Д3 (около 1 л/мин). По мере подъема подача кислорода увеличивается. На глубине 20…24 м усилие пружины 18 преодолевает газовое давление на мембрану 19, клапан 21 открывается, начинается поступление кислорода в дыхательный мешок через дюзы Д2 и Д3 (3,0…4,4 л/мин). Такая подача кисло­рода остается и после подъема на поверхность. При повышении окружающего давления или при возникновении разрежения в дыхательном мешке 17 мембрана 2 дыхательного автомата 3, прогибаясь, через систему рычагов открывает кла­пан 11 и обеспечивает поступление газовой смеси в дыхатель­ный мешок. Таким образом, при выходе с глубин менее 100 м при компрессии в шлюзовом устройстве дыхатель­ный мешок 17 пополняется 25%-ой азотно-гелиево-кислородной сме­сью, поступающей из АГК-баллона через редуктор, тройник 1 и клапан 11 дыхательного автомата 13. В случае выхода с глубин более 100 м дыхательный аппарат работает совместно с ДГБ. В этом случае в дыхательный мешок 17 подается гелий, по­ступающий из ДГБ через редуктор 5, пускатель 4 и дыха­тельный автомат 13. Так как давление на выходе из редуктора 5 (10…11 гс/см2) больше давления, создаваемого редуктором АГК-баллона (5,3…6,6 кгс/см2), то мембрана 6 под воздействием давления поступаю­щего гелия, преодолевая усилие пружины 7, прогибается и обес­печивает закрытие клапана 3. Подача азотно-гелиево-кислородной смеси к дыхательному автомату 13 прекращается на глубинах 75…90 м, и взамен ее в дыхательный мешок подается гелий.

Рис. 17. Принципиальная схема действия аппарата ИДА-59М:

1 – крестовина; 2 – камера редуктора; 3,11,21 – клапаны; 4 – пускатель ДГБ; 5,23 – редукторы; 6,12,19,26 – мембраны; 7,18,22,25 – пружины; 8 – трубка вдоха; 9 – клапан вдоха; 10 – клапанная коробка; 13 – дыхательный автомат; 14 – клапан выдоха; 15 – предохранительный клапан; 16 – трубка выдоха; 17 – дыхательный мешок; 20 – кислородный переключатель; 24 – седло клапана; 27 – регенеративный патрон


С этим читают