Виды культуры. понятие и виды культуры

Содержание

История и содержание термина

Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.


При этом нельзя сказать, что национальная культура оставалась неизменной в определенные исторические периоды. Это очень динамическое понятие, характеристики которого могут меняться под влиянием определенных событий, людей и природных факторов.

Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:

  1. Историческое прошлое: трагические события, войны, торговые отношения с соседними государствами неизменно откладывают свой отпечаток. Причем традиции и стереотипы мышления постоянно меняются именно под воздействием данного критерия.
  2. Общий уровень развития конкретного общества: это компонент выражается в способах организации жизни и быта, а также во взаимоотношениях между отдельными представителями конкретного этноса или нации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на создание материальных и духовных ценностей, которые также являются отражениями национальной культуры.
  3. Специфические сферы деятельности: традиции и стереотипы каждой нации неизменно находят свое выражение в музыке, литературе, изобразительном искусстве и даже политической деятельности. По этим показателям другие нации могут оценивать степень развития конкретного народа и вырабатывать схему взаимодействия с ними.
  4. Язык: еще один немаловажный компонент, стоящий у истоков любой национальной культуры. В данном случае речь идет не только об официальном языке какого-либо государства, но и о диалектах и наречиях, распространенных в конкретной географической области.

Рисунок 2. Нацкультуру формируют стереотипы и условия проживания

В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).

Слово и понятие.

Слово «культура» связано в повседневной речи с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Часто мы употребляем слово «культура» как синоним «культурности», то есть что-либо, находящееся на высоком уровне («культурный человек», «культурное общество», «культурно вести себя»).

Эти и многие другие примеры словоупотребления «культуры» можно разделить на «оценочные» («культурный человек»), «описательные», когда просто перечисляются (заведомо не полно) отдельные элементы и проявления культуры, и «научно-теоретические». В этом последнем случае культура выступает как одно из фундаментальных научных понятий, которое играет в социо-гуманитарном познании такую же важную роль, как, скажем, понятие массы в физике или наследственности – в биологии.

Научный подход не просто описывает многоразличные проявления культуры, но стремится выявить их сущность, общую основу и тем самым объяснить их. Существует множество научных подходов и определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.). Одним из таких наиболее приемлемых, позволяющим охватить и многие другие подходы, является такой, который определяет культуру как совокупность средств человеческой жизнедеятельности.

Такой подход согласуется с этимологией слова «культура». Оно произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. В этом значении оно и сегодня используется в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят о «культурах» определенных растений или бактерий, имея в виду способы их выращивания. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям.

Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют своипотребности (материальные и духовные) и строят отношениямежду собой.

Культура как система искусственных средств отличает человека от животных, которые в своей жизнедеятельности опираются на естественные средства. Культура возникает не на пустом месте. Ей предшествует и орудийная деятельность животных, обладающих высокоразвитой психикой, и наблюдаемые в их среде элементы обучения подрастающего поколения, и высокие образцы «строительного искусства» (гнезда, норы, соты и др.) и инстинктивное разделение труда. Но все это отличается принципиально от культуры, поскольку она вырабатывается людьми в процессе сознательной постановки цели. Человек сам создает новые цели, выходящие за рамки своих биологических потребностей, и сам не только создает, но постоянно совершенствует средства деятельности.

В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей – в средства. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождая такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.

Что такое национальная культура

Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).

Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов

Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.

При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.

Изучение культуры[править]

История понятия «культура»

  1. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
  2. Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». Это стремление занять определенную должность, знание к поэзии, образованность.
  3. Корень слова «культура» — «культ» переводится как верование, почитание богов. Это слово носит религиозный смысл.
  4. Культура — то, что противостоит хаосу, то есть «беспределу».
  5. Культура — то, что связано с человеком а не с природой. Культура — вторая природа

Понятие культуры

Весь окружающий нас мир — это мир культуры. Важнейшим признаком культуры является её всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности.

В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость. Образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранение культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

С Середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

По словам Д. С. Лихачева XXI век — это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарная, ибо она идет от человека и служит человеку. Культура человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: её пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т. д. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества.

Реализующее в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» Вывод: Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях

Это незавершённая статья по искусству.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.

Способы сохранения национальной культуры

Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире

В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира

На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача

Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной


Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.

Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.

Поделиться

  • 40

4.04.2019 7 211

Средство творческого создания.

Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимостьили ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.

Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).

Среди артефактов есть такие, которые сообщают информацию не о себе, о своей значимости и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они имеют значения, смыслы и называются они знаками, или символами. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.

Посредством артефактов, в том числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций. Назовем важнейшие из них.

О чем идет речь?

Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура – это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура – это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.

Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой – поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.

Нация и язык

Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.

Яркий пример влияния языка на сохранение этноса можно привести с русскими. Люди, говорящие на русском языке, будут считаться членами именно этого этноса, вне зависимости от страны проживания и гражданства.

При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.


Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение – это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Что такое духовная культура

Духовная культура — система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.

Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.

Духовная культура — область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.

От чего зависят культурные особенности?

Быт, культура, традиции народа и их отличительные черты, то есть особенности, зависят от многих факторов. Главные нюансы, влияющие на то, какой становится культура народа, это:

  • географические и климатические условия проживания;
  • изолированность или же близость с другими этносами;
  • размеры занимаемой территории.

То есть, чем больше места у определенного этноса, тем больше в его культуре будет присутствовать моментов, связанных с дорогами, преодолением расстояний. Это могут быть пословицы или поговорки, способ запряжения лошадей, форма карет, темы живописных полотен и прочее. К примеру, неотъемлемая часть русской культуры – катание на тройках. Это уникальная особенность русского этноса, данного элемента нет ни в одной культуре, кроме славянской. Обусловлено возникновение данной особенности большой территорией и необходимостью быстро преодолевать значительные расстояния, имея при этом возможность отбиться от хищников. Например, волки не атакуют тройки лошадей, а вот на повозки, в которые запряжена одна кобылка, нападают.

Удаленность от других этносов становится причиной особенного формирования языка, традиций и иных культурных нюансов. Народ, не подверженный тесному и постоянному контакту с другими этносами, имеет уникальные традиции, обычаи и менталитет. Самым ярким примером такой страны является Япония.

Климат и ландшафт также оказывают прямое действие на культурные особенности. Наиболее заметно это влияние в национальных костюмах и повседневной одежде, в традиционных занятиях, архитектуре и иных видимых проявлениях культуры народов.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Татарский национальный костюм

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек. Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар


Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью. Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно. Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Факторы формирования этнической культуры

  • Язык – играет важную роль в формировании неповторимой языковой картины мира у народа, создании его собственных выразительных средств речи и т. д.
  • Религия – иногда влияет на образование разных этнических культур среди народов, которые говорят на одном и том же языке, но не соответствуют друг другу в религиозных верованиях. К примеру, в бывшей республике Югославии общим языком был сербохорватский, но при этом хорваты исповедуют католицизм, а сербы – православие.

  • Эндоэтноним – самоназвание народа — также влияет на его этническую культуру. Как мы знаем, не каждый народ зовет себя так же, как его зовут другие этносы. Например, венгры называют сами себя мадьярами, евреи – иегудимами, южные корейцы – хангук сарам, северные корейцы – чосон сарам и т. д.
  • Национальный характер – его еще называют «душа народа» — представляет собой набор постоянных психологических черт, которые проявляются в поведении этноса. Это приобретаемые черты, поэтому психический фактор не передается от предков, работает не с рождения, а в процессе воспитания этносов.

Список книг

  1. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. (2003) ISBN 5-02-018190-0
  2. Алпатов В. М. Япония. Язык и общество. (1988)
  3. Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. (1979)
  4. Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. (1978)
  5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. (2000, 2001) ISBN 5-02-018196-X
  6. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. (1975)
  7. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. (1977, 2000)
  8. Ватсьяян К. Наставления в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты. (2009)
  9. Воробьёв М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. (1976)
  10. Гришелева Л. Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. (1998) ISBN 5-02-017996-5
  11. Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. (2001) ISBN 5-02-018237-0
  12. Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности. (1980)
  13. Додхудоева Л. Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. (1985)
  14. Дьяконов И. М. Люди города Ура. (1990) ISBN 5-02-016568-9
  15. Дьяконова Н. В. Шикшин. Материалы Первой Русской Туркестанской экспедиции академика С. Ф. Ольденбурга. 1909-1910 гг. (1995)
  16. Западова Е. А. В стране, где течёт Иравади: Очерки культуры современной Бирмы. (1980)
  17. Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX в. Несколько портретов. (1993) ISBN 5-02-017715-6
  18. Итс Р. Ф. Золотые мечи и колодки невольников. (1975)
  19. Кара Д. Книги монгольских кочевников (семь веков монгольской письменности). (1972)
  20. Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия. (1988)
  21. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. (2002) ISBN 5-02-018205-2
  22. Кочешков Н. В. Народное искусство монголов. (1973)
  23. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. (1975)
  24. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. (1969)
  25. Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. (1975)
  26. Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на Шёлковом пути: Шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. (1994)
  27. Луконин B. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры. (1969)
  28. Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары (История. Технические навыки. Искусства. Общества). (1974)
  29. Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. (1971)
  30. Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. (1973)
  31. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. (1979)
  32. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. (1976)
  33. Терентьев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. По данным тангутской лексики и иконографическому материалу. (1993) ISBN 5-02-017252-9
  34. Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад (Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII вв). (1990) ISBN 5-02-016982-X
  35. Тян В. Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. (2001) ISBN 5-02-018142-0
  36. Фрай Р. Наследие Ирана. (1972, 2002) ISBN 5-02-018306-7
  37. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. (1986)
  38. Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. (1976)
  39. Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. (1981)
  40. Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: Из истории культуры доисламской Аравии. (1976)
  41. Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). (2006)
  42. Аравия: материалы по истории открытия. (1981)
  43. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. статей. (1982)
  44. Древо индуизма. (1999) ISBN 5-02-018032-7
  45. Из истории традиционной китайской идеологии. (1984)
  46. Очерки истории арабской культуры V-XV вв.Сост. Л.И.Николаева. (1982)
  47. Очерки истории культуры средневекового Ирана: Письменность и литература. (1984)
  48. Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 1. (1987)
  49. Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 2. (1988)

Понятие культуры.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура – это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Список книг

  1. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. (2003) ISBN 5-02-018190-0
  2. Алпатов В. М. Япония. Язык и общество. (1988)
  3. Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. (1979)
  4. Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. (1978)
  5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. (2000, 2001) ISBN 5-02-018196-X
  6. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. (1975)
  7. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. (1977, 2000)
  8. Ватсьяян К. Наставления в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты. (2009)
  9. Воробьёв М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. (1976)
  10. Гришелева Л. Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. (1998) ISBN 5-02-017996-5
  11. Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. (2001) ISBN 5-02-018237-0
  12. Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности. (1980)
  13. Додхудоева Л. Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. (1985)
  14. Дьяконов И. М. Люди города Ура. (1990) ISBN 5-02-016568-9
  15. Дьяконова Н. В. Шикшин. Материалы Первой Русской Туркестанской экспедиции академика С. Ф. Ольденбурга. 1909-1910 гг. (1995)
  16. Западова Е. А. В стране, где течёт Иравади: Очерки культуры современной Бирмы. (1980)
  17. Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX в. Несколько портретов. (1993) ISBN 5-02-017715-6
  18. Итс Р. Ф. Золотые мечи и колодки невольников. (1975)
  19. Кара Д. Книги монгольских кочевников (семь веков монгольской письменности). (1972)
  20. Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия. (1988)
  21. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. (2002) ISBN 5-02-018205-2
  22. Кочешков Н. В. Народное искусство монголов. (1973)
  23. Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. (1975)
  24. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. (1969)
  25. Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. (1975)
  26. Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на Шёлковом пути: Шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. (1994)
  27. Луконин B. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры. (1969)
  28. Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары (История. Технические навыки. Искусства. Общества). (1974)
  29. Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. (1971)
  30. Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. (1973)
  31. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. (1979)
  32. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. (1976)
  33. Терентьев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. По данным тангутской лексики и иконографическому материалу. (1993) ISBN 5-02-017252-9
  34. Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад (Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII вв). (1990) ISBN 5-02-016982-X
  35. Тян В. Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. (2001) ISBN 5-02-018142-0
  36. Фрай Р. Наследие Ирана. (1972, 2002) ISBN 5-02-018306-7
  37. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. (1986)
  38. Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. (1976)
  39. Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. (1981)
  40. Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: Из истории культуры доисламской Аравии. (1976)
  41. Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). (2006)
  42. Аравия: материалы по истории открытия. (1981)
  43. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. статей. (1982)
  44. Древо индуизма. (1999) ISBN 5-02-018032-7
  45. Из истории традиционной китайской идеологии. (1984)
  46. Очерки истории арабской культуры V-XV вв.Сост. Л.И.Николаева. (1982)
  47. Очерки истории культуры средневекового Ирана: Письменность и литература. (1984)
  48. Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 1. (1987)
  49. Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 2. (1988)

С этим читают