Куда показывает компас?

Реализация в симуляторах

За выдачу значения магнитного склонения для текущих координат отвечает файл \Scenery\BASE\Scenery\magdec.bgl


. Он представляют собой таблицу, в которой каждая ячейка — это один градус широты и один градус долготы. Внутри ячейки записано значение магнитного склонения для её координат. То-есть, упрощённо, каждому «квадратному градусу» — своё склонение. Согласно вышеприведённой формуле, от значения истинного курса отнимается (с учётом собственного знака) значение полученного магнитного склонения, соответствующего текущим координатам (широта и долгота) . Полученное таким образом значение магнитного курса выдаётся на компасы модели и на экран (по команде Shift Z). Данные приблизительно соответствует положению магнитных меридианов в 1993 г.

При необходимости это можно изменить. Если Вы авторизуетесь в File Library сайта avsim.net (это бесплатная процедура) и в окне поиска наберёте magdec.bgl

, то получите ссылку на обновленный файл с данными, как утверждают авторы, на 2005 год. Кроме того, склонения можно корректировать под другие года. Подробнее смотрим здесь

При желании, можно можно узнать магнитное склонение в FS2004 для любых координат при помощи утилиты fsmag.zip

Феликса Мазуркевича, позволяющей напрямую обращаться к файлуmagdec.bgl . Утилита писалась для FS2002, поэтому при работе с файлом FS2004 отмечаются небольшие, в несколько десятых градуса, отклонения от переменной FS2004 из-за наличия алгоритма усреднения.

Девиация.

Итак, мы нанесли генеральный курс на карте, у нас получилось 062°. Магнитное склонение у нас 6° на запад, соответственно мы получили нужный нам магнитный курс: 62° + 6° = 68°. Это магнитный курс, и следовать ему мы можем по ручному пеленгатору. Но, на яхтах ручной пеленгатор обычно не используется для управления яхтой, обычно в нашем расположении стационарный корабельный компас, удобно расположенный в кокпите. Если бы все в этой жизни было просто, мы смогли бы использовать магнитный курс на корабельном компасе и он бы привел нас в нужную точку. Но, к сожалению, он скорее всего не приведет, так как мы так же должны учитывать девиацию. А девиация это разница между магнитным курсом на ручном пеленгаторе и компасным курсом на корабельном компасе. И, к сожалению, эта разница индивидуальна для каждого компаса! Если вы помните книжку ‘15-летний капитан’, то там есть замечательный пример девиации. Злой кок Негоро, лютый враг героя романа, подложил под компас железный топор! И наш герой, ничего не подозревая, уплыл совсем не туда куда было нужно. Отклонение компаса за счет посторонних предметов и есть девиация, и именно поэтому она разная для всех яхт. Вокруг компаса всегда есть мачта, двигатели, штурвалы и так далее. Из за всего этого появляется определенное отклонение компаса. В качественных компасах девиацию можно всегда свести практически к нулю (для этого вам потребуются услуги компасных дел мастера), а на остаточную девиацию вы или сами, или же с помощью мастера, сможете составить таблицу девиации. В сознательных чартерных конторах на каждой яхте в их управлении будет такая таблица. Выглядит она вот так:

Подсчитать девиацию не так сложно, вам потребуется несколько объектов с различными пеленгами, желательно на берегу, очень удобно использовать для этого створы, которым можно довольно легко следовать. Вам нужно будет записать разницу между истинным/магнитным курсом и компасным. Алгоритм прост, но, как вы понимаете, довольно трудоемок. Я несколько раз составлял таблицу девиации для наших яхт, обычно это занимает несколько часов для каждого компаса! Не стоит игнорировать девиацию, на многих чартерных яхтах она не редко достигает 10°, а если на яхте два компаса (обычно если наблюдается два штурвала), то жизнь становится на порядок сложнее, например на одной из наших яхт до коррекций разница между левым и правым компасом на некоторых курсах достигала 15°! Если об этом не знать, можно оказаться очень далеко от нужной точки назначения. Если у вас показания корабельного компаса приводят к не совсем правильным результатам, при качественной работе рулевого и навигатора, возможно девиация на судне больше чем вам кажется.

И, конечно же, во всем сказанном выше, мы подразумеваем, что ручной пеленгатор не подвержен девиации, так как является переносным, а девиация требует привязки к конкретному месту на борту. Тем не менее, старайтесь использовать пеленгатор подальше от мачты или металлических вещей кокпита. Так же, в наше время к очень интересным результатам приводит мобильный телефон лежащий в кармане рулевого (как раз на уровне компаса!). Несложные опыты показали отклонения до 30° при входящем звонке, так что осторожнее

Возвращаясь к девиации, у нас был истинный курс (на карте) 062°, мы добавили склонение (6° на запад) и получили 68°, и теперь мы используем таблицу девиации для яхты INTUITION, на которой мы совершаем путешествие. Девиация на 68° равна 1°на запад. Девиация работает таким же образом, что и склонение. Если мы хотим получить компасный курс из магнитного, мы прибавляем западную поправку и отнимаем восточную. Соответственно, компасный курс у нас получается 68° + 1° = 69°. И именно это значение, 69°, мы можем дать нашему рулевому, который использует корабельный компас для управления яхты.

Способы измерения

То, что магнитное наклонение меняется определенным образом в зависимости от географического местонахождения и координат, его описывающих, было доказано еще Христофором Колумбом. При приближении к экватору угол уменьшается. Он становится равным нулю на самой экваториальной линии. Однако во времена этого великого путешественника еще не научились в точности определять значение данной величины. Первые приборы, названные инклинаторами и позволяющие установить угол наклонения магнитного поля Земли, были изобретены лишь спустя более полувека после смерти Колумба.

Первая такая конструкция была предложена англичанином Робертом Норманом в 1576 году. Но она оказалась не совсем точной в показаниях. Позднее изобрели более совершенные и чувствительные инклинаторы.

Магнитное склонение.

Как вы знаете, на большинстве карт север у нас всегда сверху карты. Это очень удобно и легко понятно даже начинающим навигаторам, но опять же, не совсем соответствует действительности. Представьте себе карту России, в обычной Меркаторовой проекции, где-то слева у нас Санкт Петербург, а справа Чукотка. Если мы нарисуем прямую наверх карты, из Питера, прямая будет показывать на север, или же прямую наверх из Чукотки, она тоже будет показывать на север. Эти прямые указывают на географический северный полюс, в Меркаторовой проекции он всегда сверху карты, в любой точке мира. Если на карте все просто, то ручной пеленгатор не будет себя вести так предсказуемо, ведь он не знает ничего о нашей карте, а показывает на магнитный северный полюс. (Здесь, кстати, тоже не все так просто, показывает он на самом деле на южный, но выбросьте пока это из головы, стрелка которую вы видите показывает на север, это все что нам нужно). А ведь магнитный северный полюс не может быть и над Питером, и над Чукоткой! Он где-то посередине, и на самом деле полюс постоянно движется.

Исходя из этого, будет определенная разница, между курсом на север нарисованным на карте (курс указывает на географический северный полюс) и курсом на магнитный север по ручному пеленгатору. Эта разница меняется в зависимости от того, в какой точке мира мы находимся и называется магнитным склонением. Я привел, как пример, направление строго на север, но конечно же, эти поправки касаются любых направлений.

Склонение может быть на Восток или же на Запад и обозначено на карте, следующим образом:

Читать обозначения следует так: В 2005-м году в данной точке склонение было замерено и равно 7° 30-ти минутам на запад (W означает West). Так же, ежегодно разница уменьшается на 8 минут на восток (Е – East). Соответственно, у нас сейчас 2012-й год, то есть 7 лет после 2005-го года. Разница в 2012-м году равна: 7° 30 минут минус 56 минут (7 лет умножить на 8 минут). То есть, меньше практически на градус, и равна 6°, 30-ти минутам. 30 минут это половина градуса, учитывать половину градуса не нужно, так что ограничимся 6° на запад.


При переходе из истинного курса (тот который на карте) в магнитный (тот который на ручном пеленгаторе) мы прибавляем западную поправку и отнимаем восточную. Это просто надо запомнить. Соответственно, наши 0° истинного курса будут равны 6° на ручном пеленгаторе. 90° на карте будут равны 96° на пеленгаторе, 135° будут равны 141° и так далее. Если бы магнитное склонение было на восток, мы бы отнимали поправку, и 0° было бы 354°, 90° стали бы 84° на ручном пеленгаторе а 135° было бы 129°. Как вы видите, поправки на магнитное склонение бывают очень чувствительные, в некоторых акваториях они достигают 10°, а это очень и очень много. Но теперь склонение вам не страшно, вы знаете как его использовать!

Принципы коррекции склонения

Осуществляя ориентирование с помощью карты и компаса, важно понимать, что истинный или географический север (Северный полюс) не совпадает с магнитным севером. Угол между истинным и магнитным севером называется склонением, и оно возрастает к востоку или западу от магнитного севера в зависимости от вашего положения на поверхности Земли

Восточное склонение означает, что в вашей местности магнитное поле земли указывает на направление, проходящее с восточной стороны от Северного полюса. Западное склонение означает направление, проходящее с западной стороны. Во многих частях мира это склонение настолько незначительно, что его не требуется учитывать в практике полевого ориентирования. Однако в некоторых местах это склонение принимает достаточно большое значение, которое необходимо постоянно учитывать в целях точного ориентирования.

Перед началом ориентирования необходимо получить из доверенного источника точное значение местного склонения. Флуктуации магнитного поля Земли приводят к тому, что угол склонения меняется со временем.

Многие компасы Suunto поддерживают коррекцию склонения (фиксированную или регулируемую). Фиксированная коррекция склонения реализована в виде дополнительной шкалы под стрелкой компаса. Чтобы воспользоваться ею, сначала возьмите направление при помощи угломерного круга и затем вращайте компас до тех пор, пока стрелка компаса не будет указывать направление с учетом склонения, выставленного в соответствии с местными данными. Эту процедуру необходимо выполнять при каждом чтении показаний компаса.

Регулируемое значение коррекции склонения выставляется однажды, когда вы приступаете к ориентированию. Чтобы сделать это, поверните стрелку севера в нижней части капсулы на угол, соответствующий значению местного склонения. Эти компасы оснащаются небольшой отверткой и печатной шкалой склонений на корпусе, что упрощает регулировку.

Установив коррекцию склонения, компасом можно пользоваться без учета величины склонения, пока вы не окажетесь в местности с другим значением склонения.

Существует и третий север, называемый севером карты. На карте может отображаться расхождение направлений на север карты и истинный север, в зависимости от того, находитесь вы на срединном меридиане карты или же на восточном или западном краю карты. В этом случае печатная карта содержит описание погрешности отображения и сведения о склонении. При ориентировании на местности наземные ориентиры появляются достаточно часто, и на данный эффект можно не обращать внимания.

Кроме склонения существуют и другие феномены, способные повлиять на точность указания направлений компасом. Залежи магнитных минералов, таких как магнетит, способны оказывать большое влияние на компас

В ходе движения важно регулярно сверяться с картой, чтобы компенсировать отклонения, вызываемые подобными минералами

Линии электропередач и прочие конструкции, созданные руками человека, также способны влиять на показания компаса. При пересечении мостов или проходящих под землей труб, и даже при работе на покрытой строительными гвоздями поверхности может наблюдаться временное изменение показаний компаса. Кроме того, на показания компаса могут влиять переносимые вами магнитные материалы или предметы.

Никогда не забывайте, что вы носите с собой и что находится вокруг вас, когда пользуетесь компасом. Чтобы получить точные показания, отойдите подальше от возможных источников возмущений стрелки компаса.

Компасный, магнитный и истинный курс.

Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север. Эту особенность магнитной стрелки подметили еще в далеком 13-м веке и начали использовать компас для ориентировки, прежде всего на море. Прибор крайне прост и его применение кажется ничуть не сложнее. Однако, если нарисовать на карте прямую линию из точки отправления в точку назначения, и не отклоняясь ни на градус следовать по проложенному курсу, используя магнитный компас в качестве указателя курса, то едва ли повезет оказаться точно в запланированном месте, особенно если расстояние между точками достаточно большое. На отклонение вашего курса (компасного курса) от курса, который Вы нарисовали на карте (его называют истинным курсом), влияют два явления:

  • Искажение показаний компаса — магнитная девиация
  • Несовпадение магнитного полюса с истинным полюсом — магнитное склонение

Чтобы вычислить компасный курс по истинному или наоборот можно нужно подставить значения магнитного склонения для данной местности, а также значения девиации для вашего компаса в соответствующие поля калькулятора. Значения по-умолчанию вычисляют компасный курс перехода от г. Кадис (Испания) до мыса Сент Винсент (Португалия). Для расчета я сначала определил истинный курс, воспользовавшись калькулятором Путевой угол и расстояние между двумя точками по локсодроме (линии румба)., куда подставил координаты точек из Google Maps. Значение магнитного склонения было получено с морской карты Западной Части Средиземного моря. Подробные объяснения вы можете найти ниже.

Навигация по магнитному компасу.

Магнитное склонение изменяется с течением времени, тут следует указать год, для которого было определено магнитное с склонение

Величина, на которую изменяется магнитное склонение каждый год

Дата, для которой осуществляется расчет

Значения девиации магнитного компаса заданные с равными интервалами для всех курсов начиная от 0 до 360 градусов.

Знаков после запятой: 2


Компасное направление

Магнитное направление

Истинное направление

Магнитная девиация

Кто читал Жюля Верна помнят, куда завел корабль 15-летний капитан, после того как Негоро подложил топор под нактоуз компаса. На судне, даже и без топора в нактоузе, хватает и других предметов, способных воздействовать на магнитный компас. Чтобы исключить этот эффект для каждого судового компаса рассчитываются таблицы девиации, показывающие отклонение показаний компаса для различных компасных курсов. С течением времени девиация может изменяться, вследствие установки нового оборудования или намагничивания старых железных деталей, поэтому таблицы регулярно обновляются. Используя значение таблицы девиации можно привести компасный курс, к курсу, отсчитываемому от магнитного меридиана, т. е. к магнитному курсу. Для этого значение девиации для данного компасного курса прибавляется к компасному курсу, если девиация к востоку (E) или отнимается, если к западу (W).

Магнитное склонение

Информация о магнитном склонений на морской карте Магнитное склонение, не зависит от оборудования судна, но зависит от его местоположения и также как и девиация изменяется с течением времени, но более предсказуемо. Значение магнитного склонения указывается на карте, с обязательным указанием года измерения и среднегодового изменения. Для перехода к истинному курсу сначала мы получаем магнитный курс, затем прибавляем значение магнитного склонения к востоку (E) или вычитаем то, которое к западу (W), затем аналогично учитывается среднегодовое изменение магнитного склонения ( добавляется или отнимается помноженное на количество лет, прошедших с момента фиксации склонения).

Процесс перехода от компасных курсов к истинным называют исправлением румбов, обратный процесс от истинных к компасным — перевод румбов. В англоязычной литературе по навигации встречается простое правило, которое позволяет легко запомнить как переходить от одних типов направлений в другие, для этого надо запомнить одно простое слово: CadET. Расшифровывается это так: C(ompass) — к компасному направлению ad(d) — добавить E(asterly error) — поправку к востоку T(rue) — получаем истинное направление. Обратное преобразование выполняется аналогично, только вместо прибавления восточных поправок мы их вычитаем.

8.1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ИСТИННОМУ (ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ) МЕРИДИАНУ ТОЧКИ

 Истинным (географическим) азимутом (Аи) называют угол, отсчитанный по ходу часовой стрелки от северного направления географического меридиана точки до направления ориентируемой линии (рис. 8.1). Пределы изменения географического азимута от 0º до 360º.

Рис. 8.1 Истинный азимут

Истинный азимут прямой линии в разных ее точках имеет разные значения. Отличие азимутов в точках О и В (рис. 8.2)объясняется непараллельностью направлений меридианов в разных точках линии. Истинный азимут линии ОС в точке О (АИ1) отличается от истинного азимута в точке B (АИ2) на величину сближения меридианов (γ), проходящих через точки О и В:

Рис. 8.2. Сближение меридианов в точках О и В

Истинный азимут в точке В можно рассчитать по формуле: АИ2 = АИ1 + (±γ) В геодезии различают прямое и обратное направление линии. Прямой и обратный азимут линии в одной точке различаются на 180º, однако, для разных точек линии это равенство не выполняется.

Рис. 8.3. Прямые и обратные азимуты

Обратный азимут линии равен прямому азимуту плюс-минус 180º, плюс сближение меридианов точек начала и конца линии.АИ2обр = АИ1 ±180º+ (±γ)

Различают восточное (положительное) и западное (отрицательное) сближение меридианов. Если конечная точка линии находится к востоку от начальной, то сближение меридианов будет восточным и положительным; если конечная точка линии лежит к западу от начальной, то сближение меридианов будет западным и отрицательным. Величина сближения меридианов зависит от разности долгот между начальной (λн) и конечной (λк) точками и средней широты (Sinφср) места точек.γ = (λк – λн)Sinφср

Так как топографические карты в проекции Гаусса создаются по зонам, то сближение меридианов для любых точек зоны определяется относительно осевого меридиана этой зоны и называется Гауссовым сближением меридианов. Поэтому при работе с топографическими картами сближением меридианов является угол в данной точке земной поверхности между северным направлением ее меридиана и линией, параллельной оси абсцисс или направлением осевого меридиана. Максимальная разность долгот осевого меридиана с западным или восточным меридианом, ограничивающим шестиградусную зону, составляет 3°. Следовательно, сближение меридианов в пределах шестиградусной зоны может иметь значения от 0 на экваторе до 3° в полярных районах.

Пример. На учебной топографической карте масштаба 1:50 000 в левом нижнем углу имеется надпись: «Среднее сближение меридианов западное 2º21’». Правильно ли выполнен расчет составителями карты?Решение. Средним сближением меридианов, в нашем примере, будет угол между осевым меридианом четвертой зоны с долготой λ = 21º00′ в.д. (см. Лекция 4) и средним меридианом листа карты с долготой λср = 18º07’30» в.д. (западная рамка 18º00′ в.д., восточная рамка 18º15′ в.д.). Средняя параллель листа карты φср = 54º45’с.ш.. Подставим исходные данные формулу:γГ = (λср – λ)Sinφср = (18º07’30» — 21º00′)Sin54º45′ = 2º21′

Полученный результат 2º21′ соответствует надписи на карте.

На рис. 8.4. мы видим угол между восточной рамкой топографической карты (истинный меридиан на карте) и вертикальной линией километровой сетки (линия параллельная осевому меридиану зоны). Величина этого угла определяет схождение меридианов для данной карты.

Рис. 8.4. Сближение истинного меридиана карты (восточная рамка) и осевого меридиана зоны (вертикальная линия километровой сетки)

Если осевой меридиан (вертикальная линия километровой сетки) отклонен на восток от истинного меридиана точки, то сближение меридианов – положительное, т.е. лист карты находится в восточной части зоны. И наоборот, если он отклонен на запад (рис. 8.4), то лист находится в западной части зоны и сближение меридианов для нее будет отрицательным. При работе с комплектом учебных топографических карт разность между Гауссовым сближением меридианов заданной точки и средним сближением меридианов для листа карты будет составлять всего несколько минут. Поэтому для решения учебных задач геодезии такой разницей можно пренебречь и пользоваться уже вычисленным значением среднего сближения меридианов, которое записано в левом нижнем углу листа карты.

Северный полюс едет в Россию

С достоверной точностью сказать, куда движется Северный полюс невозможно, но в начале этого века он оставил берега Канады, где бродяжничал почти век, и отправился в затяжное путешествие через Арктику. Расчёты показывают, что при таком темпераменте, он попадёт в Сибирь в ближайшие 30 лет. Почему он перемещается так быстро? Магнитный полюс — это область на поверхности планеты, в которой силовые линии поля уходят под землю, т.е. компас показывает строго вниз, на сам магнит. Помимо магнитного, существует ещё и геомагнитный полюс — теоретическая точка, в которой ось планетарного магнита пересекает поверхность планеты. Геомагнитный полюс относительно устойчив и начнёт двигаться только при инверсии поля, магнитный полюс зависит от магнитного момента (силы поля) и кучи разных факторов, включая солнечное излучение, приливные силы и просто неизученных пока влияний. Поэтому предположение о его визите в Россию строго научным назвать нельзя.

Джеймс Росс умел пользоваться компасом, поэтому привёл «Эребус» к полюсу.

Про разницу между географическими и магнитными полюсами знали даже его вероятные изобретатели — китайские мастера династии Хань (первый век н.э.), однако движением полюсов научное сообщество озаботилось только в середине прошлого века, когда стали проводиться его регулярные измерения. Результатом этой озабоченности стало создание Международного аналитического поля — математической модели, обновляемой каждые пять лет по данным институтов разных стран мира. Дело в том, что технически движение полюса заметить не так просто, а для точных вычислений требуется большой объём измерений. Накопить его было непросто. Средневековые моряки умели пользоваться компасом, часами и Полярной звездой. Направление на неё совпадает с осью вращения земли, т.е. она указывает на географический север, её высота над горизонтом — широта местности. Разница между направлением на Полярную звезду и показаниями компаса совершено очевидна, и у моряков была прекрасная возможность измерять эту разницу в разных частях света. В 1701 г. Эдмон Галлей завершил многолетнее исследование Атлантики и сделал первую карту магнитных склонений (отклонение компаса в горизонтальной проекции), позволившую Англии усилить морскую гегемонию. Такие карты стали выпускать регулярно, пока к 20-му веку они не превратились в периодические издания.

Данных о магнитном склонении накапливались, но структура магнитного поля не давала морским исследователям найти точное положение полюса. Выдвигались такие странные версии, как гипотеза Кристофера Ханстина о четырёх магнитных полюсах (ради её доказательства норвежец в 1826-28 гг проделал сложное путешествие по Сибири, где обнаружил, что его третий полюс является Восточно-Сибирской аномалией). Конец поискам Северного полюса положил Джеймс Росс в 1831 году, для чего ему пришлось пройти 200 км от необитаемого, северного берега Канады. Этому простому походу предшествовала чудовищная по сложности экспедиция Джона Росса (дяди Джеймса), корабль которого волей судьбы на 4 года оказался зажат льдами и по время долгого дрейфа прошёл рядом с «магнитной аномалией». Но ещё сложнее оказалась четырёхлетняя экспедиция Джеймса к Южному полюсу (1839-43), увенчавшаяся относительным успехом (положение Южного полюса было определено с точностью до 300 км). Повторить исследования Росса на Северном полюсе удалось только спустя 60 лет, когда в 1904 г. через полюс проследовал Руаль Амундсен. Третье измерение датируется 1948 годом: пролетевшие над полюсом Поль Серсон и Джек Кларк зафиксировали смещение на 400 км. Игнорировать его перемещение было невозможно и экспедиции стали повторяться раз в десятилетие.

Сегодня в прямых наблюдениях нет нужды: международная магнитная модель (WMM) позволяет вычислить положение полюса с помощью относительных измерений. На основе WMM также моделируется движение полюса, которое как раз показывает его стремление переместиться к берегам России. С практической стороны это значит, что при ориентировании по компасу свежесть данных о магнитном склонении имеет большое значение: за год оно меняется на 0.3-0.7°.


Схема азимутов при планировании движения.

Дрейф от ветра

Полученные выше 69° довезут нас с большой вероятностью до точки назначения, если яхта идет строго этим курсом и не смещается ниже по ветру. Такое смещение минимальное у моторных яхт, которые передвигаются относительно быстро и не используют ветер как движущую силу. Яхты идущие под парусом двигаются не только вперед, но и в направлении ветра. Особенно масштабный дрейф наблюдается на острых курсах, постепенно уменьшаясь и приходя к нулю на полных курсах.

Соответственно, угол дрейфа зависит от:

  • силы ветра
  • курса относительно ветра
  • рифления парусов (обычно, чем выше рифы, например на стакселе со скруткой, тем больше дрейф от ветра). На одной из наших школьных Баварий, под третьим рифом на стакселе и гроте в сильный ветер (30 узлов), дрейф по ветру в бейдевинд может достигать 20°!

Дрейф по ветру

В классической навигационной литературе, формула расчета угла дрейфа приближена к формуле по которой, как минимум, запускают космические корабли в космос. Запомнить ее нам яхтсменом абсолютно невозможно да и не нужно, замечательно работает следующее:

На острых курсах, делите ожидаемую скорость ветра в узлах на 3 и вы получите угол дрейфа на остром курсе. Если вы измеряете ветер по шкале Бофорта, то тогда балл надо умножить на 2.

На более полных, курсах например на галфвинде, это значение уменьшится, а на полных, будет равно нулю. Более точно вы научитесь определять дрейф с небольшим опытом, любой переход научит вас этому если вы потратите немного времени сравнивая компасный курс и курс относительно грунта (при отсутствии течения, конечно же). Более точная формула не особо нужна, в конце концов навигация не всегда наука и очень часто искусство.

Итак, добавим к нашему переходу информацию из прогноза погоды: В утреннем прогнозе сообщили, что ветер ожидается северный, 15 узлов. Получается что переход будет практически в бейдевинд – максимальный дрейф! Соответственно наш дрейф будет 5 градусов, и если мы будем идти компасным курсом 69°, северный ветер снесет нас южнее и курс относительно грунта будет на 5° больше. Исходя из этого, если мы хотим 69°, то идти нам надо изначально на 5° меньше, а именно 64°. Результативный курс с учетом дрейфа тогда будет 69°. То что нам нужно!

Если бы ветер был южный, например, у нас получился бы галфвинд или бакштаг, и дрейф можно было бы взять как 3°, для начала. Если слишком мало, это станет понятно в течении первого часа и вы сможете скорректировать угол дрейфа. Так как ветер южный в этом случае нам надо было бы идти 72°, и при дрейфе в 3° севернее, мы бы получили курс относительно грунта нужные нам 69 градусов.

Итак:

  • Магнитное склонение
  • Девиация
  • Дрейф по ветру

Следующий раз вы в море, попробуйте правильно подсчитать нужный курс, результативная точность вас приятно удивит!

Удачи!

Магнитное склонение.

Как вы знаете, на большинстве карт север у нас всегда сверху карты. Это очень удобно и легко понятно даже начинающим навигаторам, но опять же, не совсем соответствует действительности. Представьте себе карту России, в обычной Меркаторовой проекции, где-то слева у нас Санкт Петербург, а справа Чукотка. Если мы нарисуем прямую наверх карты, из Питера, прямая будет показывать на север, или же прямую наверх из Чукотки, она тоже будет показывать на север. Эти прямые указывают на географический северный полюс, в Меркаторовой проекции он всегда сверху карты, в любой точке мира. Если на карте все просто, то ручной пеленгатор не будет себя вести так предсказуемо, ведь он не знает ничего о нашей карте, а показывает на магнитный северный полюс. (Здесь, кстати, тоже не все так просто, показывает он на самом деле на южный, но выбросьте пока это из головы, стрелка которую вы видите показывает на север, это все что нам нужно). А ведь магнитный северный полюс не может быть и над Питером, и над Чукоткой! Он где-то посередине, и на самом деле полюс постоянно движется.

Исходя из этого, будет определенная разница, между курсом на север нарисованным на карте (курс указывает на географический северный полюс) и курсом на магнитный север по ручному пеленгатору. Эта разница меняется в зависимости от того, в какой точке мира мы находимся и называется магнитным склонением. Я привел, как пример, направление строго на север, но конечно же, эти поправки касаются любых направлений.

Склонение может быть на Восток или же на Запад и обозначено на карте, следующим образом:

Читать обозначения следует так: В 2005-м году в данной точке склонение было замерено и равно 7° 30-ти минутам на запад (W означает West). Так же, ежегодно разница уменьшается на 8 минут на восток (Е – East). Соответственно, у нас сейчас 2012-й год, то есть 7 лет после 2005-го года. Разница в 2012-м году равна: 7° 30 минут минус 56 минут (7 лет умножить на 8 минут). То есть, меньше практически на градус, и равна 6°, 30-ти минутам. 30 минут это половина градуса, учитывать половину градуса не нужно, так что ограничимся 6° на запад.

При переходе из истинного курса (тот который на карте) в магнитный (тот который на ручном пеленгаторе) мы прибавляем западную поправку и отнимаем восточную. Это просто надо запомнить. Соответственно, наши 0° истинного курса будут равны 6° на ручном пеленгаторе. 90° на карте будут равны 96° на пеленгаторе, 135° будут равны 141° и так далее. Если бы магнитное склонение было на восток, мы бы отнимали поправку, и 0° было бы 354°, 90° стали бы 84° на ручном пеленгаторе а 135° было бы 129°. Как вы видите, поправки на магнитное склонение бывают очень чувствительные, в некоторых акваториях они достигают 10°, а это очень и очень много. Но теперь склонение вам не страшно, вы знаете как его использовать!


С этим читают