Атрибуты советской жизни

Как праздновали?

Страна Советов подошла к своему 60-летию со значительным экономическим ростом. В докладах первых лиц разных уровней звучали следующие цифры:


  1. Увеличение объемов производства сельхозпродукции в 500 раз.
  2. Рост занятых в разных отраслях народного хозяйства с 6 до 115 миллионов человек.
  3. Современные условия работы, механизация труда.
  4. Рост объемов промышленного производства в 3 раза в масштабах страны, а в отдельных республиках – более чем в 4 раза.

На торжественном заседании в Центральном Комитете КПСС и в праздничных мероприятиях участвовали 132 делегации из-за рубежа.

В числе приглашенных были летчик-космонавт Светлана Савицкая, артист балета, хореограф и актер Махмуд Эсамбаев и другие видные советские деятели.

С трибуны выступали лидеры Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, политики из Кореи и Кубы, старые большевики. Каждого спикера зал приветствовал аплодисментами.

По проходам торжественно шествовали представители комсомольской и пионерской организации, вручали цветы выступавшим.

В рамках юбилейных торжеств делегаты из-за рубежа побывали на автомобильном и электромеханическом заводах в Москве, познакомились с достопримечательностями и знаковыми местами столицы. Домой иностранные гости увезли юбилейные значки, медали и впечатления о теплом приеме и русском гостеприимстве.

История

Нагрудные знаки вручались военнослужащим всех родов войск наряду с орденами и медалями. Их история началась с 1927 года, когда в СССР был учрежден первый воинский жетон за бессрочную службу.

Выпускались знаки и значки ВС СССР неравномерно. В первые десятилетия после 1927 года выпустили лишь несколько образцов. Ситуация кардинально изменилась после войны: в 50-60-е годы производство военной фалеристики был поставлен на поток.

В 1956 году появились серии для поощрения отличников службы разных родов войск. Через 10 лет их дополнили отраслевые тиражи – эксперты по фалеристике называют их «академическими», так как присваивались значки офицерам-выпускникам военных училищ и академий.

В дальнейшем знаки армейской тематики выпускались постоянно – точное количество образцов назвать сложно – речь идет о сотнях тысяч. О некоторых наиболее интересных – ниже.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Массовость как традиция

В Советском Союзе символику выпускали массово – сотни тысяч экземпляров к очередному празднику или памятному событию. Многомиллионные тиражи поступали на реализацию в киоски «Союзпечати», культтовары, магазины книг, спортивного инвентаря и другие точки реализации накануне:

  • 1 мая;
  • Дня Победы;
  • 7 ноября;
  • дня космонавтики;
  • очередной годовщины образования СССР.

Юбилейные атрибуты из последней категории изготавливались в форме нагрудных знаков или медалей. Цена значков «60 лет СССР» невысокая – 100-250 рублей, потому что производились они в большом количестве, ажиотажа вокруг их приобретения не отмечается.

Массовость стала традицией советской эпохи: выпуск символики по случаю юбилеев являлся неотъемлемой частью политики партии, частью пропагандистской машины. В СССР пропаганда была поставлена на высокий уровень – населению ежедневно прививали патриотизм, внушали, что нужно помнить историю социалистического государства и гордиться ею. Даты являлись обязательным элементом дизайна значков и другой атрибутики, используемой как инструмент пропаганды.

Первые обладатели

Официальная дата основания Советского Союза – 30 декабря 1922 года. Торжества по случаю очередной годовщины на высшем уровне обычно начинались за 7-8 дней до нее. Накануне 60-й годовщины основания было так же.

Празднования всегда проходили масштабно и с размахом. 21 и 22 декабря 1982 года состоялись торжественные заседания ЦК КПСС и Верховного Совета – в них участвовали делегаты из 100 государств мира, передовики производств и деятели общественных движений.

Всем делегатам вручили на память наборы, специально изготовленные по случаю торжеств. Наборы назывались «60 лет СССР» и состояли из трех наименований:

  • нагрудный значок;
  • настольная медаль;
  • конверт, внутри которого находился именной билет на празднование в Кремлевском дворце.

Все предметы упаковывались в подарочную красную коробку.

Настольная медаль

Настольная медаль диаметром 75 мм весит 200 г. Она изготовлена из томпака и покрыта сверху серебром. На реверсе изображен Владимир Ленин. Его взгляд устремлен в сторону, руки опираются на парапет – создается впечатление, что Ленин стоит на трибуне. Его со всех сторон окружают солнечные лучи. Под портретом – аббревиатура «СССР» и даты «1922-1982».

В центре реверсной стороны расположены государственные символы – герб и развевающийся флаг Советского Союза. Под ними – дата «60 лет» в две строки. Цифра «60» окружена дубовыми и лавровыми ветвями. По окружности – надпись «Союз Советских Социалистических Республик».

Над дизайном настольной медали работали выдающиеся специалисты:

  1. Главный художник Госзнака, заслуженный художник РСФСР Игорь Крылков.
  2. Профессор, народный художник Александр Бакланов.
  3. Почетный академик Российской Академии Художеств, художник-реалист Виктор Лукьянов.

Нагрудный знак

Нагрудный знак из подарочного комплекта ценится дороже. Он состоит из двух частей – медальона и колодки. Для изготовления аксессуара использовалось серебро 925 пробы, сверху – позолоченное покрытие. Изготовитель – Ленинградский монетный двор, его клеймо есть на значке.


Внешняя сторона выполнена в форме рельефного лаврового венка, аналогичного гербу СССР. На венок наложена золотая пятиконечная звезда. В центре звезды – круг, покрытый красной эмалью. На красном фоне – портрет Владимира Ленина.

На внутренней стороне расположены лавровые ветви – они окаймляют круг с обеих сторон. В центре – надпись в три строки «60 лет СССР». Еще ниже – «Москва-Кремль, 1982».

Медальон соединен с колодкой с помощью ушка. Колодка рельефная. В верхней части – аббревиатура «СССР», покрытая красной эмалью. Под ней – цифра «60» в золотистом цвете и в окаймлении лавровых ветвей. С обратной стороны на колодке есть булавка – для крепления памятного знака к одежде.

Накрывать стол с оливье и селедкой под шубой

Заказать из ресторана суши, устроить мексиканскую вечеринку или итальянский Новый год — кажется, традиционные оливье, селедка под шубой и бутерброды с красной икрой с каждым годом становятся все менее популярным праздничным угощением. Что ж, людей можно понять. За десятки лет традиционное меню приелось, салат оливье теперь можно купить даже в магазине у заправки, селедка под шубой теперь считается вредной для здоровья… Пожалуй, только бутерброды с красной икрой до сих пор остаются для многих желанным угощением.Скорее всего, это связано с высокими ценами на продукты. Мы все еще не можем позволить себе регулярно лакомиться этим деликатесом. Про сладости и говорить нечего. Раньше домашний торт был привычным украшением стола, теперь самодельные сладости — скорее экзотика.

Устраивать активный отдых

Новый вид зимнего спорта «диванинг» в последние 10 лет очень полюбился россиянам. Лечь перед телевизором с тазиком салатика и пролежать так до самого Рождества — вот что мы предпочитаем активному отдыху. А помните, как раньше? Сходить 1 января на каток или проторить лыжню по свежему снегу в лесу… Еще каких-то 30 лет назад трудно было представить лучший способ провести новогодние выходные! Традиция дарить новогодние подарки от Деда Мороза Все больше родителей считают: не стоит пудрить детям мозги и поддерживать их веру в новогоднего волшебника. Пусть с младенчества знают, что подарки приносят мама и папа, бабушка и дедушка. А как же история про волшебника, который залетает ночью в форточку? Или тихонечко прокрадывается в квартиру, пока все спят? А это чувство настоящего чуда по утрам, когда дети просыпаются рано-рано утром, чтобы быстрее посмотреть, что положил под елочку Дедушка Мороз? Увы, сказки в жизни в нашей жизни становится с каждым годом все меньше.

Серийные значки

Для производства серийных значков использовались алюминий, латунь, медные сплавы. Памятные аксессуары выпускались разного размера и формы.

Большой алюминиевый значок из юбилейной серии привлекает оригинальной формой и четкой прорисовкой каждого элемента. Изделие фигурное, в центре лицевой стороны расположен герб Советского Союза. Все детали государственного символа присутствуют: звезда, серп и молот, наложенные на земной шар, восходящее солнце, пшеничные колосья.

Над гербом – реющее красное знамя в золотистой окантовке. Полотнище покрыто красной эмалью, на нем золотистым выбита аббревиатура «СССР». Под гербом, в нижней части, – цифра «60». Она тоже выполнена в золотом цвете. По бокам от нее – лента, на которой красной эмалью начертаны даты «1922-1982». По краям с обеих сторон – миниатюрные флаги 15-ти республик, входивших в состав советского государства.

На оборотной стороне нагрудного значка – только булавка для крепления к одежде.

Еще один вариант нагрудного знака состоит из медальона и колодки. Медальон круглый. Как и в предыдущих вариантах, по обеим сторонам его обрамляет лавровый венок. В центральной части в три строки расположена надпись «60 лет СССР», а под ней – извивающаяся лента с красной звездой по центру.

Колодка компактная, пятиугольная, верхний прямоугольник покрыт красной эмалью. В левом углу звезда, серп и молот – как на флаге Советского Союза. В нижней части колодки, по центру, размещен государственный герб – он выполнен в цвете золота. Слева и справа от герба – даты «1922-1982». На внутренней стороне рисунков нет – только крепление-булавка.

Военные и послевоенные годы: мода как способ выжить

В годы войны вся швейная промышленность, конечно, обслуживала нужды фронта. Гражданское население обходилось своими силами: донашивали старое, перешивали и переделывали, пускали на одежду любой клочок ткани. Но при этом вплоть до 1943 года в СССР продолжали выходить модные журналы. Причем на их страницах войны как будто не существовало: изящные, женственные, легкомысленные платья…

В 1944 году ситуация с одеждой становится чуть лучше. Сначала в СССР начинает приходить гуманитарная помощь из США — посылки с одеждой, собранные рядовыми американцами. А потом наступила эпоха «трофейного шика». Трофейные наряды и трофейные фильмы полностью перевернули представления советских женщин о красоте и моде. Никогда они еще не видели таких тканей, расцветок, фасонов, качества, таких подчеркнуто чувственных образов.


Выпуск модных журналов возобновился сразу после войны. Еще раньше открылся Московский дом моделей, и в 1945 году там впервые в советской истории начали проводить открытые показы мод для населения — с комментариями искусствоведов о модных трендах. Открываются дома моделей в областных центрах и столицах республик. И всё же еще несколько лет в советской моде не происходит никакого развития: в то время как на Западе уже стал популярным предельно женственный стиль new look, наши дизайнеры по-прежнему предлагали устаревшие модели начала 1940-х — пальто и пиджаки с огромными милитари-плечами.

Так происходило не только потому, что легкая промышленность в СССР восстанавливалась медленнее, чем на Западе, объясняет Мэган Виртанен: в этом была и психологическая подоплека.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Оттепель, застой и перестройка: как идеология проиграла моде

С наступлением оттепели железный занавес начинает понемногу приоткрываться. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов — 34 тыс. участников из 130 стран мира! Это нашествие ярких, модно одетых, веселых молодых людей становится для их сверстников в СССР настоящим культурным шоком.

Модные журналы теперь публикуют модели зарубежных дизайнеров (в основном из стран соцлагеря, но иногда и «настоящую» заграницу). Модельеры из социалистических стран регулярно приезжают в СССР с показами, а в 1959 году происходит совсем уж небывалое: Москву посещают представители модного дома Christian Dior. Афиши гласили: «Французские моды. Христиан Диор»; 14 показов в течение пяти дней шли в битком набитом ДК «Крылья советов», а в перерывах модели в нарядах от Christian Dior гуляли по Москве. Это зрелище восхищало и угнетало советских модниц: еще пять минут назад они были уверены, что одеты стильно, и вдруг осознали, насколько их наряды устарели и как бесконечно отстала советская мода.

Тут даже чиновники впервые признали, что следует не противопоставлять советскую моду западной, а по возможности брать с нее пример. Так, в Ленинграде Исполком Ленгорсовета, утверждая в 1962 году положение о Художественном совете при Управлении швейной промышленности, рекомендовал оценивать новые модели «не только с точки зрения использования их в условиях советской действительности, но и с учетом развития международной моды».

Но модные дома и промышленное производство существуют будто в разных мирах. Сложилась парадоксальная ситуация: в домах моделей работали талантливые дизайнеры, которые возили свои коллекции на международные конкурсы, создавали новую моду, но эта мода никогда не запускалась в производство, не тиражировалась и не выходила на улицы. На открытых показах демонстрировали отличные коллекции, а фабрики производили нечто совершенно другое, унылое и устаревшее. Модные журналы писали о новых ярких трендах, а на прилавках были одни и те же «немаркие» мешковатые костюмы из дешевой ткани и с плохой фурнитурой. Фабрики устарели: оборудование нужно было менять, шить на нем более или менее сложные изделия было невозможно. К тому же советская легкая промышленность была неповоротливой: если уж модель ставилась на поток, то производилась годами, а с таким подходом о моде и разнообразии не может быть и речи. Показательная история приключилась с плащами-болонья: в начале 1960-х о них грезили все советские модники, но производство в СССР наладили только в самом конце 1960-х, когда болонья уже вышла из моды.

Всё это создало идеальные условия для спекулянтов и фарцовщиков. Массовые масштабы фарцовка приобрела после того самого фестиваля молодежи и студентов. Ей занимались все, кто только имел доступ к заграничной одежде: моряки и стюардессы, артисты и спортсмены, таксисты и даже партийные чиновники. Особо предприимчивые строили целые криминальные империи. Даже страх уголовного наказания никого не останавливал: спрос был огромен.

Тридцатые: «выглядеть не нигилисткой, а женщиной»

Следующее десятилетие ознаменовалось откатом к традиционализму. НЭП закончился, авангард разгромили, эпоха свободы и экспериментов осталась в прошлом. Наступали новые, консервативные, времена — и они требовали нового отношения к моде.

Презрение к моде как к мещанскому пережитку осталось в 1920-х, историк Наталия Лебина в книге «Советская повседневность: нормы и аномалии». В 1930-е годы, наоборот, всячески подчеркивается, что советский человек имеет полное право выглядеть красиво и аккуратно. Одежда призвана демонстрировать: тяжелые времена позади, благосостояние растет, жить стало лучше, жить стало веселей. Это особенно заметно по кинематографу тех времен: главная героиня, которая переезжает из деревни в город, получает образование и делает успешную карьеру, постепенно меняя деревенские ситцевые блузки на красивые платья; герой, который сначала был хулиганом, а потом под влиянием коллектива взялся за ум, к концу фильма переодевается в костюм и галстук. Смена гардероба становится показателем социального и культурного роста героев. (Впрочем, до определенного предела: если героиня уж слишком расфуфырена, то непременно окажется злодейкой, — это негласное правило действовало в советском кинематографе, пожалуй, до самого «Служебного романа».)

«Комсомольская правда», в 1920-х высмеивавшая модников, в 1933-м открыла рубрику «Мы хотим хорошо одеваться!» — и там никто уже не иронизировал над тем, что один из читателей самым счастливым днем своей жизни назвал «покупку бостонового костюма за 180 рублей».

Стремление хорошо жить и красиво одеваться больше не порицается — даже наоборот. Так докладчик на комсомольской конференции завода «Красный путиловец» в 1934 году: «Приходит на вечер комсомолка в крепдешиновом платье и над ней смеются. В каком уставе записано, что комсомолка не может явиться в крепдешиновом платье?! Надо нам следить, чтобы комсомолец ходил опрятно и чисто одетым, следил бы за собой. От прежнего типа комсомольца пора отвыкать!»

Интерес к одежде поощряется: выпускаются модные журналы (впервые не с рисунками, а с фотографиями манекенщиц), в «Работнице» выходят приложения с выкройками и схемами вышивок. В 1934 году в Москве начинает работать Дом моделей на Сретенке; вскоре дома моделей появляются и в других городах. В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены Главпарфюмерпрома — первая в стране косметологическая клиника.

Эта цитата хорошо иллюстрирует тот откат к традиционным гендерным ролям, который произошел в 1930-е: женщина вновь обязана быть женственной. Старый член партии большевиков З. Н. Немцова вспоминала, что в середине 1930-х женщинам, приглашенным на торжественные вечера в Кремле, прямо давались указания являться «не нигилистками в строгих английских костюмах с кофточкой и галстуком, с короткой стрижкой, а выглядеть женщинами и чтобы наряд соответствовал».

К сожалению, реальность сильно отличалась от того счастливого изобилия, которое рисовала пресса. В стране по-прежнему был дефицит одежды и обуви (до 1935 года и то и другое всё еще покупалось по карточкам), а достать качественное белье и чулки было практически невозможно. Наряды из модных журналов до производства не доходили, а если и доходили, то из-за отсутствия качественных тканей, красителей и оборудования массовая одежда выглядела гораздо хуже, чем мечталось модельерам.


С этим читают