Как назывались шлемы рыцарей средневековья

Оригинальные модели

Бацинеты сначала были открытыми или снабжались назальной пластиной. Со временем они стали оснащаться забралами конической формы, которые способствовали лучшей вентиляции. Такие модели называли «собачьей мордой» или «свиным рылом». Часто забрала были съемные. Рыцарь в арсенале мог иметь несколько вариантов, подходящих для разных видов боя. Также появились модели, которые были снабжены защитой плеч, шеи и горла. По краям бацинета часто имелись отверстия для крепления внутренней обивки, чтобы удобнее было носить защитную амуницию, а также гасить тяжелые удары.


В конце ХIII в. появились капеллины, напоминающие железные шляпы. Особое распространение они получили у конкистадоров. Изделия имели полусферическое или цилиндрическое изголовье и приклепанные к нему широкие поля. Такой рыцарский шлем защищал голову и плечи от ударов, наносимых сверху, а также от падающих предметов при штурме.

К началу ХV века в Италии появился салад, который стал «продолжением» бацинета. Характеризовался наличием длинного назатыльника и ребра жесткости вдоль шлема, которое зачастую превращалось в гребень. Особую популярность салады приобрели среди германских рыцарей. Именно эти шлемы стали прототипом каски, используемой солдатами вермахта.

Еще спустя 100 лет появился шлем армет. Подбородник или забрало полностью закрывали лицо и шею рыцаря, но благодаря штифту при необходимости их можно было раскрыть или приподнять. У этой модели было острое забрало, прозванное «воробьиным клювом».

Бургиньот, или бургундский шлем, появился в ХVI веке. Он использовался в разных европейских странах на протяжении века. Имел козырек, вытянутый назад корпус, науши и подбородник. Верхняя часть дополнялась гребнем, который мог украшаться перьями.

АрметБацинетБургиньотКапеллинаСалад

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Шлем интеграл

Интеграл – один из самых популярных видов шлемов для городских байков и столь востребован он, в первую очередь, благодаря взлету популярности спортивных мотоциклов – «спортбайков». Данный шлем представляет собой цельную и очень прочную конструкцию, которая полностью закрывает голову и лицо райдера, по аналогии с фуллфэйсами для мотокросса. Интеграл всегда оснащается внешним стеклом-забралом – визором. Некоторые модели имеют дополнительный солнцезащитный визор, который расположен внутри шлема, под основным внешнем стеклом. На многих моделях присутствует система блокировки основного визора от случайного открытия на высокой скорости, а также слайдеры-ползунки для бесконтактного открытия забрала, что позволяет поднимать визор не прикасаясь к нему и не оставлять отпечатков на поверхности стекла. Прогрессивная система вентиляции, чаще всего, оснащается специальными клапанами-шторками, благодаря которым райдер может регулировать уровень обдува и соответственно температуру внутри шлема в зависимости от погодных условий. Мягкая гипоаллергенная подкладка выполняется из дышащего неопрена, который прекрасно вентилируется и отлично впитывает пот, к тому же практически в 100% случаев данная подкладка легко демонтируется для стирки, что позволяет сохранить гигиеничность шлема, даже после затяжных поездок в жаркую погоду. За фиксацию на голове отвечают различные варианты застежек, от классических D-рингов до застежек с карабинами или магнитными клипсами. Существуют модели с дополнительными опциями, такими как встроенная Bluetooth гарнитура с режимом громкой связи и т.д. Но чаще всего встречаются спортивные варианты интегралов, т.к. такие шлемы в первую очередь разрабатывались для участников раллийных гонок, именно поэтому они отлично подходят для езды на спортбайке, который способен развивать немыслимую скорость. Такой шлем способен защитить голову райдера даже в случае падения на скорости свыше 100 км/ч, т.к. огромный запас прочности заложен именно благодаря спортивной «родословной» этих шлемов. Материалы, внешний вид, цветовое решение и графический дизайн могут существенно различаться, благодаря чему каждый покупатель сможет подобрать для себя шлем по вкусу.

Предысторические шлемы (Archaic)

Основная статья: Шлем из клыков

Шлем из захоронения XI в. до н. э. на Пелопоннесе (Греция). Кожаная часть добавлена при реставрации.

В древности греки называли шлемы словом, используемым для названия шапки из собачьей кожи — κυνέη (дословно «собачья»). У Гомера в «Илиаде» словом κυνέη обозначены как шапка, так и всякий шлем, кожаный или металлический, но без налобника, нащёчников и султана. Словом κόρυς Гомер называет собственно медные шлемы с нащёчниками и султаном из конских волос. По происхождению κόρυς родственно слову κέρας «рог», возможно из-за рогов или форм плюмажа, используемых для украшения первых шлемов.

Геродот, описывая одеяния и вооружения персидских полчищ (кн. 7), говорит о лисьих шапках (шлемах?) на головах фракийцев. Также он говорит о кожаных шлемах других племен. Значит ещё в начале V в. до н. э. такие шлемы не были экзотикой. Шапки из войлока, шкур и кожи укрепляли пластинами железа, костями, клыками, деревом, любым достаточно прочным материалом, не требующим особых навыков в ремесле (см. статью «Шлем из клыков»). Позже стали сгибать по форме головы бронзовые пластины, охватывающие подкладку из того же войлока и кожи. Шлемы героев Троянской войны сильно отличались от тех, которые рисовали греки 6 веков спустя на вазах и состояли из 4 пластин (или «блях» в переводе на русский), да и те шлемы изготовлены были не греками. Вот описание Гомером шлема Ахилла:

Конический шлем из Археологического музея Аргоса.

Ввиду примитивной конструкции составной шлем древности дошёл до нашего времени в 1-м, может 2 экземплярах. Первые цельнометаллические шлемы появились в Греции с XV в. до н. э. В музее Ираклиона на Крите хранится частично сохранившийся бронзовый шлем той эпохи с удлинёнными нащёчниками и заострённым кверху кумполом с навершием для крепления, видимо, украшения из конского хвоста.

После Троянской войны (на рубеже XIII—XII вв. до н. э.) случилось переселение народов. В Элладе настали «темные» века, и племена греков утеряли даже письменность, не говоря о ремесленных навыках. Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до н. э. датируются VIII в. до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированном широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой дуги. Условно такие шлемы называют коническими. После исчезновения навершия и сглаживания кумпола к полусферической форме внешний вид шлема приближается к иллирийскому типу.

Высокое Средневековье

Развитие европейских государств в XI – XIV вв. ознаменовалось совершенствованием технологий, в том числе и военных. Оружие становится мощнее, что требует более надёжной защиты. Отличительная черта эпохи – крестовые походы приносят новые виды рыцарского облачения и шлемов. Последние сначала приобретают вид цилиндров с узкими прорезями для глаз и вентиляционными отверстиями, а затем трансформируются в некое подобие горшка, давшего название целому поколению военных головных уборов. Среди них:

  • топхельм;
  • кюбельхельм;
  • «сахарная голова».

Помимо наголовий с горшковидной тульей применялись похожие на современные каски сферические цервельеры и «железные шляпы», именуемые шапелями или капеллинами.

Топхельм

Кавалерийский «горшковидный» шлем, входил в доспехи рыцарей-крестоносцев. Его тулья собиралась из проклёпанных пластин, формирующих лицевую часть и назатыльник. Просторный убор нигде не прилегал к голове, тем самым, гася силу удара копий, которая к тому времени значительно возросла. Для этой же цели рыцари дополнительно использовали стёганый подшлемник.

Следующим усовершенствованием стало появление ребра в лицевой части тульи, не дававшего нанести прицельный удар. Тогда же на топхельмы начали крепить характерные усиливающие накладки в виде креста, где поперечная «перекладина» обрамляла смотровую щель. Модель просуществовала до XIV в., но из-за дороговизны её применение было ограниченным.

Кюбельхельм

В начале XIV в., тулью классического топхельма расширили, чтобы поместить под неё шлем-дубликат меньшего размера, чаще всего цервельер или бацинет. Так возникла модель, получившая название кюбельхельм. Модернизация связана с изменившимся характером военных действий, когда стремительным атакам конницы были противопоставлены затяжные бои с перерывами.

Рыцари выезжали на поле брани в лёгких церевьерах, а, заметив приближение противника, надевали сверху более тяжёлый, опиравшийся на плечи кюбельхельм, который создавал «двойную защиту». Приём часто использовался участниками Столетней войны и других, не менее кровопролитных сражений.

«Сахарная голова»

Последняя по времени создания разновидность топхельма, имевшая коническую, преимущественно цельно-кованную тулью. Крепилась к нагрудным латам при помощи прочной цепи, что предотвращало срывание головных доспехов во время боя или сбивание в сторону, когда рыцарь терял способность видеть сквозь смотровую щель.

Также «сахарная голова» спасала своего владельца от травмы шеи при сильном лобовом ударе. От необычной модели топхельма полностью отказались только в XV в., когда тяжеловооружённым воинам потребовалась большая манёвренность и скорость передвижения.

Сначала вентиляционные отверстия равномерно распределяли в нижней части шлема. Но затем стали делать только на правой половине, поскольку на левую чаще приходился удар копий и её следовало усилить.

Примечания

  1. Vasmer’s Etymological Dictionary
  2. Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и ратных доспехов и конского прибора.. — СПб., 1896.. — С. 171.
  3. Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева.. — СПб.,, 1895. — С. 43-44.
  4. Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата.. — М., 1860. — С. 217.
  5. Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.», Издательство «Наука», 1971.
  6. См. фрагмент картины.
  7. «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья» (Бобров Л. А., Худяков Ю. С.)
  8. ↑ «Древности Российского Государства, изданныя по высочайшему повелению.» Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя.
  9. Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.»

Цервельвер, шлем XII – XIV веков. Большой шлем XII – XIV веков

Цельвельвер трудно назвать шлемом. Это была стальная шапка, которую надевали на голову поверх кольчуги. Она отлично защищала голову от ударов меча. Цервельвер использовали довольно часто и долго.

Он служил дополнительной защитой воину.

Большой шлем XII – XIV веков. Большие шлемы были действительно великолепны. Их подвиды ещё называют пот-шлем, ковш-шлем, потрясающий шлем и шлем-бочка.

Большие шлемы покрывают всю голову и имеют форму стального цилиндра с щелями для глаз и дырками в области рта и носа.

Первые виды этих шлемов были плоскими, по ним часто ударяли молотом или булавой. Но дальше форма становилась изогнутой, так стало легче отражать удары.

Большие шлемы надевали поверх ватного капюшона или кольчуги. Обычно их носили первые рыцари-крестоносцы.


Такие шлемы можно увидеть в фильме «Александр Невский».

История

Хорошо узнаваемый коринфский шлем с конским гребнем стал одним из символов Древней Греции начала классического периода. Эти шлемы появились в архаичную эпоху с VII в. до н. э., отражая подъём ремесленного производства после окончания «тёмных веков». Представляли собой сначала глухую защиту головы, но с открытым лицом. От иллирийского типа отличались более сложными обводами, вырез для лица стал фигурным с намечаемым наносником. Два высокохудожественных шлема переходного типа с Крита, датируемых 2-й половиной VII в. до н. э., хранятся в Метрополитен-музее. Шлемы выкованы из цельной заготовки и украшены детальной гравировкой по всей поверхности со сценами охоты.

Шлем VII в. до н. э. с Крита из Метрополитен-музея.

Коринфский шлем из Британского музея (ок. 500 до н. э.).

В более поздних образцах лицо прикрывается сплошными загнутыми нащёчниками и массивным наносником. Такие шлёмы, украшенные гребнем из конских волос, часто изображаются на древнегреческих вазах VI в. до н. э.. В боевом применении прославились в V в. до н. э. в греко-персидских войнах.

Полагают, что спартанские мужчины отращивали характерные длинные волосы для того, чтобы они служили им амортизирующей подушкой между головой и металлом шлема, как дополнение к войлочной шапочке-подшлемнику. Вне боя шлем сдвигался на затылок, открывая лицо. У спартанцев встречаются шлемы с поперечным расположением конского гребня, предположительно для обозначения ранга начальника. Глухой коринфский шлем давал полную защиту, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Не случайно спартанцы сражались в плотной фаланге, где не было нужды следить за действиями врагов сбоку.

Обычно шлем разделен в области рта, но в греческих полисах южной Италии, находят сплошные шлемы VI—V вв. до н. э. Они напоминают котелок с отверстиями для глаз и дыхания характерной Т-образной формы, наносник разделяет «T» надвое. Этот тип шлема называется апуло-коринфский. В Италии коринфские и аттические шлемы даже украшали рогами вместо гребней.

К концу V в. до н. э. коринфский тип вытесняется более удобными халкидскими шлемами. Хорошо сохранившийся коринфский шлем V в. до н. э. был продан на аукционе Сотби в 2002 г. за 174,000 $.

Пластинчатые латы

Донато Джанкола облачил толкиновского Фарамира в сверкающую кирасу.

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно — двуручным).

Хоуберк, превращенный в бикини — частый мотив женских фэнтезийных портретов (Кейт Паркинсон, обложка журнала Dragon).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) — нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.

Доспехи короля Генриха VIII – его краса и гордость

Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна

Шесть жен Генриха VIII

Доспех 1515 года

Доспех Генриха VIII 1514-1515. Из книги Arms and Armour of the Medieval Knight

«Стальной скафандр» 1520 года

Доспехи 28 летнего Генриха Восьмого. 1519-1520 годы. Королевские Арсеналы в Лидсе (Royal Armouries at Leedsoyal Armouries at Leeds)

Турнирный комплект «Стальная юбка» 1520 года

Доспех 1520 года для турнира на «Поле золотой парчи»

Доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. 1527 год Высота 1850 мм. Вес 30.11 кг

Доспехи Генриха VIII Английского 1544 год из Метрополитен-музея в Нью-Йорке

Доспешный гарнитур 1540 года

Доспех 1540 года. Хранится в Лондонском Тауэре.

Рыцарский гарнитур Генриха VIII. Современный рисунок

Два варианта доспехов

Потерянные доспехи и «Рогатый шлем» Генриха VIII

С начала Руси

Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.

Каркасный шлем

Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.

Русский шлем с полумаской и бармицей

Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.

Шелом Ивана Грозного

Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.

Шишак

Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.


Мисюрка

Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.

Железная шапка взятая от кабассета

Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.

Новогодний костюм рыцаря своими руками

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Я помню, как в детстве я завидовала тем девочкам, чьи мамы умели шить. Какие шедевральные новогодние костюмы у них были! Мы делали костюмы из того, что было под рукой. Я сама обшивала свои платья мишурой и придумывала чем бы их еще украсить.

Сейчас с выбором новогодних костюмов проблем нет. В продаже и крылья для фей и бабочек можно найти, и полностью готовые костюмы купить. Но смущает одно НО. Мне не приятно, когда я вижу на утреннике кого-то в таком же костюме, как мой ребенок:) И поэтому сейчас я стараюсь делать костюмы сама, чтобы они были эксклюзивными и в единственном экземпляре. И мне нравится ловить восхищенные взгляды мальчишек, которые рассматривают костюм моего ребенка. Но это всё лирическое отступление. Переходим непосредственно к самому костюму рыцаря.

Возникла идея создания этого костюма около трех лет назад, и этот костюм продолжает пользоваться популярностью у моих детей.

Что нам понадобится для костюма?

Ткань для плаща, для брюк, материал для кольчуги, щита, шлема.

Таким образом из синей ткани я выкроила и сшила брючки — подобие шаровар (низ каждой штанины собрала на резинку), а из серой ткани — плащ и кушак (пояс).

Рубашку сообразить я не успела, но она до сих пор в планах. Однако, кольчугу я сделала без проблем. Купила ткань с пайетками и по футболке старшего сына выкроила кольчугу, прострочила буквально боковые и плечевые швы и готово. Даже без обметки, так как ткань трикотажная и не сыпется.

Следующим этапом создания костюма стал щит. Но и с этим проблем тоже не возникло.

Вырезала из гофрированного картона (от коробок) два круга. В одном круге прорезала радиус и сделала нахлест, чтобы создать небольшой конус. Затем к круглой части прикрепила шнурок (чтобы держать щит) и склеила круг с конусом клеевым пистолетом.

Как вы видите, по краю щита идут декоративный крупный шнур. Специально не покупала, нашла в своих стратегических запасах. Середина щита обклеена самоклеящейся бумагой, а края под медь раскрашены акриловой краской. По периметру медной каймы наклеены пайетки в виде снежинок.

А вот со шлемом у меня в тот раз, к сожалению, не сложилось.

Изначально я шлем делала из обычного плотного картона (который продается в канцелярских товарах). Но в итоге вид изделия мне не понравился. сначала шлем одевался полностью как колпак, в нем было душновато и начали появляться порывы картона в местах склейки. Поэтому я решила шлем уменьшить, чтобы он держался на голове сверху, как в мультфильме у Алеши Поповича.

Ну а с мечом проблем не возникло, так как на тот момент у нас был дома пластиковый меч. Простенький, но по образу вполне подошел.

Когда летом 2016 года мы ездили на реконструкцию Гумбинненского сражения, Артём сам разрисовал себе именной деревянный щит. Костюм рыцаря есть, теперь и щит появился, можно сказать, настоящий.

Шлем я снова делала сама и этот вариант мне понравился больше, так как он во-первых, безразмерный, во-вторых, делается просто и быстро. Снова в ход пошел картон, но в этот раз шлем я сделала в виде маски. С одной стороны шлема изобразила дракона, как на щите у Артёма и приклеила темно-красную стразу — глаз. А с другой стороны приклеила пластиковые декоративные снежинки.

Меч тоже пришлось сделать самой, так как пластиковый дети давно расколотили в щепки. И снова на выручку пришел гофрированный картон. Соединила рукоятку и основу меча нитками, предварительно проткнув шилом отверстия для мест соединения. Клей-пистолет не брал этот картон. А когда сборка меча закончилась, раскрасила акриловыми красками и просушила феном хорошенько.

Школьный утренник прошел довольно весело. Одноклассникам костюм Артёма понравился, особенно именной щит. Видно было, как глаза мальчишек горели. Надеюсь, у них тоже будет возможность обзавестись именным щитом, а не обычным магазинным пластиком.

В следующий раз покажу вам наш костюм снежка — он нужен был в детский сад по сценарию.

Благодарю вас за внимание! Желаю вам творческого настроения!

Приветствую вас, уважаемые читатели! Ни для кого не секрет, что дети очень любят играть теми…


Совсем недавно Артему на дом задали творческое задание по Окружающему миру – сделать куклу своими…

Приветствую вас, уважаемые читатели! Семимильными шагами приближается любимый многими праздник волшебства и детства – Новый…

Новогодний костюм рыцаря своими руками Приветствую вас, уважаемые читатели! Несмотря на то, что празднование Нового года уже завершилось и все новогодние костюмы спрятаны, я все же решила поделиться

Спартанские шлемы: характерные отличия разных видов

Спартанцы одни из первых в истории создали тяжелое обмундирование для своих воинов, поскольку основной составляющей их армии – гоплитам — это было жизненно необходимо

Второе место по важности (после, разумеется, щитов) с уверенностью заняли спартанские шлемы. Важность этого элемента доспехов для воинов переоценить тяжело, ведь он защищает такое уязвимое место, как голова

Настоящий спартанский шлем своими руками было не изготовить: даже в то далекое время для этого существовали специальные технологии.

По всей Греции, в том числе и в Спарте, был распространен коринфский шлем.

Он прекрасно справлялся со своей главной задачей – защищал голову от копья во время конных боев, но при этом такой спартанский шлем, фото которого можно увидеть в статье, имел свои недостатки. Он частично ограничивал зрение, чем сужал обзор воинов и, закрывая уши, значительно понижал их слух. К концу VI века до н. э. появился халкидский вид шлемов, у которых отсутствовал наносник, а в области ушей были специальные отверстия. Стоит отметить, что прочность этого вида уступала коринфским шлемам, поскольку из-за того, что они не были сплошными, изделия достаточно легко гнулись.

Древняя Спарта

Спарта – это воинственное государство, которое существовало на территории современной Греции в период по 146 год до н.э. и располагалось в южной части этой страны. Основу государственного строя составлял принцип абсолютного равенства и единства. Главной опорой и экономической мощью Спарты являлась ее армия, которая в древние времена была самой боеспособной в мире.

Все мужчины являлись опытными воинами и проходили службу от юношеского возраста до глубокой старости. Хозяйством мужчины Спарты не занимались, поскольку это считалось черной работой, которую вместо них выполняли рабы. Стоит отметить, что с последними в этой стране было особо жестокое обращение: они вообще не имели каких-либо прав. Интересным является тот факт, что рабами Спарты были только греки из покоренных территорий, и каждый из них принадлежал всему спартанскому обществу.

• История гребня на шлеме спартанцев

Каждый еще с детства прекрасно знает, как выглядит самый известный шлем античных воинов Греции. Речь, конечно же, идет о шлемах коринфского типа, которые носили воины-граждане – гоплиты, составлявшие боевую фалангу. Отличительным элементом данного шлема является наличие внушительного гребня, прямо по середине. Зачем же он был нужен?

На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.

Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.

Интересный факт: бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.

Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.

Интересный факт: гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.

Совершенно очевидно, что разукрашенный гребень использовался в качестве системы свой-чужой. Это не очень нужно в плотном строю, однако абсолютно незаменимо, если строй вдруг был сломан. Существует также мнение о том, что «спартанский» гребень выполнял защитную функцию. Мол, конский волос способен отвести удар мечом. Правда, металлическая каска без всякого гребня прекрасно справится с этой задачей. Более того, в 9 из 10 ситуаций в бою использовались в то время копья и пики, а не мечи. Не исключено, что могли использоваться в качестве деморализующего средства, та как создавали иллюзию того, что воин немного выше, чем он есть на самом деле.

Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!

Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.

Нравится? Жми:


С этим читают