Мультитопливная горелка: критерии выбора

Смотреть галереюКак запустить новую горелку

Если ваша старая горелка дизельная вышла из строя и не подлежит ремонту, то потребуется полная замена. Такую работу вполне можно выполнить своими руками. Для этого необходимо снять старую горелку и проверить целостность и качество форсунки. Если она забилась, то ее нужно прочистить сжатым воздухом или тонким металлическим предметом. Дальше проверяется предварительное положение электродов и работоспособность крыльчатки. Вентилятор проверяется вручную. При работе не должно возникать никакого лишнего шума (трения, свиста), что будет сигнализировать о нормальной работе. Не забудьте затянуть шплинт на крыльчатке. На следующем этапе необходимо осмотреть топку котла. На дверцу монтируется горелка. Все работы должны выполняться в последовательном порядке согласно инструкции. Не забывайте о том, что при первом запуске горелки на дизельном топливе необходимо снять топливный шланг и запустить ее вхолостую. Ну а сейчас пойдем дальше.


Бензиновые горелки и жидкотопливные горелки: виды, производители, цены

Среди представленных сегодня в продаже горелок на жидком топливе можно встретить как модели, хорошо знакомые туристам и альпинистам с советским стажем, так и горелки нового типа.

При этом первая группа является как «перепевом» советских «Шмелей» и «Туристских», творением заводов в Бишкеке («Дастан») и Запорожье («Мотор Сич Пт-2» и «Мотор Сич Пт-3»), так и, дошедшие наконец до нас модели, ставшие прототипами для отечественных примусов туристических «Огонек» и «Туристский», о которых мы уже подробно рассказывали в одном из наших материалов.

В качестве примера можем привести некоторые самые интересные, на наш взгляд, модели.

Безнасосные бесшланговые. К этому семейству принадлежат культовая горелка компании Optimus Svea.

В горелке Optimus Svea 123R узнается «мечта туриста» — примус «Огонек». Достаточно миниатюрная – 550 гр., эта горелка туристическая бензиновая – мечта эстета. Она сделана из латуни и выглядит как антикварная вещь. Некоторые туристы отмечают, что горелка очень требовательна к качеству топлива, работает только на низкооктановом белом бензине («Галоше»), топливо с более высоким октановым числом приводит к перегреву горелки и ее взрыву. Стоит она чуть больше 4000 руб.

Насосные бесшланговые. Здесь мы можем увидеть как мегапопулярный прототип «Туристского» от компании Optimus, модели из стран СНГ, горелки походные бензиновые компании Coleman (так называемые, американские шмели).

Туристическая жидкотопливная горелка Optimus Hiker+, в ней многие узнают примус «Туристский» дополненный насосом. Горелка прекрасного качества и солидного веса — более 1,5 кг, мощностью более 2,8 Вт и впечатляющей всеядности (питается даже спиртом). По причине своей массивности сегодня вряд ли кто-то возьмет ее в горы. Снижает ее привлекательность и цена — более 8000 руб.

Горелка на жидком топливе Мотор Сич ПТ3 — украинские товарищи то ли усовершенствовали советский «Туристский», добавив к нему насос, то ли Optimus Hiker+ ,  увеличив его в весе до 2,2 кг. Радует в Мотор Сич ПТ3 только цена 1700 руб. За такую же сумму поработали они и над «Шмелем» — получилась горелка бензиновая Мотор Сич ПТ2, хотя некоторые утверждают, что ее конструкция позаимствована у Colemаn. Не знаем, что уж там позаимствовано, но весит она 1,4 кг, т.е. в 2 с копейками раза тяжелее обозначенного выше Colemаn. Может быть несмотря на то, что она ужасная «на лицо», зато внутри очень даже ничего?

Горелки на бензине «Дастан» и «Дастан в котелке» они же «Шмель 2» —  дар киргизских производителей бюджетным туристам. За 2000 – 2500 руб. можно приобрести старую добрую классику весом 1,7 кг.

Горелки походные бензиновые Colemаn Sportster и Colemаn Feather производитель позиционирует как горелки на жидком топливе, но по отзывам туристов они плохо переносят некачественное топливо, в т.ч. высокооктановый бензин с присадками. Из-за них закоксовывается генератор, который потом приходится менять (к счастью, они есть в продаже). Обязательно также пользование для заливки топлива «родной» воронкой с поролоном, который выступает в качестве фильтра. Вес этих горелок 600 гр., цена от 4700 руб.

Насосные шланговые. Такой вид горелок выпускают почти все известные производители: MSR, Primus, Кovea, Optimus. Их стоимость начинается от 4300 руб., вес от 330 гр.

Китайская бензиновая горелка Fire-Maple TURBO FMS-F5 – самая легкая бензиновая горелка в мире. Ее вес 180 гр., для подогрева большой посуды можно регулировать держатели. Цена: от 4300 р.

План котельной, расположения радиаторов, схема отопления

Основные расчеты мы выполнили. Теперь нужно прикинуть расположение котельной, радиаторов, емкости под топливо на плане дома и отсюда посчитать потребность в трубах для разводки отопления и необходимой фурнитуре.

Рекомендую: Крышная котельная — выгодный и экономичный способ отопления

Начинаем с места установки котла. Для него нужно помещение площадью не менее 6 м2, а высотой не ниже 2,5 м. В помещении обязательно должна иметься приточно-вытяжная вентиляция, а стены и полы выполнены из несгораемых материалов.

План системы отопления нужен в первую очередь, чтобы посчитать потребность в материалах

Поставить котел нужно так, чтобы с лицевой стороны и по бокам оставался проход не меньше метра. От емкости с горючим котел должен отстоять минимум на 4 м, либо отделятся от нее несгораемой стеной.

От котла в две нитки проложим трубы отопления: подачу и обратку.

Кроме труб понадобятся вентили, по два на каждый радиатор. Их задача при необходимости полностью или частично перекрывать подачу теплоносителя на радиатор. Это нужно для регулировки нагрева, либо ремонта.

Потребуется различная фурнитура — колена, тройники, переходы с пластика на металл и т.д.

Движения теплоносителя (воды или антифриза) в трубах обеспечит центробежный циркуляционный насос.

Все это мы отражаем на схеме отопления, подсчитываем чего и сколько нужно и идем в магазин.

Настройка горелки + ее сервисное обслуживание

Настройкой дизельной горелки должны заниматься специалисты, которые ее устанавливали. Именно они должны настроить ее на конкретный вид горючего. Однако во время эксплуатации горелки также требуют внимания. Их составляющие испытывают сильные перепады температур, засорения топливных трактов (от плохого качества солярки), что в дальнейшем приводит к поломке, выводит из строя оборудование. Поэтому, для продолжения срока эксплуатации, а также во избежание поломок горелок на дизеле, следует время от времени делать профилактическое обслуживание.

В сервисное обслуживание входит:

  1. Оптимизация настройки режимов горения;
  2. Чистка составляющих горелки;
  3. Замена изношенных частей горелки;
  4. Чистка или замена фильтров;
  5. Анализ переработанных продуктов.

Итак, теперь разберемся, как проводится настройка дизельной горелки:

После того как установлена горелка, ее необходимо настроить. Все что касается настроек горелки, все требования и правила, Вы сможете найти в ее паспорте.

Итак, на примере дизельн.горелки Lamborghini ECO3r, расскажем Вам, как настроить ее самостоятельно. Данная настройка состоит из нескольких шагов:

1).Подготовка инструментов и оборудования (манометра, газоанализатора, теста для замеров сажи, насоса для топлива, монтажного инструмента).

2).Далее снимаем крышку горелки.

3).Затем подключаем ниппель для подключки шлангов для топлива, учитывая, чтобы фаска была снаружи

Важно! Для лучшей герметичности необходимо использовать алюминиевые прокладки

4).Подключаем шланги к насосу для топлива.

5).Теперь отсоединяем переднюю панель от корпуса с соплом.

6).Подбираем форсунку с учетом мощности котла. Основные ее характеристики: угол, интенсивность распыления, номинальный расход. При качественной работе форсунки должно образовываться «топливное облако», которое равномерно распределяется по камере сгорания.

7).Снимаем дефлектор для установления форсунки.

8).Устанавливаем форсунку.

9).Подключаем горелку к электросети.

10).Теперь устанавливаем электрод розжига таким образом, чтобы искра оказалась вплотную к выходу топлива из форсунки.

11).Выставляем требуемое давление от 9 бар до 14 бар на электромагнитном клапане, при помощи манометра и винта для настройки.

12).Наконец-то пришло время закачивать горючее в горелку, сначала производим пробный пуск.

13).При установке горелки на котел следует отрегулировать воздух таким образом, чтобы качество продуктов сгорания совпадали с такими значениями: CO до 200ppm; 02 от 3,5 ppm до 5,5ppm; СО2 от 11,5 ppm до 13,5ppm.

14).С помощью диффузора (его перемещения) осуществляется тонкая настройка горелки. Другими словами, увеличивается эффективность работы горелки при помощи регулирования силы подачи вторичного воздуха, а также настройки формы пламени.

А вот еще один видео-пример настройки горелки Lamborghini, только не ECO3R, а ECO5R:

Для того чтобы дизельная горелка нормально смогла функционировать, а также для вовремя найденных изъянов следует не забывать о ее профилактике. При постоянном использовании котла, профилактика производится 1 раз в полгода, в случае сезонной эксплуатации ее необходимо делать 1 раз в год.

Дизельная горелка для котла: принцип действия

Давайте вкратце рассмотрим, как работает горелка. Из резервуара дизель поступает на горелку. Для обеспечения подачи горючего используется специальный насос, который оснащается обратной магистралью, что необходимо для циркуляции топлива между насосом и баком. При этом горелка использует столько горючего, сколько ей нужно, а остатки возвращаются обратно в резервуар. Но, прежде чем дизель дойдет, он должен пройти через фильтр и нагревательный элемент. На первом этапе осуществляется очистка от механических элементов, на втором – топливо разогревается до оптимальной температуры.

Смотреть галерею

Распыление в камере сгорания осуществляется с помощью форсунки. В то же время происходит нагнетание воздуха по горелочной трубе. Форма факела контролируется с помощью специальных лопаток, которые создают воздушный вихрь. Непосредственно перед форсункой установлены электроды, обеспечивающие возгорание смеси. Так и работает дизельная горелка для котла. Контролируется весь процесс с помощью устройств автоматики.

Reviews

5 reviews 5-star: 2 4-star: 2 3-star: 0 2-star: 1 1-star: 0

average rating Add your own review » or review a different product

Hawk

  +14 August 1, 2013

Bought a Primus Multi-Fuel Stove (not the same as an Omni-Fuel) at REI in 1997 to to take to Saudi Arabia. (Primus Isobutane gas was available there in Saudi.) Stove worked perfectly for a few camping trips. I came back to US in a couple of years and only used stove 2~3 more times, always with Primus butane, never with liquid fuel. Always worked perfectly. Now I can’t get any gas through the fuel line to the gas jet nipple.

Pros

  • Light, small, rock-solid stability with big or small pots.
  • This model stove was reportedly used by all NATO troops in late 90s.
  • «Burns anything.»
  • Primus has a good reputation.

Cons

  • Hard to work on
  • Primus, now Brunton in the U.S., ignores my emails asking for support.

The stove was fast to set up, lit instantly, boiled water really fast, but had problems staying lit in windy conditions on lower flame settings (simmer) without a big sheet metal wind screen. It has what Primus calls a wind screen built in, but that doesn’t do much. I never timed brining water to a boil or kept track of how much food I could cook on a 100g canister of gas.  It always did what I expected it to without any problems (except simmering in the wind).

It’s compact, although the factory supplied pouch is pretty snug.

The stove worked perfectly the last time I used it — about 2002.  It’s been in its pouch in my pack in a closet since 2002. Now, with a fresh canister of gas it won’t start. No gas comes out of the jet (same jet that’s worked perfectly before).  I’ve cleaned the orifice with the tool, but it seems the fuel line between the canister valve and the jet is clogged.

I can’t get the flexible metal-mesh hose unscrewed from the hollow metal fuel tube on the stove to clean them both, following the directions. The brass nut holding the flexible metal-mesh fuel hose onto the curved metal fuel tube on the stove is brazed in place and won’t turn. I’ve never used the pump and any kind of liquid fuel.  Don’t even have a fuel bottle.  I like gas.

My Star Rating: If I could get it apart and clean it so it would work I’d give it 5 Stars. With a clogged fuel line it get 0 Stars. Average — 2 1/2 Stars.

Would I recommend it? See my Star Ratings.

I can’t get a response from Primus/Brunton.  So now my $165 stove is a worthless piece of junk!  Anyone have any ideas?

Source: bought it new Price Paid: US $165

Birtchman

March 1, 2009

I have had my multi-fuel for ten years. It has proven itself to be a perfect tool. I’ve had it hiking, canoeing, on daytrips and it’s spent weeks on end in my motorcycle’s saddlebag.

The only complaints I hear are about the noise. I kinda like it. I tell people it’s a jet engine. I convinced a friend to buy one for his cross-Canada bicycle tour. He says that in performed flawlessly.

Price Paid: $130

Ben Plunkett

March 9, 2008

Great little stove — never let me down.

Excellent for cold weather use when petrol/paraffin is used.

Excellent for countries where gas canisters are expensive/hard to get hold of — we used regular petrol in Sweden with no problems.

Only niggle is the fuel jets. More modern stoves allow you to change fuels without changing jets, this does not.

Still a solid workhorse that will quite easily cook for groups (made curry for 7 on mine before!)

TIP: in cold weather using gas invert the cannister, that way the stove is fed liquid fuel that it then vaporises in the chamber.

Price Paid: £45

Dan

July 13, 2007

I just used this on a 5 day backpacking trip and I used an MSR fuel canister. The stove worked very well overall. I like that it comes with a thin metal windscreen. It is fairly loud when it is turned up high and you are right next to it but if you walk 20 feet away it is not that much louder than other stoves.

I have had a little bit of trouble lighting it. Sometimes I will have my lighter lit and then I turn on the gas and it literally blows out the lighter flame instead of igniting. It is kind of stubborn and sometimes does that several times but it always eventually lit. When you first light it, you can’t turn the flame down very low but after it has been on for several minutes, the flame is much more adjustable and you can get it down to a nice simmering level.

Remember that I’ve only used it with a canister and not with white gas or anything else. Finally, the bag that it comes in is is very durable and a great size to fit the stove and the windscreen.

Price Paid: $50

TCH

  +54 June 12, 2007

I have owned two Primus Multifuels for several years. They have never let me down, always worked very well in all conditions, high altitude, moist conditions and heavy winds.

Price Paid: $104

Критерии выбора

Судя по практике, основным критерием при выборе МТГ становится личный опыт знакомых и, к сожалению, такой опыт не всегда приводит к правильному решению. Поскольку мультитопливные горелки приобретают для серьезных задач, которые нужно выполнить вдали от цивилизации, поэтому основополагающим критерием становится надежность, зависящей  на 80-90%   от качества применяемого топлива и профессионального обслуживания.

Цены на МТГ зависят от именитости бренда и комплектации, в любом случае они намного выше, чем у традиционного устройства, хотя широкий диапазон возможностей нивелирует этот недостаток. Практически все крупные производители газового оборудования выпускают мультитопливные горелки. Для того чтобы правильно сделать выбор нужно знать главные критерии, тем более, что внешне горелки похожие между собой.

Параметры выбора МТГ:

Уточнить виды топлива. Проверить комплектацию форсунок, их размеры и вид используемого топлива. Уточнить механизм переключения между распылителями. Установить рабочие показатели по мощности и расходу для разных топлив, выбрать более экономичный вариант. Возможность полной разборки устройства и обслуживания в походных условиях. Наличие дополнительных рабочих элементов — ремкомплекта, ветрозащиты, пьезоподжига, топливной емкости. Мощность горелки, опытные туристы не советуют брать меньше 2 кВт. Не маловажно обратить внимание на весовые параметры и габариты, ведь, как известно, рюкзак никогда не бывает легким.

Борьба с засорением: уход за жидкотопливными туристическими горелками

Засорение (иногда еще говорят закоксование) и чистка горелки – самая животрепещущая проблема, которая обсуждается на большинстве форумов любителей экстремальных видов отдыха. И не мудрено – сломавшаяся горелка, особенно в горном походе или высотном восхождении, это серьезная неприятность, ставящая под угрозу срыва все мероприятие. Ведь очень часто в такой местности дрова найти невозможно.

Отдельные умники призывают не скупиться на белый бензин или, еще более дорогое топливо, выпускаемое под торговой маркой производителей, изготавливающих горелки на бензине: MSR, Coleman и др.

К сожалению, проблема здесь не в его высокой цене, а в невозможности покупки такого топлива в городках и местечках от которых начинается большинство альпинистских и туристических маршрутов.


В теории, можно, конечно и с собой его привезти, но вот только если едешь на поезде, в самолете жидкое топливо также не повезешь как и газовые туристические баллоны

Да и что говорить – важное конкурентное преимущество и частая причина покупки бензиновых и жидкотопливных горелок — доступность жидкого топлива и возможность использования его разных вариантов. Бензоколонки есть везде, правда, бензин там бывает разного качества

Да и мало ли в горах случается происшествий (примером тому является то ЧП, которое произошло с нами во время восхождения на Монгун-Тайгу), когда приходится довольствоваться тем горючим, которое удается достать.

Если вы уверены, что вашей горелке придется «кушать» не только деликатесы в виде очищенного от присадок топлива, придерживайтесь несложных правил, которые помогут минимизировать риски поломки жидкотопливных и бензиновых горелок из-за засора.

Ну и самый главный совет, если путешествие особо экстремальное, то  вам не помешает запасная горелка туристическая бензиновая.

Дмитрий Рюмкин, специально для Заброска.рф

Как выбрать и где купить горелку?

Дизельная горелка в Москве или областных райцентрах продает интернет магазин «Насос-Котел». Компания также занимается распространением оборудования в другие регионы через экспресс доставку. Ассортимент представленных в магазине устройств обширен. При выборе следует ориентироваться на тепловую мощность устройства. Она в киловаттах отображает максимально возможное количество выделяемого тепла. От параметра напрямую зависит цена дизельной горелки. Тепловая мощность устройства должна быть соизмерима с мощностью котла. От её значения зависят другие характеристики: расход топлива, потребляемой электроэнергии.

Несколько важных деталей

Многие специалисты советуют обращать внимание на горелки при их покупке. В частности, имеет значение их мощность, которая должна превышать топочную мощность котла

Помимо этого, имеет смысл обратить внимание и на тип регулировки. Для бытового использования достаточно одно- и двухступенчатых горелок. А вот для небольшой котельной лучше модулируемые варианты. Некоторые горелки не могут работать на нескольких типах топлива. Именно поэтому при покупке желательно позаботиться о резервном горючем. Следовательно, горелка должна работать одинаково хорошо на дизеле и на отработанном масле. К примеру, хорошим выбором будет горелка дизельная «Ламборджини», которая славится не только высокой надежностью, но и возможностью использования самого различного горючего.

Смотреть галерею

Газовые баллоны для горелок. Виды и особенности крепления

Каким бывает баллон газовый туристический:

  • резьбовым (epi-gaz)
  • цанговым
  • прокалываемым
  • клапанного типа (easy click)

Слева направо: клапанный, резьбовой, цанговый

Резьбовой газовый баллон для туристической горелки. Это сменный картридж, который присоединяется к горелке с помощью накручивания самой горелки или ее шланга на резьбу. Объемом 110, 230, 450, 500 гр. Стоимость от 100 до 300 руб. за баллон в зависимости от веса и производителя.

Цанговый (штоковый, штуцерный) баллон. В народе их называют дихлофосными. Они предназначены для использования в специальных мобильных кухнях (плитках) и чтобы использовать их в горелках, нужен специальный переходник, который иногда идет в комплекте с горелкой, либо покупается отдельно. Цанговый баллон с более тонкими стенками, чем резьбовой и иногда мнется в месте соединения с горелкой, что создает проблемы при установке. Считается, что в дихлофосных баллонах топливо для горелки худшего качества. Емкость 220 гр. Стоимость 40-70 руб. в зависимости от производителя.

Клапанного типа газовый туристский баллон. Только Campingaz и Coleman и только для горелок этих же торговых марок с системами соединения Easy Clic PLUS или Easy Clic. По отзывам, этот тип крепления исключает даже малейшую утечку газа. В отличие от переходников резьбовой-цанговый баллон, переходника резьбовой-клапанный баллон в отечественных магазинах найти не удалось. Может если с пристрастьем порыться в забугорных лабазах, то он там обнаружится? С другой стороны – а стоит ли оно того? Объем 190, 230, 450, 500 гр. Стоимость 90-300 руб.

Прокалываемый баллон

Прокалываемый баллон газовый туристический, Campingaz и Coleman (а также их более дешевые клоны, например Kemper). Считаются пикниковым и дачным вариантом, т.к. предполагается, что баллон нельзя отсоединять от горелки до того, как газ будет полностью израсходован. Широко распространены в Европе, где их можно приобрести на любой бензоколонке.

В первую очередь, подходят для газовых горелок Campingaz и Coleman и другого оборудования этих марок, например газовых паяльных ламп. В продаже есть переходники на резьбовые горелки, но, честно говоря, мне не известны туристы и альпинисты, которые бы с этим заморачивались. Так что, это вариант скорее бытовой, чем походный. Вес 190 гр., 320 гр. Цена 80-120 руб.

Торговые марки Campingaz и Coleman тяготеют к «уникальным» видам крепления, даже с их цанговыми и резьбовыми газовыми баллонами для горелок надо быть начеку. На туристических форумах встречается информация о том, что диаметр цанговых и резьбовых Coleman предполагает их использование только «с родным» оборудованием. Вообще, эти торговые марки не очень распространены в России, в отличие от европейских стран.

Полезные статьи:

  • Примус туристический. Эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней
  • Мультитопливные и газовые горелки Kovea. Испытано на себе
  • Бензиновая горелка и горелка на жидком топливе: модели, производители, эксплуатация
  • Мультитопливная горелка: когда многофункциональность действительно необходима?

Разновидности дизельных горелок

Существует достаточно много модификаций мазутных горелок, которые в основном производятся изготовителями котлов. В малой бытовой теплоэнергетике, возможно применения таких горелок разных производителей, если они будут по характеристикам подходить к установленному котельному агрегату.

Если котел поставляется без горелочного устройства, то производитель оборудования в обязательном порядке укажет их допустимые модификации и характеристики. Самовольная установка их не допускается, поскольку это может вызвать нарушение теплового баланса котла с последующим пережогом труб и взрывом.

Дизельные горелки классифицируются по мощности:

  1. Одноступенчатые считаются наиболее простыми по принципу действия и конструктивному исполнению. Поскольку они однорежимные, регулировка тепловой мощности котла выполняется только включением или отключением подачи дизеля. Преимущество таких устройств — низкая цена и простота обслуживания. Недостаток — снижает время эксплуатации котла из-за частого отключения.
  2. Двухступенчатые устройства, обычно работают в двух режимах: 50 % и 100%, соответственно для весенне-осеннего переходного климатического периода и максимального зимнего. Несмотря на то, что такие модификации имеют большую цену, они быстро окупаются за счет низкой себестоимости выработанной тепловой энергии, из-за отсутствия пережога топлива и долговечности работы котельного оборудования.
  3. Модулируемые устройства способны работать автоматически в диапазоне от 10 до 100% с высокой эффективностью и низкими потерями по химическому недожогу топлива. Такие современные вариации жидкотопливных горелок (ЖТГ) имеют очень высокую цену, тем не менее, они быстро окупаются, за счет снижения эксплуатационных расходов на обслуживание котла.

Кроме того существуют модели газомазутных горелок, которые способны работать как на газовом, так и на жидком топливе. Для этого меняют только съёмную форсунку в ЖТГ.

Такие конструкции применяют в источниках теплоснабжения, которые используют солярку в качестве резервного источника, при отсутствии подачи магистрального газа.

Дизельное топливо

Использование дизельного топлива поддерживается лишь в некоторых моделях горелок на жидком топливе и это применяется для повышения универсальности их применения. Используемыми вариантами здесь могут служить Primus OmniFuel и MSR XGK EX, имеющие в своем комплекте форсунки распыления топлива. Дизельное топливо отличается меньшей энергетической ценностью, если его сравнивать с керосином или, например, очищенным бензином почти 10 тыс. ккал на килограмм и это становится причиной большего расхода топлива. По сравнению с остальными перечисленными видами топлива, использование дизтоплива в то же время приводит к такому неприятному последствию, как засорению узлов горелки. В связи с этим производители советуют применять ДТ как топливо для отопления только в исключительных случаях.

Компания «ГЕРМЕС ОЙЛ» предлагает Вам купить топливо для отопления и горелок по выгодной цене с доставкой в нужный регион. Cроки доставки топлива составляют от одго до трёх дней в зависимости от даты оплаты и расстояния до клиента. Доставка топлива, как правило, всегда включена в стоимость, а ее стоимость обсуждается с клиентом уже с учетом всех налогов и доставки по месту назначения.


С этим читают