Колонна траяна

Где находится колонна Траяна

Структура древнего Форума была продумана до мелочей. Вход на вымощенную разноцветным мрамором площадь украшала огромная триумфальная арка. По трем сторонам от нее стояли скульптуры самых известных деятелей Римской империи, а на четвертой архитектор поместил базилику. Это было своеобразное политическое строение, в котором создавались указы императора. Между латинской и греческой библиотеками Аполлодор расположил знаменитую колонну Траяна. Сегодня ее можно увидеть рядом с площадью Венеции и памятником Витторио Эммануилу. Колонна Траяна, фото которой является неопровержимым доказательством величия и монументальности данного сооружения, находится прямо напротив церкви Санта Мария ди Лоретто.


Добраться до нее на личном автомобиле или такси можно, доехав до улицы Via dei Fori Imperiali. Те, кто самостоятельно изучает достопримечательности Рима, могут сойти на станции метро «Колизей» и дальше пешком прогуляться к этому монументу. От остановки до нее всего полчаса медленным шагом.

Удивительный памятник древней цивилизации

Нужно сказать, что монумент на колонне несколько раз менялся. Вначале на капители возвышался орел, затем скульптура самого Траяна, и только в шестнадцатом столетии здесь появился стоящий во весь рост апостол Петр. Именно его изображение украшает колонну на сегодняшний день. На рельефной ленте, которая проходит по всему стволу сооружения, можно видеть фрагменты из двух сражений императора и даков. Всего на ней изображены две с половиной тысячи человеческих фигур, среди которых многократно повторяется сам Траян. Помимо них, на рельефе можно заметить Нику — богиню победы, а также Дуная — величественного старца — и других аллегорических персонажей.

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на Марсовом поле (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).

В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения Музеев Ватикана (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и Марсова поля.

Тайны и интересные факты

Интересный исторический факт: ранее на самой верхушке колонны Траяна красовался орел. Его заменили изваянием императора практически сразу после смерти. В 1588 году Папа Сикст V приказал снять образ правителя и установить вместо него Святого Петра, который украшает памятник по сей день (рисунок 5).

Достоверно неизвестно, что стало причиной замены статуи императора на колонне Траяна. По преданию, однажды Папа задумался о том, что такой благородный и живущий правильно язычник, как Траян, до сих пор «висит» в чистилище, не обретя райскую жизнь. Решив помолиться за него в храме Святого Петра, папа услышал голос апостола. Тот предложил ему два варианта за принятие императора в рай: либо провести два дня в чистилище, либо на протяжении жизни мучиться от физической боли. Папа выбрал второй вариант и воздвиг статую апостола, держащего в руке ключи от рая, как символ произошедших изменений.

Рассмотрим, чем знаменита еще колонна Траяна помимо ее основного назначения:

  1. Тело самого императора погребли под колонной. Захоронение людей в черте города было строго запрещено. Однако новый император вынес вопрос на обсуждение, а сенат одобрил исключение из правил. Поэтому 38-метровый исторический памятник является также и надгробием. Помимо Траяна под мраморным возвышением покоится и его супруга.
  2. На постаменте нет ни одного упоминания о дате построения, потому историки до сих пор спорят о том, построили колонну после войны или заранее.
  3. Французы планировали демонтировать и перенести исторический памятник в Париж, однако им банально не хватило на это предприятие денег. Поэтому по приказу Наполеона была построена аналогичная колонна ‒ Вандомская ‒ украсившая французскую столицу.
  4. Несмотря на то, что Траян был язычником, его ставили в пример даже христианским правителям как образец справедливости и великодушия вплоть до XVII-XIX века.

Рисунок 5. Изначально все изображения были цветными

Античная колонна Траяна считается одним из выдающихся памятников Древнего Рима, сохранившаяся в отличном состоянии по сей день.

История

В ознаменование победы над даками в Вечном городе построили форум. Там построили и базилику для проведения довольно частых в Риме всевозможных, в основном политических, мероприятий. За этим архитектурным сооружением были построены две библиотеки, а между ними воздвигнута колонна Траяна. Её возвели в 113 году. Эскизы сооружения были сделаны архитектором из Греции Аполлодором Дамасским.

По легенде, Траян был человеком верующим в душе и достаточно благочестивым, хоть и оставался язычником. Папа Римский Григорий однажды подумал о том, что Траяну не место в Чистилище и стал рьяно молиться за него. Бог услышал молитвы и явил Папе Голос, который предложил отправить императора в рай при выполнении одного из двух условий: или Папа после смерти некоторое время проведет в Чистилище или всю жизнь будет страдать от боли. Папа предпочел второе.

На вершине статуи Траяна в то время стояла скульптура императора, сменившая позолоченного орла. По указанию уже другого Папы, Сикста V, её заменили скульптурой апостола Петра, хранителя ключей от рая.

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. Петра — её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.

Разумеется, главное в Колонне Траяна — это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны — говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые

Тем более — обращу на это ваше внимание — изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима

При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, — расслабились.

Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна — ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.

Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей — даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.

Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба — срыт целый холм, высотой как раз с колонну

О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма — Капитолий и Квиринал — его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.


Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство—терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

История возведения и значение монумента

Описание событий, после которых была установлена колонна Трояна, достаточно краткое.

Боевые действия проходили в два этапа продолжительностью в несколько лет:

  1. Со 101 по 102 год н.э. Траян организовал поход и разбил правителя Децибала, принудил его к заключению мирного соглашения и возвратился в Рим. Однако гордый дакиец не планировал сдаваться и начал вести активную подготовку к полномасштабной войне с римским императором. Заключая договоры с ближайшими государствами, и закупая оружие, он планировал нанести сокрушительный удар.
  2. Со 105 по 106 год проходил второй этап военных действий, в ходе которых обе стороны понесли масштабные потери. С целью ввести еще больше войск, римский правитель отдал приказ архитектору Аполлодору (построившему потом одноименную колонну Траяна), возвести в кратчайшие сроки мост. Мост открывал быстрый путь между берегами Дуная и был надежно защищен от врагов предмостными укреплениями. Его руины до сих пор сохранились на берегах реки. Столкнувшись с поражением, Децибал наложил на себя руки. Дакия стала одной из римских провинций.

Благодаря захвату Дакии, Рим стал самой масштабной по площади империей и пополнил золотые запасы. Даки имели доступ к золотым приискам и активно использовали этот металл. После поражения все ресурсы поступили в казну противника. Тогда же начался так называемый «золотой век» Римской Империи (рисунок 2).

Вся история битвы детально изображена на барельефе колонны Траяна, возведенной вскоре после сражения на территории современного Рима. Ошеломительная победа, ставшая показателем правильного стратегического и тактического плана, подняла боевой дух римлян.

Рисунок 2. Колонна Траяна — своего рода символ расцвета Римской империи

А грандиозный памятник ‒ 38-метровая статуя ‒ сохранилась в отличном состоянии и по сей день. Поговорим о том, как ее строили и что на ней изображено более детально.

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для  политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VIвеке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.

Два Густава

Немецкие купцы Густав Кунст и Густав Альберс основали торговую империю, масштаб которой потрясает и сейчас. Будущие компаньоны по бизнесу познакомились в Китае. Решив, что конкуренция за китайский рынок слишком велика (огромная доля рынка уже принадлежала англичанам и французам), Кунст и Альберс отправились в недавно основанный порт Владивосток.

Они справедливо посчитали, что конкуренции во Владивостоке практически нет, а новому населённому пункту будут нужны товары. К тому же, в 1862 году город получил статус порто-франко, то есть свободного порта, товары в котором не облагаются пошлиной. Таким образом, в 1864 году во Владивостоке появилось главное торговое подразделение Кунста и Альберса.

Удачливые коммерсанты смогли предугадать, что город станет расширяться, следовательно, потребность в их товарах будет увеличиваться. И действительно, город стремительно рос. Кунст и Альберс обеспечивали Владивосток товарами бытовой необходимости – пищей, одеждой, украшениями, в первую очередь, из Китая. Товары расходились очень быстро, несмотря на крупные поставки и уровень цен, который был выше, чем в центральной России.

Бизнес шёл в гору, и в 1884 году в центре Владивостока немецкие купцы открыли первый универсальный магазин, здание которого сохранилось до наших дней. Красивый трёхэтажный дом, спроектированный молодым немецким архитектором Георгом Юнгхенделем, можно назвать одним из самых узнаваемых в городе.

Торговый-дом «Кунст и Альберс» во Владивостоке — наши дни — Legion Media


Со временем открывались филиалы компании и в других городах Дальнего Востока. Довольно скоро появились отделения в дальневосточных Хабаровске, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре и других населённых пунктах региона. Компания начала экспансию в другие крупные города империи. Например, она открыла представительства в Санкт-Петербурге и Москве, Одессе и Киеве, Варшаве и Риге. Однако интересы торговой корпорации не ограничивались Россией. Ее филиалы можно было найти в японском Нагасаки, китайском Харбине и немецком Гамбурге.

Торговый-дом «Кунст и Альберс» в Хабаровске — Архивное фото

Торговый-дом «Кунст и Альберс» в Хабаровске — наши дни — Delekasha (CC BY-SA 3.0)

Кунст и Альберс запомнились в том числе как благотворители. На их средства, например, была построена лютеранская церковь, которая до сих пор остается старейшим религиозным зданием Владивостока.

Торговую империю Кунста и Альберса возглавили сын Альберса Винсент Альфред и один из партнёров Кунста и Альберса по торговому делу Адольф Даттан.

В годы Первой мировой войны, в которой Россия и Германия были противниками, в столичной прессе вышла громкая статья. В ней торговый дом Кунста и Альберса был обвинён в шпионаже. Несмотря на дворянский титул и уважение местных жителей, Адольф Даттан был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. По одной из версий, к этому были причастны его конкуренты, которые воспользовались антигерманскими настроениями во время войны в своих целях.

Руководство фирмы «Кунст и Альберс» снятое во время последней встречи владельцев во Владивостоке, в 1880 году. За столом слева направо: Густав Альберс, Густав Кунст, Адольф Даттан.

Общественное достояние

Даттан смог вернуться во Владивосток в 1919 году. Он управлял магазином до своей смерти в 1924 году.

В конце 20-х годов торговая империя была национализирована большевиками. В 1934 году в главном здании «Кунста и Альберса» во Владивостоке был основан ГУМ – главный универсальный магазин. Под этим названием он известен до сих пор. Хабаровский филиал «Кунста и Альберса» также стал называться ГУМ, историческое здание до сих пор используется по своему прямому назначению.

Триумф Императора.

Колонна Траяна со статуей святого Петра, установленной папой в эпоху Возрождения на вершине, возвышается над руинами Форума Траяна, который когда-то включал две библиотеки и большую площадь для граждан и просторную Базилику. Строительство Форума велось за счет военных трофеев, добытых из Дакии.

Сражавшийся бок-о-бок со своими воинами в кампаниях между 101 и 106 годами н.э., император Траян собрал десятки тысяч римских легионеров, пересекших Дунай через два самых длинных моста, которые когда-либо видел античный мир. Победа Траяна продемонстрировала наглядную мощь Рима, в пике принципата: сокрушив могучее варварское царство на дерновых полях их горного дома дважды, методично стерев его с лица древней Европы.

Война Траяна с даками, чья страна располагалась на территории нынешней Румынии, стала определяющим событием его 19-летнего правления. Богатства, привезенные в Рим были ошеломительны. Один современник-летописец хвастался, что завоевание принесло государству свыше 200 тонн золота и 450 тонн серебра, не говоря уже о новой плодородной провинции.

Реконструкция внешнего вида моста Траяна инженера Э. Дюперрекса (1907 год)

Добыча буквально изменила ландшафт Рима. В ознаменование победы Траян распорядился построить новый форум, который включал бы в себя просторную площадь, окруженную колоннадами, две библиотеки, большое общественное здание, известное как Базилика Ульпия, и, возможно, даже храм. Форум был «чудом под открытым небом», один из ранних историков восторгался, что никакого разоряющего слов смертного описания не хватит, чтобы описать оное.

Над форумом возвышалась каменная колонна высотой 38 метров, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Спиралью возвышающаяся вокруг колонны полоса барельефа, как современный комикс — это повествование о Дакийских кампаниях: тысячи искусно вырезанных римлян и даков маршируют, строят, сражаются, плывут, крадутся, ведут переговоры, умоляют и гибнут в 155 сценах. Завершенная в 113 году колонна простояла более 1900 лет.

Колонна является одной из самых характерных монументальных скульптур, переживших падение Рима. На протяжении веков классицисты относились к резьбе как к визуальной истории войн, с Траяном как героем и Децебалом, дакийским царем, как его достойным противником. Археологи тщательно изучили сцены, чтобы узнать об униформе, оружии, снаряжении и тактике римской армии.

Срисовка с рельефа: дакийцы сдающиеся на милость Траяна

Где расположен памятник и как к нему добраться

К сожалению, течение времени не пощадило форум: во времена Муссолини на его руинах просто построили улицу Фори Империали. Если направляться по этой улице, используя в качестве ориентира по левую руку Колизей, то можно увидеть немногие сохранившиеся руины форумов Цезаря, а также Нервы и Августа.

Рисунок 6. Расположение колонны на карте Рима

Итак, где находится колонна Траяна и как к ней попасть? Самый короткий маршрут на метро и пешком: доезжайте до станции Colosseo и пройдите вверх по Фори Империали около десяти минут. Также можно воспользоваться автобусными маршрутами №51, 85 и 87, остановки которых расположены буквально в двадцати метрах от постамента (рисунок 6).

Ранее к колонне Траяна вел вход через Триумфальную арку, изображение которой на древних монетах вы увидите в музее. Там же можно увидеть детальные снимки всего барельефа.

Узнав, где находится колонна Траяна, и посетив это великое историческое место, вы можете направиться к руинам форумов или Колизею, которые расположены рядом.

Больше интересной информации об этой достопримечательности Рима вы сможете найти в видео.


Поделиться

24.04.2019 2 075

Рельефы колонны Траяна

На всей поверхности колонны Траяна вырезано более 160 метров рельефов, на которых изображено более 2500 человеческих фигур. Древние каменотесы вырезали на поверхности колонны историю завоевательных походов Траяна. Сам император изображен 59 раз.

С одной стороны, рельефы довольно точно отображают одеяния и доспехи римлян и даков, что позволяет историкам получить много ценной информации. Но, с другой стороны, заметно, что рельефы наносились не по строго расчерченному плану, а прямо по уже собранной колонне. Это хорошо заметно, если приглядеться к виткам рельефов, огибающим колонну. Они неравные в нижней и верхней части колонны. Создается ощущение, что сначала скульпторы «мельчили», а когда поняли, что место еще остается, решили делать витки шире

Кроме того, можно обратить внимание, что фигуры людей вырезаны очень по-разному, словно каменотесы были очень разного уровня умения и одаренности. Перед историками до сих пор встает вопрос — почему колонну такого уровня и значимости доверили украшать скульпторам, не имеющим четкого плана и не слишком сведущим в деталях военных кампаний

Колонна Траяна — описание

Над землей колонна Траяна возвышается на 38 м (вместе с пьедесталом), а состоит она из 19 цилиндров, которые были изготовлены из итальянского белого мрамора. Её основание состоит из 8 блоков, верхушка — из двух, которая первоначально была увенчана статуей орла, позже 4,8 метровой бронзовой статуей Траяна. Но в 1588 году её заменили на статую Св. Петра. Архитектором колонны стал Аполлодор Дамасский — любимый друг Траяна. После смерти императора, его прах был захоронен под фундаментом памятника.

На своем “теле” колонна императора Траяна имеет более 2600 фигур, изображенных по спирали, которые вместе создают живую цепь длиной в 200 метров, которые повествуют о 155 ключевых сценах похода в Дакию. Во многих из них присутствует и сам Траян. Каждый поход начинается от основания колонны и представляет взору смотрящих приблизительную хронологию основных событий. Также каждый из них отделен щитом и победными трофеями.

Большинство отдельных сцен на колонне идут одна за другой, но некоторые из них разделены пейзажами (камни, деревья, строения, которые указывают на изменение повествовательной ситуации).

Рельеф сначала был окрашен в позолоченный цвет и следы позолоты были видны до XVIII века н.э. Было изготовлено три слепка рельефа колонны (1861-1862), которые, разумеется, сохранились куда лучше оригинала, который потерял свой прежний облик из-за погодных условий и беспощадного времени. Один из них пополн

Колонна Траяна в Риме была видна с окон двух библиотек, изначально расположившихся по обе её стороны — Греческая и Латинская. В их книжной коллекции существовало около 22000 свитков.

Основание колонныПрисмотревшись к постаменту колонны, можно увидеть, что изображено и здесь:

  • дакийское оружие,
  • доспехи
  • и четыре имперских орла, несущих победные венки.

Также с юго-восточной стороны находится длинная надпись (шрифт 10 см), поясняющая, что памятник возведен по приказу сената и народа Рима в честь Траяна в 113 году н.э.

Дверь в постаменте предоставляет доступ к внутренней спиральной лестнице, которая ведет на смотровую площадку под статуей Св. Петра. Сама лестница полностью состоит из цельного камня, её освещает свет, исходящий из 40 маленьких окон, установленных с регулярным интервалом. Смотровая площадка способна вместить до 15 человек.

Кроме того, триумфальная колонна Траяна, известная ещё во времена Римской империи, также появлялась на монетах, стала вдохновением для сооружения подобных памятников в более поздние времена, средневековье, а также совсем недавно по её образу была построена колонна Наполеона в Париже (на площади Вандом), которая также повествует о военных походах императора.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и одежду римлян и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.

История

Колонна Траяна была построена как доминанта Форума Траяна в 113 году нашей эры в честь победы римлян над даками (фракийским племенем, обитавшем на территории современных Румынии и Молдавии). Племена эти, хоть и были немногочисленны, но имели хорошо обученные войска, поэтому победа над ними широко восхвалялась среди римлян. Триумф императора Траяна запечатлен на барельефах по всей поверхности колонны.

Высота колонны — 38 метров, диаметр в нижней части — 3,6 метра, сложена она из 20 кусков чистого каррарского мрамора.

Удивительно, но при таких размерах колонна Траяна полая. Внутри проходит винтовая лестница, которая позволяла подняться на вершину колонны.

Кстати, на вершине колонны Траяна находится статуя апостола Петра, установленная на капителе колонны в 1588 году по приказу Папы Сикста V. Изначально там располагалась фигура орла, затем статуя самого Траяна.

По одной из легенд в основании колонны располагалось хранилище, где были размещены урны с прахом императора Траяна и его жены Помпеи Плотины.

Во время оккупации Францией в эпоху наполеоновских войн существовал план вывоза колонны Траяна в Париж, но планам не суждено было сбыться. Говорят, что сумма, которую необходимо было потратить на это предприятие, была слишком внушительна даже для Наполеона.

Сейчас колонна Траяна находится в открытом доступе, вплотную к ней подойти нельзя по соображениям безопасности, но даже от забора в нескольких метрах, колонну и барельефы на ней можно разглядеть довольно подробно.

AlexConCom


С этим читают