Лучшие способы, как сделать лодку из пенопласта: своими руками?

Виды лодок и выбор материалов

Идеальный вариант – это лодка, приобретенная в магазине, но, увы, это не каждому по средствам. Поэтому и приходится выкручиваться и что-то изобретать, имея небольшие навыки в строительстве.

Для изготовления лодки можно использовать любой материал, оказавшийся в вашем распоряжении, например, это может быть:

  • Фанера
  • Пластик
  • Дерево
  • Алюминий
  • Сталь и т.д.

Что касается оптимальных характеристик, то все перечисленные материалы имеют свои плюсы и минусы, но древесина, чаще других попадает в список предпочтений при изготовлении лодок.


И это неслучайно, ее выбор оправдан такими свойствами как:

  • Экологичность
  • Прочность
  • Длительный эксплуатационный срок
  • Отличная плавучесть
  • Небольшой вес
  • Возможность оборудования деревянной лодки мотором, парусами и веслами

Если выбор пал именно на древесину, то необходимо сразу сделать выбор в пользу одной из двух моделей:

  • 1-я это килевая лодка;
  • 2-я плоскодонная лодка.

Второй вариант более приоритетный в кругу рыбаков. Такая модель более устойчива на воде, что позволяет рыбачить даже стоя. Кроме того, ее вместительности можно позавидовать, в судно поместятся все необходимые снасти и останется место для комфортного пребывания самого рыбака. Несмотря на это, конструкция очень маневренна, что позволяет выбрать наиболее удобное место для рыбалки и при необходимости легко сменить его.

Что касается килевых моделей, то они более маневренны и быстроходны, но рыбачить на них не слишком удобно. Главный недостаток – умение держать равновесие, что не очень удобно в процессе рыбалки.

Производство лодок и катеров из стеклопластика

Ниже мы приведём упрощенную схему изготовления стеклопластиковых лодок:

Сначала изготавливают матрицу для корпуса судна, в чём особенно важна точность математических расчётов. Иногда вместе с матрицей изготавливают и пуансон.

На матрицу наносят слой специального вещества, которое не позволит смоле приклеиваться к поверхности.

Далее на поверхность матрицы накладывают элементы выкройки стеклоткани, которые затем пропитываются смолой. По причине высокой эластичности стеклоткань может принять любую форму, какая потребуется производителю. Затем накладывают новый слой стеклоткани, который тоже пропитывается эпоксидной смолой. Так постепенно формируется корпус лодки.

После застывания смолы матрицу удаляют, начинается процедура шлифовки поверхностей лодки.

Финальный этап заключается в грунтовке и покраске корпуса.

Свойства пенопласта и пенополистирола

Высокая теплоизоляция. По уровню сохранения тепла пенопласт обгоняет большинство утепляющих материалов.

Лёгкость. При всей своей эффективности пенопласт удивительно мало весит, поскольку 98 % его массы составляет воздух.

Если сравнить пенополистирол по этому свойству с другими теплоизоляционными материалами получается следующая пропорция:Плита пенопласта толщиной в 50 мм это:• 100 мм минеральной ваты;• или 200 мм дерева;• или 325 мм керамзита;• или 900 мм кирпича;• или 1400 мм бетона.

Из этого выходит, что утепление пенопластом, учитывая монтажные работы, обходится в 20-50 раз дешевле утепления остальными материалами. А его использования сэкономит ещё некоторые средства на отоплении.

 Экологичность. Абсолютно безопасен, поэтому применяется также и в пищевой промышленности. Пенополистирол препятствует образованию бактерий и плесени. Может свободно использоваться при температурах: от – 60 до 80 градусов.

Безопасность. Признано, что во время горения пенопласт выделяет те же элементы, что и сгорающая древесина. А последние усовершенствования позволяют наделить пенопласт устойчивостью перед огнём. Входящее в состав пенопласта вещество антипирен препятствует горению и способствует самозатуханию. Относится к группе горючести Г4.

Водонепроницаемость. Пенопласт за год впитывает от 1,5 до 3,5 % влаги. Что говорит о его высоком уровне влагоустойчивости. Стоит отметить тот факт, что между воздухопроницаемостью и влагоустойчивостью пенопласта существует прямая взаимосвязь. Первая особенность повышает вторую. Это свойство позволяет домам «дышать».

Прочность. Под воздействием механических нагрузок у пенопласта — пенополистирола наблюдается вязко-упругая реакция, что и обеспечивает ему высокую прочность. Его прочность на сжатие составляет минимум 0,04-0,20 мПа. При этом материал сохраняет свой первоначальный размер и не меняет месторасположение.

Звукоизоляция. Отделка из пенопласта позволяет увеличить защиту от внешнего шума на 2-4 Дб.

Теплопотери действительно колоссальны. Подавляющее большинство зданий в России, не утепленных защитными материалами, теряет больше 600 гигакалорий тепла с каждого квадратного метра.


Для сравнения, в Германии этот же показатель равен 40 гигакалориям. Решить проблему огромных теплопотерь поможет материал под названием полистирол.

Пенополистирол обладает целым набором характеристик Итак, перечислим их.

Теплопроводимость

Материал обладает отличными теплоизоляционными свойствами, обусловленными в первую очередь строением. Структура полистирола представляет собой множество скрепленных между собой шариков, каждый из которых состоит из огромного количества ячеек с воздухом внутри.

Этот воздух не способен перемещаться, и именно он выполняет функцию теплоизолятора. Теплопроводимость материала увеличивается при увеличении его плотности.

Влагопоглощение и паропроницаемость

Преимущества лодок из стеклопластика

  • Возможность создания корпуса любой формы. Это позволяет повысить ходовые качества судна, улучшить его управляемость, повысить скорость и впоследствии снизить затраты топлива.
  • Возможность изготовления лодки и с килем, и с плоским дном для плавания на мелководных участках.
  • Стеклопластиковые лодки достаточно прочные, легко переносят удары средней тяжести, им не страшны перепады температур. Также дно стеклопластиковых моделей весьма устойчиво к истиранию.
  • В случае физического повреждения стеклопластиковые лодки легко ремонтируются. Для этого потребуется лишь стеклоткань и эпоксидная смола.
  • В отличие от надувных лодок стеклопластиковые модели не боятся проколов. Лодки, при изготовлении которых между слоёв стеклоткани был помещён пенопласт, характеризуются ещё и непотопляемостью. Также непотопляемость стеклопластиковой лодки может быть обеспечена и путём создания в корпусе специальных герметичных полосок, которые заполняются воздухом.

Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта

Раскрой деталей лодки из пенопластаувеличить, 1248х2642, 326 КБI — кормовой транец; II — кормовая часть борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище; VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII — носовой транец.

Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых деталей срезаны на угол, как показано на эскизе лодки. Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет размеров на толщину притыкающейся детали.

Постройку лодки из пенопласта можно разделить на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку.

Схема углового соединения деталей.

Для более эффективного использования материала при раскрое листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать выкройки-шаблоны. После вырезки всех деталей по соединяемым кромкам надо срезать угол — снять фаску на величину n (см. эскиз выше), которая в зависимости от центрального угла а и толщины листа 6 определяется по формуле:

Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать «на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку придется подгонять при сборке.

Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков, фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и кормового транцев.

Склеенный корпус на стапеле.

Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для пенопласта. Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище.

После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п.

Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце.

Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли.


Рекомендуя пенопласт для изготовления легких челноков-тузиков, хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами, следует помнить, что близость костра может испортить вашу лодку; даже прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.

Ю. Н. Никифоров.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Другие материалы на сайте о постройке лодок из пенопласта:
Секционная байдарка из пенопласта
«Джонбот» из пенопласта

CUBE T8 Ultimate 4G, 3G планшет MTK8783, 8 ядер, 1300 мГц,

СТРОИТЕЛЬСВО ЛОДКИ ИЗ ЭКСТРУДИРОВАННОГО ПОЛИСТИРОЛА (ПЕНОПЛАСТА)

Технология изготовления из сэндвича известна давно и широко применяется в судо- и авиастроении. Вкратце ее суть состоит в том, что между двумя слоями основного, несущего нагрузку материала, находится промежуточный слой, который только разделяет основные внешние слои и почти не несет каких-либо нагрузок. На примере это можно рассмотреть следующим образом. Возьмем к примеру деревяную рейку и согнем ее. Наружные слои рейки подвергнутся деформации — один растянется, второй будет сжат. Нетрудно догадаться, что между сжатием и растяжением будет иметься место, где материал не подвеграется никаким нагрузкам, или они настолько малы, что ими можно пренебречь. А значит, что этот материал не имеет никакого значения в прочности конструкции и может быть заменен на другой, более легкий, материал. Таким образом при изготовлении сэндвич-обшивки для лодки, стеклопластик с обеих сторон конструкции несет основную нагрузку, а внутренний пенопластовый слой является разделительным слоем. Эта простая манипуляция придает такому материалу как пенопласт несравненно большую прочность. На фотографиях видно, что оклеив даже простой шариковый (не экструдированный полистирол) толщиной всего 20мм стеклотканью в 2 слоя, он способен выдержать громадную нагрузку.

Итак, идея построить легкую, удобную в переноске и транспортировке лодку, подкрепленная элементаными знаниями о сэндвич-технологии, подтолкнули меня приступить к изготовлению лодки. Для проекта была взята модель фанерной лодки «ДИНГИ-8», которая имеет слегка увеличенные обводы швертбота «Оптимист», к тому же имеет достаточную грузоподъемность (250 кг при осадке 15см, при высоте борта 40см) и великолепно идет под веслами, парусом или мотором. К тому же, под рукой имелся недостроеный корпус этой лодки , котрый и был использован как мастер-модель.

Основными достоинствами экструдированного полистирола перед простым шариковым (вспененным полистиролом) является более высокая прочность и твердость, абсолютно не впитывает воду (0,1% против 30% по весу в вспененном полистироле), идеально обрабатывается наждачной бумагой, оставляя ровную поверхность (вспененный полистирол выкрашивается шариками, оставляя глубокие полости, которые должны быть заполнены перед оклейкой стеклотканью, иначе будут воздушные карманы).

Теперь расскажу о расчетном весе готовой лодки из экструдированного полистирола. Ее фанерный вариант в готовом виде тянет на 35-37 кг. Плотность экструдированного полистирола 30кг/м.куб. , что составляет 0,3кг/м.кв при толщине 1 см, и 0,9кг/м.кв при толщине 3 см. Листы экструдированного полистирола имеют размер 1250 х 600 мм или 0,75 м.кв. Умножив вес на площадь одного листа получаем 0,9кг/м.кв х 0,75м.кв = 0,675кг. Для строительства было использовано 11 листов и их общаяя масса равна 11 листов х 0,675кг/лист = 7,43 кг (округлим до 7,4кг). Хотя реально вес будет меньшим, ведь 7,4кг это вес всего полистирола, не считая отходов (примерно 1 лист).

Для оклейки была использована стеклоткань удельной плотностью 300гр/м.кв. Затраты этого материала составили 16м.п., что в весовом эквиваленте составляет 0,3 х 16 = 4,8 кг. Для оклейки стеклотканью была использована эпоксидная смола CDA-HD, затраты которой составили 350 гр на 1 квадратный метр стеклоткани. В итоге было затрачено 0,35 х 16 = 5,6 кг.

Сложив массу полистирола, стеклоткани, эпоксидной смолы получаем в итоге 7,4 + 4,8 + 5,6 = 17,5кг. К этому нужно будет добавть вес краски (1кг), привальные брусья, банка (сидение). Примерно должно выйти 20-22кг. Думаю, что стоит упомянуть о том, что эта лодка непотопляема, ведь на ее строительство ушло 0,247 м.куб пенопласта, и вся лодка представляет из себя спасательный круг объемом 240 литров. Поэтому даже полностью заполненная водой лодка будет держаться на воде и держать при этом 240 кг груза!

Пенополистирол и его свойства

Был куплен листовой пенопласт и, только появившаяся в продаже, строительная пена.Пенопласт был порезан на нужные куски, скручен шурупами и склеен пеной.Результат великолепен.

Лодка из пенопласта:

  1. абсолютно непотопляемая,
  2. очень мало весит,
  3. легка на вёслах.
  • Длина лодки 260 см.
  • Высота борта 34 см.
  • Ширина 100 см.
  • Толщина пенопласта: борт 50 мм. дно 70 мм.

В корме и в носу были прикручены шурупами доски. Они сгнили от старости.

Первым делом выделяют тепловые свойства пенопласта. Это отличный изоляционный материал, который применяется практически во всех сферах строительства как промышленных, так и гражданских сооружений.

Такие тепловые характеристики пенопласта позволяют значительно экономить электроэнергию, которая расходуется на обогрев помещения. Помимо этого, данный материал обладает еще и прекрасными звукоизолирующими свойствами.

Объясняется это, прежде всего, пористой структурой плит. Чем толще материал, тем лучше будет шумоизоляция.

Лодка из пенопласта и стеклоткани своими руками

Стеклоткань легко купить на строительном рынке или заказать в интернете

Самоделка из пенопласта, оклеенного стекловолокном, изготавливается по следующей схеме:

  1. После того, как будет изготовлен проект будущего судна, как было описано ранее, необходимо изготовить модель лодки из фанеры. Куски этого материала вырезаются исходя из элементов проекта, склеиваются между собой с помощью клея на эпоксидной основе (также можно использовать эпоксидную смолу).
  2. Вокруг модели из фанеры склеиваются предварительно подготовленные соответственно чертежу, листы полистирола. Для лучшего сцепления стыков их можно срезать под углом 45 градусов.
  3. Периметр лодки покрывается каркасом из реек размером 10х30 мм.
  4. Транец и форшпигель необходимо прикрепить к фанерной модели шурупами.
  5. Далее, вырезается днище и полистирола, приклеивается к боковым и торцевым частям, сверху укладывается груз. Излишки материала на местах стыков нужно срезать.
  6. Борта, которые крепились шурупами, теперь приклеиваются. Они были нужны для того чтобы не вмялся пенополистирол при склеивании. Места отверстий от шурупов заклеиваются пенопластом.
  7. Поверхность лодки ошкуривается наждачной бумагой.
  8. Теперь нужно использовать стекловолокно для оклеивания корпуса из расчета материала на 1 слой для бортов и 2 слоя для днища.
  9. Корпус нужно отшпаклевать, затем зачистить.
  10. С внутренней стороны корпус также покрывается стекловолокном, борта в 1 слой, а днище – двойным слоем, затем шпаклюется и зачищается аналогично внешней поверхности катера.

По периметру внутреннего борта также прикрепляется брус размером 10х30 мм, его фиксация производится нержавеющими шурупами с потайными головками. Между внутренним и внешним привальным брусом производится отверстие, куда вставляется прямоугольные бруски с обоих бортов для крепления подуключин. Впоследствии туда будет приварено гнездо из металлической трубки для уключин весел. Сверху борта также оклеиваются стеклотканью, чтобы исключить возможные протечки между брусьями к пенополистиролу. На днище прикрепляются стрингера на шурупы, покрываются эпоксидной смолой. Финальная отделка лодки из пенополистирола осуществляется с использованием эпоксидного грунта, нанесенного двумя слоями.

Создание основной обшивки

Основная (главная) обшивка важна для лодки, так как она обеспечит ей устойчивость на воде, а также не даст тонуть. Для создания такого слоя нужно взять лист пенопласта толщиной от 5 до 10 сантиметров, эпоксидный клей, а также нож для нарезания пенополистирола, приборы для осуществления замеров.

На листки пенопласта наносятся все замеры площади каркаса лодки. Затем они делятся на отдельные элементы, которые после будут совмещаться друг с другом.


Так как пенопласт запрещено самостоятельно сгибать, то угловые соединения должны осуществляться из трех элементов. Чтобы установить пенопласт на каркас, можно применить эпоксидный клей, с помощью которого склеивают листы, а также гвозди с широкими шляпами из металлической пластины.

Примером такой лодки может служить этот проект пенопластового «джонбота»

Перед началом постройки лодки предъявим к ней некоторые требования.

Итак, вам нужна двухместная лодка для плавания по рекам и озерам при высоте волны не более 0,5 м. Чтобы при близости водоема лодку малых размерений не трудно было доставить к воде на ручной тележке, а к удаленной акватории — на крыше или прицепе легкового автомобиля.

Такие лодки имеют длину от 2 до 3 м, ширину (наибольшую) от 1 до 1,5 м при высоте борта не менее 0,35 м. На любую из них возможна установка подвесного мотора малой мощности.

Самым сложным для малых лодок является вопрос обеспечения остойчивости. На рыбалке и охоте возникает необходимость подниматься на ноги во весь рост без боязни опрокинуть суденышко. Далеко не каждые обводы подводной части при малых размерениях корпуса могут это обеспечить.

За рубежом широкое распространение получила лодка «джонбот». Благодаря прямоугольному в плане очертанию днища эти лодки очень остойчивы и обладают большой грузоподъемностью. Развал бортов наружу обеспечивает остойчивость даже при больших кренах. Важен подъем линии днища в носу. Он улучшает поворотливость, облегчает подход к отмели, вытаскивание на берег судна и (совместно с относительно узким днищем), снижает сопротивление движению на веслах и под мотором. (О проекте и постройке «джонбота» из традиционных материалов можно посмотреть на этой странице: Постройка мотолодки «Джонбот»).

Благодаря простоте обводов эта лодка также проста в изготовлении. От первого шпангоута до транца сечения ее корпуса совершенно одинаковые. Она может быть изготовлена по любой технологии, но наименьшего труда потребует склейка лодки целиком из пенопласта. Пенопласт в виде плит повсеместно имеется в продаже в магазинах стройматериалов. Нам необходимы плиты толщиной около 40 мм. При работе с пенопластом помните, что он отлично режется ножом и раскаленной нихромовой проволокой, пилится ножовкой. Его можно клеить между собой, с деревом, с хлопчатобумажными и стеклотканями эпоксидными клеями, клеем ВИАМ Б-3, БФ-2 и ПВА. Детали, склеенные клеем ПВА, требуют защиты от влаги, что легко осуществляется оклейкой поверхности конструкции стеклотканью на эпоксидной смоле. Однако не пытайтесь пенопласт изгибать.

Основные проекции и размерения корпуса «джонбота» увеличить, 2260х1255, 287 КБ
Сечения корпуса и узла крепления подуключины.

Постройка корпуса лодки начинается с выкройки пенопластовых заготовок по размерам, указанным на чертеже. Если имеющиеся плиты не позволяют изготовить деталь требуемой длины, то ее получают из двух частей склейкой «на ус», подкрепляя соединение деревянными нагелями

Важно следить за тем, чтобы эти склейки в отдельных заготовках были разнесены по длине и при сборке корпуса не совпадали. Стапелем для раскроя и сборки может служить ровная площадка 3×2 м

Если таковой не имеется, то используйте три широких доски, скрепленных между собой и уложенных на ровном основании.

Борта и днище лодки изготавливают в отдельности склейкой с нагелями как по пласти, так и в торцовых стыках.

Шпангоут «джонбота»(указанные размеры соответствуют толщине пенопласта 40 мм).

Заготовки и детали для склеивания должны быть соответствующим образом подготовлены. Склеиваемые поверхности необходимо тщательно подогнать, прострогать и очистить от загрязнения, стружек, опилок. Чем тоньше будет слой клея, тем прочнее соединение. Толщина клеевой пленки не должна превышать 0,3-0,5 мм.

Клей на эпоксидной основе готовят смешиванием компонентов в пропорции, указанной в инструкции. Перемешивание надо производить в течение 5-7 мин. Если клей слишком вязок, в него можно ввести немного растворителя — толуола, ацетона или спирта. Растворитель не должен активно воздействовать на склеиваемый материал. Не готовьте за один раз клея больше, чем необходимо. Он загустеет и будет непригоден к употреблению.

При хорошей подгонке склеиваемых деталей из пенопласта возможно применение поливинилацетатного клея ПВА. Его наносят на обе склеиваемые поверхности тонким слоем и дают выдержку в течение 5 мин. Затем детали соединяют вместе и еще через 10 мин выдержки сдавливают между собой. В нашем случае можно прижать пластины струбцинами через деревянные накладки или загрузить их мешками с сухим песком. При склейке полезно подстелить под детали полиэтиленовую пленку, кальку или просто газету. Подтеки клея надо удалять немедленно. После схватывания удалить их бывает трудно, поскольку клей очень прочен.

Особенности сооружения лодки из дюралюминия

Среди всех рыболовных приспособлений, лодка — самая заветная мечта рыбака. Причем судно может быть совсем небольшое. Например, складные модели можно брать с собой на ловлю с наименьшим шансом не вместить их в автомобиль. Чаще всего такие конструкции делают из дюралюминия.

Дополнительно понадобится прорезиненная ткань, накладки и заклепки, дерево, грунтовка, дерево, краска.

Монтаж таких изделий предусматривает несколько этапов:

  1. Подбор материала. Необходимо 4 фрагмента для бортов и 2 для днища. Также понадобится 3 поперечины: 2 распорки, обеспечивающие надежность конструкции, и 1 сиденье.
  2. Вырезание фрагментов, их подгонка и подгибка.
  3. Изготовление отверстий для заклепок. Расстояние между ними не должно превышать 2 см. Все места, где были установлены заклепки, необходимо густо промазать краской, чтобы герметизировать их.
  4. Для крепления сиденья используются оцинкованные крепежи.
  5. Грунтовка и покраска приспособления.

С лодки такого типа лучше именно ловить рыбу. Для романтической прогулки он вряд ли подойдет. Для того чтобы не портить дюралюминий, лучше сделать сначала фрагменты из картона и подогнать их.

При оснащении приспособления лодочными моторами, можно соорудить настоящий катер. Но он нужен не всегда.


С этим читают