Классный чин

Государственные советники юстиции 1 класса (Украина)

Государственный советник юстиции 1 класса — второй классный чин в органах прокуратуры Украины (выше — государственный советник юстиции Украины). Присваивается Президентом Украины.

После даты присвоения классного чина стоит номер Указа Президента Украины, которым присвоен чин.

  1. 4 декабря 1991 г., № 1901-XII — Шишкин Виктор Иванович, Генеральный прокурор Украины
  2. 4 мая 1993 г., № 154/93 — Гайсинский Юрий Александрович, первый заместитель Генерального прокурора Украины
  3. 22 ноября 1993 г., № 549/93 — Дацюк Владислав Владимирович, Генеральный прокурор Украины
  4. 17 августа 1999 г., № 995/99 — Шуба Владимир Васильевич, прокурор Автономной Республики Крым
  5. 18 августа 1999 г., № 1010/99 — Гарник Николай Васильевич, первый заместитель Генерального прокурора Украины
  6. 23 августа 1999 г., № 1061/99 — Васильев Геннадий Андреевич, член коллегии Генеральной прокуратуры Украины, народный депутат Украины
  7. 15 июня 2001 г., № 434/2001 — Ринажевский Богдан Николаевич, прокурор Львовской области
  8. 5 июля 2001 г., № 485/2001 — Доброрез Александр Алексеевич, прокурор Автономной Республики Крым
  9. 28 августа 2001 г., № 744/2001 — Пшонка Виктор Павлович, прокурор Донецкой области
  10. 2002 г. — Кудрявцев Виктор Викторович, заместитель Генерального прокурора Украины
  11. 13 января 2006 г., № 5/2006 — Медведько Александр Иванович, Генеральный прокурор Украины
  12. 2006 г. — Винокуров Сергей Маркиянович, первый заместитель Генерального прокурора Украины
  13. 8 октября 2009 г., № 811/2009 — Сташис Владимир Владимирович, первый проректор Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого
  14. 12 января 2010 г., № 12/2010 — Таций Василий Яковлевич, ректор Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого
  15. 20 января 2010 г., № 45/2010 — Щеткин Виталий Иванович, заместитель Генерального прокурора Украины
  16. 20 августа 2010 г., № 835/2010 — Кивалов Сергей Васильевич, президент Одесской национальной юридической академии, народный депутат Украины, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия
  17. 20 августа 2010 г., № 845/2010 — Синюков Владимир Григорьевич, старший прокурор организационно-контрольного отдела прокуратуры Донецкой области
  18. 23 августа 2010 г., № 863/2011 — Блаживский Евгений Николаевич, заместитель Генерального прокурора Украины
  19. 23 августа 2010 г., № 863/2011 — Кузьмин Ренат Равельевич, первый заместитель Генерального прокурора Украины
  20. 29 ноября 2012 г., № 657/2012 — Гальцов Владимир Иванович, прокурор Николаевской области
  21. 29 ноября 2012 г., № 657/2012 — Пришко Анатолий Григорьевич, заместитель Генерального прокурора Украины
  22. 29 ноября 2012 г., № 657/2012 — Середа Григорий Порфирьевич, заместитель Генерального прокурора Украины
  23. 24 августа 2013 г., № 457/2013 — Павлов Вячеслав Владимирович, прокурор Автономной Республики Крым
  24. 24 августа 2013 г., № 457/2013 — Ударцов Юрий Владимирович, заместитель Генерального прокурора Украины

Порядок понижения и лишения классных чинов

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.


Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».

Порядок и требования

Федеральный закон не препятствует гражданам РФ, для которых не выполняются установленные законом ограничения (см. выше), участвовать в конкурсных мероприятиях, направленных на то, чтобы выявить лучших кандидатов на должность гражданской службы (за исключением министров и их первых заместителей – на эти должности могут лишь назначить приказом сверху). Соответствующая информация есть в официальных СМИ (периодика, сайты) – в зависимости от вида должности, сведения о требованиях может содержать российская газета или региональное издание, и т.д. Она остается актуальной на протяжении 30 дней, поэтому можно смотреть как новые, так и старые номера подшивки, либо материалы сети Интернет.

1 этап. Проверка требований

В объявлении о желаемой должности указывается место, куда нужно подать документы. Также госструктуры публикуют требования – они должны быть прописаны в тексте

Стоит обратить внимание на сроки – у конкурса есть конечная дата принятия решения по кандидатам

Согласно актуальным на данный момент прошлогодним правилам, стаж работы по специальности и/или по необходимому для работы направлению подготовки (в бакалавриате, магистратуре) не так велик. Чтобы поступить на главные должности, понадобится не менее 2-х лет работать на госслужбе или заниматься аналогичными задачами по направлению подготовки. Прочие варианты подходят даже вчерашним студентам – чтобы получить начальные должности, стаж не нужен.

Для высших должностей требования к стажу – не менее 4 лет

Если учитывается период работы, где потенциальный служащий реализовал знания не по профилю, а по направлению подготовки, необходимые для ГГС, стаж включает в себя занятость в любых структурах, при помощи которой были получены нужные для вакантной должности профессиональные навыки и умения. Обычно вся необходимая информация данной категории содержится в тексте объявления.

Что касается образования, окончание ВУЗа является требованием для всех кандидатов, за исключением обеспечивающих специалистов младшей и старшей групп. Начинающим обладателям статуса гражданских служащих достаточно закончить колледж/техникум.

Возраст кандидата не относится к очевидным преимуществам или недостаткам. В отдельных случаях комиссия может отдать предпочтение старшему гражданину, в других — остановить выбор на более молодом коллеге (когда работа государственного органа основана на использовании передового опыта, современных технологий и новейшего уровня переподготовки). Главное условие – соответствие возрастному интервалу, указанному в вакансии.

2 этап. Сбор документов


Каждый претендент на замещение вакантной должности на гражданской службе должен предоставить пакет документов. Обычно в него входят: медицинское заключение о допуске, справка об отсутствии судимости, справка из налоговой, копия документа, удостоверяющего личность, подлинники документов об образовании. К документам прикладывают фото стандартных размеров.

Обращаясь непосредственно в учреждение, которое проводит конкурс, нужно также составить заявление, пройти анкетирование (возможно, это лучше сделать дома, так как вопросы анкеты не всегда являются однозначными).

При себе нужно иметь ИНН и пенсионное свидетельство – их номера всегда фигурируют во вступительных данных

3 этап. Тренировка перед конкурсом

Далее необходимо обратиться к сайту Правительства и органа, в котором планируется прохождение гражданской службы. Там находятся основные законы, которые несложно выучить (заранее отведите на запоминание около 2 недель). Часто в квалификационных тестах фигурируют такие понятие, как «госслужба», «конституционные права человека», «Конституция РФ», и т.д.

4 этап. Экзаменационное тестирование

Помимо теста на знание законодательства и порядка работы государственных структур (в том числе в выбранной сфере), от кандидата может понадобиться прохождение собеседования. У претендентов обычно интересуются, кто они, чем занимались ранее, откуда родом, и т.д. Часто в ряд вопросов входит причина, по которой кандидат стремится занять конкурсную должность.

Результаты конкурсов и собеседований сообщаются в течение месяца (а чаще всего, это случается раньше)

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины[источник не указан 2486 дней]:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года N 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины[источник не указан 2486 дней]:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года N 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Гражданская служба

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Основания для получения места в госструктуре

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Для получения места в госструктуре необходимо соблюдать некоторые условия

Причины, по которым в заявке будет отказано:

Гражданин входит в категорию нетрудоспособных, либо у него имеется ограничение дееспособности (при этом на руках должно быть решение суда, вступившее в законную силу). Судимость текущая, а также не снятая или не погашенная в установленном федеральным законодательством порядке. Если пребывание в должности связано с использованием секретной документации и прочей информации государственной важности, обязателен порядок оформления процедуры допуска – в противном случае, сотрудник не сможет приступить к служебным обязанностям. Заболевание, не совместимое с прохождением службы в госструктуре, подтвержденное медицинской комиссией. Наличие родственников, супругов, супругов детей в связанных структурах на гражданских должностях (для схемы «начальник-подчиненный»). Отказ от гражданства РФ, либо получение гражданства в другой стране (исключение – действие международного договора РФ). Сокрытие информации о доходах, имущественных обязательствах, а также предоставление неверных сведений, включая подлог документов. Участие в делах о коррупции с неоднозначным исходом. Отсутствие военного билета.

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.


Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Сотрудники назначаются на должности указанной группы непосредственно Президентом, правительством РФ, руководством государственного органа федерального значения

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.


Должности гражданской службы должны быть включены в реестр

Аттестация сотрудников гражданской службы

Государство выдвигает высокие требования к потенциальным сотрудникам государственных структур. Для проверки текущего квалификационного статуса проводятся аттестационные мероприятия, по итогам которых служащий получает один из следующих результатов:

  1. Повышение в должности с присвоением нового классного чина.
  2. Изменение денежного вознаграждения (рост надбавки за особые условия труда – распространенная причина).
  3. Включение в резерв на повышение.

Если итоги аттестации неудовлетворительны, сотрудник переводится по взаимному согласи сторон на другую должность, либо получает направление на обучение с целью повышения профессионального уровня.

Принципы аттестации являются общими для объектов федерального и регионального значения. Она проходит 1 раз в 3 года. В процессе подлежат оценке следующие факторы соответствия навыков занимаемой должности:

  1. Профессиональная подготовка, уровень знаний (теория, практика).
  2. Опыт работы, отзывы о качестве и объективная оценка на основе количественных и качественных показателей.
  3. Эффективность гражданской службы на занимаемой должности.
  4. Скорость и полнота достижения целей, выполнения поставленных задач, адекватность их содержания, и т.п.

Проверка не должна проводиться, если служащими являются:

  1. Лица, которые находятся в должности менее года.
  2. Лица старше 60 лет.
  3. Беременные, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (последних могут включить в список аттестуемых лишь через год после его окончания).
  4. Лица, с которыми заключили срочный трудовой договор.

Общие положения

Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.

Отношения между служащими и государством регулируются рядом отраслевых законодательных актов. Соответствующие нормативно-правовые документы устанавливают права как служащего, так и государства, а также обязанности, запреты, определяют ответственность каждого участника и так далее.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим является стимулом для всех категорий чиновников повышать уровень своего мастерства и качество работы. И здесь дело кроется не только в финансовой выгоде (за классовость предусмотрены определенные надбавки к жалованию). В среде чиновников наличие класса открывает возможности карьерного роста.

Само понятие «классный чин» не возникло просто так, на пустом месте. Еще со времен царя Грозного на Руси действовал своего рода реестр людей, занимавших высокие должности. С течением времени новые правители вносили свои новшества. Уже Петр Первый установил четырнадцать классов должностей.

После революции все, что напоминало о царском режиме в России, выжигалось каленым железом. Поэтому после 1917 года классовость государственных служащих была упразднена. Но в 2004 году практика классных чинов была вновь внедрена в систему государственного управления.

В системе государственного управления действует принцип сохранения классных чинов при переводе чиновника из органов государственного управления в органы местного управления. В таких ситуациях служащему присваивается чин, соответствующий предыдущему месту работы, без проведения переоценки знаний и навыков.

Государственные советники юстиции 1 класса (Казахстан)

Государственный советник юстиции 1 класса — второй по старшинству классный чин в органах прокуратуры Казахстана (выше — государственный советник юстиции высшего класса). Присваивается Президентом Казахстана лицам, занимающим должность Генерального прокурора или первого заместителя Генерального прокурора. В период 1992—2013 гг. был присвоен только 3 раза.

  1. Туякбай Жармахан Айтбаевич (1992), Генеральный прокурор Республики Казахстан (1990—1995)
  2. Мами Кайрат Абдразакович (2010), Генеральный прокурор Республики Казахстан (2009—2011)
  3. Даулбаев Асхат Кайзуллаевич (2013), Генеральный прокурор Республики Казахстан (с 2011 г.)

С этим читают