Мода в древнем риме

Одежда древних римлян

Основу своего гардероба римляне заимствовали у древних греков, но значительно разнообразили его. Как и все античные предметы, эти одеяния были достаточно просты и изготавливались преимущественно из шерсти. Любые швейные операции из-за их примитивности сводились к минимуму, а роль современных пуговиц и молний выполняли броши. Под верхней одеждой в то время уже носили подобие нижнего белья, представляющего полотно ткани, особым образом обмотанное вокруг бёдер. Предшественники трусов назывались сублигар, сублигакулум, кампестре, лициум и цинктус. Женщины под одеждой носили фасцию, поддерживающую грудь, либо поверх одежды строфиум, маммиларе или цингулум, предназначенные для этой же цели.


Основой повседневной одежды была туника. В ней на улицу выходили большинство римлян и их рабов. Мужская туника была длиной примерно по колено, а женская была, как правило, длиннее и достигала земли, а также часто имела рукава. В мужских туниках рукава появились лишь во II-III веках нашей эры. В зимнее время люди начинали утепляться, надевая поверх туники ещё одну, а то и две.

Туника жреца. Фото roman-empire.net

Туники изготавливались из отбеленного полотна, на которую некоторые категории граждан могли нанести фиолетовые полосы, обозначая свою принадлежность к группе. Яркую цветную тунику разрешалось надевать триумфатору в исключительных случаях.

Свободные граждане Рима были вольны носить тогу. Этого права не было у рабов и иностранцев. В более древние времена тогу носили на голое тело, а позже стали надевать поверх туники. По сути свое тога представляла большое полотно, накинутое таким образом, что одна рука поддерживала складку, а вторая оставалась свободной. В результате экспериментов историки пришли к выводу, что полотно вырезалось в форме полукруга около 3 метров в длину и не более 2 метров в ширину. Для удобства ношения в подол зашивали грузы, а чтобы складки лежали красиво, их направляли деревянными планками. Для бедняков тога была предметом непозволительной роскоши, а мальчики из богатых семей могли носить её уже с 16 лет.

Сенаторская тога. Фото roman-empire.net

В женских платьях ограничений по формам и цветам было гораздо меньше. Первоначально они также были исключительно белыми, но позже стали выкрашиваться практически в любой цвет. Простейший вид одежды – стола – разновидность длинной туники. Богатые римлянки носили укороченную столу, а под неё надевали простую длинную туники, чтобы подчеркнуть многослойность одежды, а значит, и достаток.

Стола. Фото roman-empire.net

В качестве верхней одежды выступал рициниум, который вскоре был заменён паллой – разновидности плащей. Женскую одежду также изготавливали в основном из шерсти, реже – из шёлка.

Детей римляне одевали в простые подпоясанные туники. До вступления в возраст мужественности или до замужества ребёнок обязан был носить буллу – амулет-оберег.Пальто и куртки древним римлянам заменяли многочисленные плащи. Богатые предпочитали носить паллиумы – роскошные мантии. Люди попроще укрывались полуармейским лацерной, а бедняки довольствовались простейшим паенулой.

В особые холода доставали тяжёлый плащ лаена (или дуплекс), похожий на солдатский сагум, и его укороченную версию – сагулум. Главнокомандующему по время назначения на пост даровался палудаментум. Разновидности плащей с капюшонами назывались кукуллус, бардокуллус, биррус и каракалла.

Плащ сагум. Фото roman-empire.net

Римская обувь представляла собой множество видов кожаных сандалий, большинство из которых, как это ни странно, предназначалось для ношения внутри помещений.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков. 

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам. 

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней. 

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации. 

Виды туник

Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием “clavus“. У сенаторов полоса была одна и широкая – “laticlavia“, а у всадников две, но узкие – angusticlavia.

Особую тунику надевал триумфатор – она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа. Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.

Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях – два куска ткани – спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.


Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Одежда древних римлян

На заре развития Древнего Рима существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой. Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с . Дома носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.

Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога – самая популярная мужская одежда римлян – шерстяная рубаха с короткими рукавами – являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Верхняя одежда в древнем Риме

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Римский доспех лорика сегментата

Он представлял собой древнюю разновидность бронежилета и в основном использовался в начале Империи, но это латинское название впервые было применено в 16 веке (древняя форма неизвестна). Сам римский доспех состоял из широких железных полос (обручей), прикрепленных к спине и груди кожаными ремешками.

Полосы были расположены горизонтально на теле, перекрывая друг друга, они окружали туловище, скрепляясь спереди и сзади при помощи медных крючков, которые были соединены кожаными шнурками. Верхняя часть тела и плечи были защищены дополнительными полосами («защитники плеча») и нагрудными и задними пластинами.

Форму доспеха римского легионера можно было сложить очень компактно, поскольку она разделялась на четыре части. За время его использования он был изменен несколько раз: в настоящее время признанными типами являются Kalkriese (ок. 20 до н. э. до 50 н. э.), Corbridge (ок. 40 г. н. э. до 120) и Newstead (ок. 120, возможно, в начале 4-го века).

Существует четвертый тип, известный только по статуе, найденной в Альба Джулиа в Румынии, где, по-видимому, существовал «гибридный» вариант: плечи защищены чешуйчатой ​​броней, а обручи туловища меньше и глубже.

Самое раннее свидетельство ношения лорики сегмантаты датируется около 9 г. до н. э. (Dangstetten). Доспехи римского легионера довольно долго использовались на вооружении: вплоть до 2-го века нашей эры, судя по количеству находок того периода (известно более 100 мест, многие из их в Британии).


Однако даже во 2-ом веке нашей эры сегментата никогда не заменяла лорику хамату, так как та все еще оставалась стандартной формой как для тяжелой пехоты, так и для кавалерии. Последнее зарегистрированное использование этой брони относится к концу 3-го века нашей эры (Леон, Испания).

Есть два мнения относительно того, кто применял эту форму доспехов Древнего Рима. Одно из них заявляет, что только для легионеров (тяжелая пехота римских легионов) и преторианцев были выпущены lorica сегмента. Вспомогательные силы чаще носили лорику хамату или сквамату.

Вторая точка зрения состоит в том, что и легионеры, и вспомогательные солдаты использовали доспехи римского воина типа «сегментата», и она в некоторой степени подтверждается археологическими находками.

Сегментация лорики обеспечивала большую защиту, чем хамата, но ее также было сложнее производить и ремонтировать. Расходы, связанные с изготовлением сегментов для этого вида доспехов Рима, могут объяснять возврат к обычной кольчуге после 3–4-го века. В то время тенденции в развитии военной силы менялись. В качестве альтернативы, все виды доспехов римского воина могли перестать использоваться, поскольку потребность в тяжелой пехоте уменьшалась в пользу быстрых конных войск.

Калабрия

Калабрийский костюм многое почерпнул у греческих и римских одежд и он так же разнообразен, меняясь от провинции к провинции. Обобщённый женский наряд состоит из длинной белой нательной рубахи, шёлковой юбки, шали, натянутой на специальный каркас, передника и жакета.

Юбка более пышная и менее длинная, чем на Сардинии. В волосы вплетались ленты, цвет которых зависел от семейного положения женщины. Длинный шарф того же цвета оборачивался вокруг талии. Головной убор, жакет и юбка шились из тёмных тканей, к тому же, традиции требовали, чтобы нижняя белая рубашка была видна на предплечьях, плечах и груди. Для защиты от зимних холодов использовали фаццулеттуну – большую шерстяную шаль с длинной бахромой.

Женский национальный калабрийский костюм. Фото calabriaturistica.it

Мужской костюм гораздо практичнее. Обычно он состоит из светлых или чёрных облегающих брюк, рубашки, куртки, и плаща. Плащ чаще всего шили из чёрной или красной ткани. Роль шляпы мог выполнять небольшой белый или чёрный колпак, а грудь украшалась галстуком. Традиционной мужской обувью служили кожаные полуботинки.

Мужской национальный калабрийский костюм. Фото periodpaper.com

Римские стрельцы (саггитарии)

Лучники были вооружены сложными луками (arcus), стреляющими стрелами (sagitta). Этот вид «дальнобойного» оружия делали из рога, дерева и сухожилий животных, скрепленных клеем. Как правило, саггитарии (вид гладиаторов) принимали участие исключительно в масштабных битвах, когда требовался дополнительный массовый удар по противнику на расстоянии. Это оружие позже стали использовать для обучения новобранцев на arcubus ligneis с деревянными вставками. Усиливающие планки были найдены на многих раскопках, даже в западных провинциях, где деревянные луки были традиционными.

Мари — кукла из Прованса

Эта кукла, имя которой Мари, одета в традиционный крестьянский костюм девушки из Прованса.

По сути, костюм — повседневная одежда, которую отличает практичность и удобство. Сшит он из домотканого полотна — конопли или хлопка. Расцветка самая простая, потому что из одного и того же отреза делали занавески и шили юбки для юных француженок. По этой причине орнамент выбран универсальный — белые и голубые полосы. По белой полосе пущен растительный мотив, оживляющий ткань этим изящным раппортом и красным цветом. Волосы куклы убраны под чепец, чтобы они не мешали заниматься обычным крестьянским трудом — готовить еду, шить, ткать и т.п.

Выбор цветов для костюма не случаен — они соответствуют колориту французского флага (сочетанию синего, белого и красного). Но три тона — это факт новой истории Франции. С V века французские флаги всегда окрашивали белым и синим пигментами, символизировавшими снежные вершины Альп и поля цветущей лаванды. Включение красного цвета — это дань уважения героям Французской революции 1792 года.

С этого же периода Францию начали отождествлять с образом крестьянских девушек Мари и Анна, принимавшим участие в революционных событиях.

Костюм состоит из четырех элементов: блузы, юбки, фартука и чепца.

Блуза из белого хлопка просторная, с кружевным воротничком, с рукавами длиной в гА, отделанными оборкой. Широкая длинная юбка с завышенной линией талии сшита из набивного хлопка и увенчана по подолу кружевом. Рисунок ткани — синие и белые вертикальные полосы, по которым пропущен орнамент с мотивом соцветия лаванды. По синему цвету идет узор белого цвета, по белому — красного. Поверх блузы и юбки — фартук цвета лаванды, по синему фону которого пущены красные и белые цветы лаванды. Лямки фартука сшиты из юбочной ткани. Чепец сшит из белой ткани и собран на атласную ленту или кружево.

Крестьянские девушки Прованса не прячут все волосы под чепец, а выправляют спереди короткую непокорную челку.

Европейские девушки с гордостью носят национальные костюмы той местности, в которой они проживают. Не составляют исключение и юные француженки из Прованса. Особенно красочно выглядят их одежды в дни этнографических фестивалей. Некоторые добавляют к традиционному набору элементов костюма роскошные шали ручной вязки, набрасывая их на плечи или завязывая вокруг талии. Другие меняют форму чепца, приближая его фасон к моделям, которые появились в XX веке.

В области Грасс костюм имеет отличие: карманы для местных жителей — это самостоятельная деталь. Поэтому в этой области их шьют отдельно и прикрепляют к поясу юбки.

Но только в Провансе существует особая манера жизни, которая получила название Bastidane, суть которой вкратце сводится к тому, что образ жизни, быт, еда и одежда человека, проповедующего этот стиль, внешне очень похожи на крестьянский уклад.


Но есть отличие: ткани, из которых сшит костюм, более тонкие, еда — изысканнее, а посуда — дороже.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой – выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии – только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в этот лоскут требовался помощник, в те времена – раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной – до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, – шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Хиробаллиста

Также известна, как манубаллиста. Она была арбалетом, который иногда использовался римлянами. Древний мир знал много вариантов механического ручного оружия, похожего на поздний средневековый арбалет. Точная терминология является предметом продолжающихся научных дискуссий. Римские авторы, например, Вегеций, неоднократно отмечают использование стрелкового оружия, например, arcuballista и manuballista, соответственно cheiroballista.

Хотя большинство ученых согласны с тем, что один или несколько из этих терминов относятся к ручному метательному оружию, существует разногласие относительно того, были ли это изогнутые или механизированные луки.

Римский полководец Арриан (ок. 86 — после 146 г.) описывает в своем трактате о римской кавалерии «Тактика» стрельбу из механического ручного оружия с лошади. Скульптурные барельефы в римской Галлии изображают использование арбалетов в сценах охоты. Они удивительно похожи на поздний средневековый арбалет.

Пехотинцы, обслуживающие хиробаллисту, несли дюжины свинцовых метательных дротиков, называемых plumbatae (от plumbum, что означает «свинец»), с эффективным диапазоном полета до 30 м, что намного больше, чем у копья. Дротики были присоединены к задней части щита.

Пилум

Пилум (множественное число от pila) был метательным тяжелым копьем двух метров в длину и состоял из древка, из которого выступал железный хвостовик диаметром около 7 мм и длиной 60 -100 см с пирамидальной головкой. Пилум обычно весил от двух до четырех килограммов.

Копья были предназначены для пробивания как щита, так и в брони на расстоянии, но, если они просто застревали в них, их трудно было удалить. Железный хвостовик сгибался при ударе, отягощая вражеский щит и препятствуя немедленному повторному использованию пилума. При очень сильном ударе древко могло сломаться, оставляя противника с изогнутым хвостовиком в щите.

Лорика сквамата

Lorica squamata была видом чешуйчатой ​​брони, использовавшейся во времена Римской республики и в более поздние периоды. Она была сделана из маленьких металлических чешуек, пришитых к тканевой основе. Ее носили, и это видно на древних изображениях, обычные музыканты, центурионы, кавалерийские войска и даже вспомогательная пехота, но могли надевать и легионеры. Рубашка доспехов была сформирована так же, как и лорика хамата: с середины бедра с усилением плеч или снабженные накидкой.

Отдельные чешуйки были либо железными, либо бронзовыми, либо даже чередующимися металлами на одной и той же рубашке. Пластины были не очень толстыми: от 0,5 до 0,8 мм (от 0,02 до 0,032 дюйма), что, возможно, являлось обычным диапазоном. Однако, поскольку чешуйки перекрывались во всех направлениях, несколько слоев обеспечивали хорошую защиту.

Размер варьировался от 6 мм (0,25 дюйма) в ширину до 1,2 см в высоту, до 5 см (2 дюйма) в ширину и 8 см (3 дюйма) в высоту, при этом наиболее распространенные размеры составляли примерно 1,25 на 2,5 см. У многих были закругленные днища, в то время как у других были заостренные или плоские основания с обрезанными углами. Пластины могли быть плоскими, слегка выпуклыми или иметь приподнятую среднюю перепонку или край. Все они на рубашке были в основном одинакового размера, однако чешуйки от разных кольчуг значительно различались.

Они были соединены в горизонтальные ряды, которые затем пришиты к подложке. Таким образом, каждая из них имела от четырех до 12 отверстий: по две или более на каждой стороне для присоединения к следующему в ряду, одна или две наверху для крепления к подложке, а иногда внизу для закрепления к основе или друг к другу.

Рубашку можно было открывать либо сзади, либо внизу с одной стороны, чтобы ее было легче надевать, а отверстие стягивалось завязками. Много было написано о предполагаемой уязвимости этих древнеримских доспехов.

Не было найдено никаких экземпляров целой чешуйчатой ​​лорики скваматы, но было несколько археологических находок фрагментов таких рубашек. Оригинал римских доспехов стоит довольно дорого и по карману только крайне богатым коллекционерам.


С этим читают