Все что вы хотели узнать про парусное вооружение для катамаранов и байдарок/лодок!

Комплектация

Крепеж мачты на надувной лодке

1


Рангоут:      

    — труба низ мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.

    — труба верх мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.

    — труба опорная 30х30х2 мм.

2 шт.

    — труба подмачтовая 40х60х1400 мм.

1 шт.

2 Крепеж:

    — Винт М8х80 

4 шт.

    — Винт — кольцо М8х60 

3 шт.

    — Гайка самоконтрящяяся М8

1 шт.

    — Гайка барашек М8 

6 шт.

    — Шайба Ф8 увелич.   

8 шт.

3

Пластина узкая 

2 шт.

4

Пластина широкая     

1 шт.

5

Стакан мачты        

1 шт.

6

Лента с пряжкой 1 м.   

4 шт.

7

Паспорт            

1 шт.

8

Упаковка     

1 шт.

Грот «Латинский»

1

Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2

1 шт.

2

Рангоут:

    — труба нижний реек 30х1 мм


2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)

    — труба верхний реек 30х1 мм

3 шт.

3

Крепеж:

    — винт М6х25

4 шт.

    — гайка барашаек М6

4 шт.

    — шайба М6 увеличенная  

4 шт.

4

Скоба 32 мм

5 шт.

5

Карабин 5 мм

4 шт.

6

Крючек s-образный 3 мм

1 шт.

7

Лена с пряжкой

1 шт.

8

Веревка 5 мм – 0,5 м

2 шт.

9

Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)

1 шт.

10

Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)

1 шт.

11

Пакет п/э для паруса

1 шт.

12

Упаковка (п/э)

1 шт.

Шверцы с креплением на надувную лодку

1

Шверц (весло)  

2 шт. 2

Консоль на лодку

2 шт. 3

Пластина малая

2 шт. 4


Крепеж

    — Винт М10х50  

2 шт.

    — Винт М8х70  

4 шт.

    — Гайка-барашек М10   

2 шт.

    — Гайка-барашек М8 

4 шт.

    — Шайба Ф10

2 шт.

    — Шайба Ф8

4 шт.

5

Пакет упаковочный

1 шт.

Кормовая балка

1

Труба поперечная 30х30х2 мм.  

1 шт.

2

Труба продольная 25х25х2 мм. 

1 шт.

3

Крепеж

    — винт М8х70      

2 шт.

    — гайка барашек М8

2 шт.

    — шайба Ф8 увелич.

2 шт.

    — крючек S-образный 4мм.

2 шт.

4

Лента с пряжкой 1 м.

2 шт.

5

Опорная пластина малая под М8

1 шт.

6

Описание.

1 шт.

7

Упаковка (пакет п/э)

1 шт.

Эксплуатация, уход, ремонт, хранение.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.


Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C. 

Двухместная мотолодка «Вега-1»

От редакции. Представляем еще одну самодельную мини лодку, построенную своими руками из фанеры. «Вега» — плоскодонная лодка, поэтому устанавливать на ее днище продольные реданы, особенно в кормовой части, не имеет смысла. Рейки треугольного сечения, закрепленные на днище, могут служить только защитой обшивки от истирания о песок, но отнюдь не гидродинамическими профилями. Напомним, что рабочие грани продольных реданов должны быть горизонтальными, свободные кромки — острыми, а дают эффект они только на днище с достаточно большой килеватостью (свыше 5 °).

Выступающий за транец участок днищевой обшивки применяется на лодках с чрезмерно кормовой центровкой для того, чтобы перенести назад и точку приложения гидродинамической подъемной силы. В данном случае этот выступ, так же как и отгиб днища вниз, оказались, очевидно, излишними.

При создании проекта этой скоростной прогулочной мини мотолодки мне хотелось, чтобы она обладала не только высокой скоростью, но и была надежной, легкой, транспортабельной и, конечно, красивой. К моменту написания статьи на «Веге-1» уже пройден 1500-километровый маршрут по Дону. И должен сказать, что в этом испытательном пробеге она превзошла все мои расчеты и ожидания.

Основные технические данные лодки
Длина, м 2,80
Ширина наибольшая, м 1,35
Высота борта, м 0,55
Вес корпуса, кг около 60
Максимальная мощность двигателя, л. с. 12
Скорость под мотором Ветерок-12, км/час:  
          с одним чел. более 45
          с двумя чел. 40

Благодаря минимальному количеству шпангоутов фанерный корпус самодельной мини лодки получился не только легким, но и простым по конструкции. Был соблазн отказаться и от скуловых скосов, что еще больше упростило бы постройку, однако мне кажется, что они улучшают остойчивость, а также вместе с фальшкилями-реданами способствуют повышению устойчивости лодки на курсе. Для уменьшения замывания скосов края днища немного выпущены (по ширине) наружу и служат своеобразными брызгоотбойниками. По верхней скуле выпущена вниз кромка бортовой обшивки.

«Хариус» — фофан из фанеры

Публикуемые чертежи и проект простой по конструкции гребной лодки фофан, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых для самостоятельной постройки.

Незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.

Со временем сокращалась, а затем и совсем прекратилась серийная постройка деревянных лодок (говорят, что хороший «шлюпочник» — тонкие доски, имеющие минимум дефектов, — стал дефицитным, да и для верфей столь дешевая продукция стала невыгодной), утратила свою чистоту вода рек и заливов близ больших городов — теперь, чтобы выкупаться и приятно провести время на берегу, нужно отъехать от города на 50 и более километров. Может быть, поэтому стали столь редкими здесь гребные лодки и шлюпки, уступив свои позиции быстроходным моторным лодкам.

А между тем, отсутствие полноценной замены «фофана» в ассортименте поступающих в торговую сеть лодок с каждым годом ощущается все более остро. Вместительные гребные лодки необходимы жителем поселков, расположившихся на берегах озер и небольших рек; без такой лодки становится неполноценным отдых горожан — владельцев садовых участков и дач, если рядом, по крайней мере, протекает речка с глубиной около полуметра. Гребные лодки нужны базам отдыха, туристским базам и пунктам проката на излюбленных рыболовами-любителями озерах. Именно для этого довольно широкого круга лиц, предпочитающих отдых на экологически чистых акваториях, и предназначен проект «Хариуса» — упрощенного варианта лодки «фофан».

Основные данные гребных лодок «Хариус» и типа «Фофан»
  «Хариус» «Фофан»
Длина наибольшая, м 4,30 4,37
Длина по КВЛ, м 4,01 3,61
Ширина наибольшая, м 1,37 1,43
Ширина по КВЛ, м 1,00 1,09
Высота борта на миделе, м 0,48 0,48
Водоизмещение по КВЛ, м³ 0,24 0,16
Масса корпуса, кг 90 75
Допустимая нагрузка, чел. 4 5
Примечание: КВЛ — конструктивная ватерлиния для обеих лодок при осадке 0,15 м

Обе лодки имеют одинаковые главные размерения и, хотя существенно различаются по обводам корпуса, практически идентичные ходовые качества, остойчивость и всхожесть на волну. Обводы «Хариуса» больше напоминают другую гребную лодку, в прошлом широко использовавшуюся для прибрежного морского рыболовного промысла, — дори. От дори предлагаемая лодка отличается меньшим наклоном форштевня и транца, большей длиной по килю, килеватым и более широким днищем.

Треугольные паруса в комбинации.

Работа каждого треугольного паруса самого по себе гораздо более проста, чем в комбинации передний парус-грот парусного вооружения шлюпа. Паруса работают настолько близко между собой, что оказывают существенное влияние друг на друга. Наиболее интересной особенностью совместной работы двух треугольных парусов является способность совместно производить большее двигающее усилие на лодку, чем сумма усилий, производимых каждым в отдельности.

Раньше восходящий поток определялся как увеличение угла потока непосредственно над крылом. Однако также существует соответствующее изменение угла так называемого нисходящего потока сразу позади крыла. Данный поток, сходя с крыла, отклоняется на угол, меньший, чем у исходного потока. Это является причиной хорошо известного под названием “испорченного ветра” (“badair”) эффекта, который испытывают оказавшиеся позади других идущие в бейдевинд лодки.

Грот в парусном вооружении шлюпа работает под воздействием нисходящего потока от носового треугольного паруса (стакселя или генуи), что существенно уменьшает угол воздушного потока, попадающего на грот, по сравнению с углом потока, падающим на геную. Это снижает толкающее усилие, производимое гротом.

Наблюдаемый эффект, известный под названием “отбор ветра”, частично является результатом нисходящего потока от генуи, а частично — влиянием повышенного давления на наветренной стороне носового треугольного паруса, когда он излишне близко установлен к передней части подветренной стороны грота. При этом мягкий материал грота выталкивается давлением в наветренную сторону, образуя продольную складку вдоль перестающей работать передней шкаторины грота.

Генуя в парусном вооружении шлюпа, напротив, работает в условиях восходящего потока от грота. Ветер в виде потока, направленного на переднюю шкаторину генуи, оказывается под влиянием восходящего потока от грота. Следовательно, носовой треугольный парус, помещенный перед гротом, получает больший угол потока, чем он мог бы иметь в отсутствие грота, что приводит к увеличению толкающего усилия, который производит, собственно, сама генуя. Таким образом, в то время как грот фактически испытывает неблагоприятное влияние со стороны носового треугольного паруса, то последний, наоборот, выигрывает от присутствия грота, получая более интенсивный поток на своей подветренной стороне. Скорость потока при этом увеличивается, давление снижается и толкающее усилие растет. Окончательным результатом является общее увеличение суммарного толкающего усилия от обоих за счет того, что рост эффективности работы генуи превышает потери, понесенные гротом.

Этот эффект яхтинга обратный тому, что происходит с лодкой в бейдевинде, когда она получает “испорченный ветер” (нисходящий поток) от лодок, идущих впереди с подветренной стороны. И наоборот, лодки, находящиеся под ветром впереди, получают дополнительный набегающий поток (“хороший ветер”) и оказываются в выигрыше по сравнению с расположенными на ветру и несколько позади лодками, создающими в результате эффект подъема ветра идущим впереди лодкам. Это тот же самый феномен яхтинга, который происходит с носовым треугольным парусом, когда он выигрывает от совместной работы с гротом в составе парусного вооружения шлюпа.

Другим следствием разницы в углах потока, которые треугольные паруса испытывают от взаимного присутствия, является необходимость подбирать грот под более острым углом к оси лодки, чем геную, которую часто достаточно оставлять в положении за бортом. Этот угол равен разнице углов восходящего потока на носовой треугольный парус и нисходящего потока с грота.

Подготовка к эксплуатации

Установка мачты

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

Сборка и установка грота «Латинский»

Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.  

Виды парусных кораблей

Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.

Название судна Назначение корабля Количество мачт Паруса на мачтах Дополнительные характеристики судна
Аак Грузовой, транспортный 1 2-3 прямых паруса Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно.
Барк Транспортный 3, 4, 5 Прямые; на бизань-мачте — косые Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно.
Баркентина Грузовой 3, 4, 5, реже 6 Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. Появление – 50-е годы 19 века.
Бомбарда или бомбардирский корабль Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) 2, 3 Прямые и косые на всех мачтах. 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу.
Бриг Конвойный 2 Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах.
Бригантина Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. 2-3 Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались).
Буер Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. 01.02.18 Косые Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку.
Галеон Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. 2-4 Прямые; на бизань-мачте – косые. Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией.
Джонка Военное, потом грузовое судно. 2-4 Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн.
Иол (или йол) Военный, рыболовный 2 Косые Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой.
Каравелла Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. 3-4 Прямые (первые две мачты), косые. Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра.
Каракка Военный, торговый (16-17 век). 3 Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе.
Карбас Промысловое, грузовое, транспортное. 1-2 По 2 прямых паруса на мачте. Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие).
Кеч (кэч) Рыболовные, спортивные. 2 – (только грот- и бизань-мачта) Косые Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью.
Клипер Военный (дозор, разведка). 3-4 Прямые Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн.
Люггер Военное (разведывательное, посыльное). 2-3 Прямые Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек.
Тендер Военно-вспомогательное 1 мачта Косые Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек.
Флейт Военные (транспортировка) 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек.
Фрегат Боевой 3 Прямые, на бизань мачте — косые. Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат.
Шлюп Военный, экспедиционный 3 Прямые Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками.
Шхуна Торгово-грузовые 2-3 Косые Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США.
Яхта Спортивное, туристское, может быть личным От 1 до нескольких мачт Прямые, косые Быстрое, легкое судно.

Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.

Парусные лодки ВИЗА Комби

Парусная лодка «ВИЗА Комби-395»

Длина корпуса, м: 3,95
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 5
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 4
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 8
Цена: от 173900р.

Парусная лодка «ВИЗА Комби-395 без парусного вооружения»

Длина корпуса, м: 3,95
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 5
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 4
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 8
Цена: от 88900р.

Парусная лодка «ВИЗА Комби-305 со Стакселем и Булями»

Длина корпуса, м: 3,05
Длина габа­рит­ная, м: 3,2
Ширина габа­рит­ная, м: 1,85
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 4
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 3
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 5
Цена: от 155900р.

Парусная лодка «ВИЗА Комби-305 с Булями»

Длина корпуса, м: 3,05
Длина габа­рит­ная, м: 3,2
Ширина габа­рит­ная, м: 1,85
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 4
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 3
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 5
Цена: от 141900р.

Парусная лодка «ВИЗА Комби-305»

Длина корпуса, м: 3,05
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 4
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 3
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 5
Цена: от 129900р.

Парусная лодка «ВИЗА Комби-305 без Парусного Вооружения»

Длина корпуса, м: 3,05
Коли­чес­тво пас­са­жи­ров: 4
Коли­че­ство пасса­жиров под парусом, чел.: 3
Мак­си­маль­ная мощность под­вес­ного мотора, л.с.: 5
Цена: от 69900р.

Изолированные треугольные паруса.

Изолированный грот сам по себе (без такелажа) имеет треугольную форму, но если мачта близка к вертикальному положению, то грот закручивается вперед. Напомним, что стреловидность в яхтинге измеряется по отношению к 25% хордной линии, которая в случае треугольного паруса и вертикальной мачты наклонена вперед. Эта фактически отрицательная стреловидность оказывает сдерживающий эффект на рост восходящего потока, вызываемого клиновидной формой треугольного паруса. Реальная степень увеличения интенсивности восходящего потока будет зависеть от фактических значений клиновидности, стреловидности и относительного удлинения (высота/ширина) паруса. Поскольку треугольный парус работает в закрученном воздушном пространстве, образованном движением лодки в земном граничном слое, то ему необходимо соответствующая степень собственного закручивания.

Наклон мачты назад увеличивает стреловидность и вызывает рост восходящего потока к вершине треугольного паруса, заставляя его быть более закрученным. Стреловидность и клиновидность генуй и стакселей по определению очень высоки. Оба эти фактора в сочетании с закручиванием вымпельного ветра вызывают значительный рост восходящего потока в верхней части.

Корпус теоретического чертежа катера «Морж»

Таблица плазовых ординат

Линия/№ шпангоута 1 2 3 4 5 6 7 Тр.
  Высоты от ОЛ, мм
Борт — ЛБ 1408 1368 1330 1290 1250 1217 1182 1160(1165)
Скула — ЛСк 554 413 312 258 230 222 222 222(226)
Киль 212 20 65 127 176 180
  Полушироты от ДП, мм
Борт — ЛБ 620 986 1110 1120 1115 1086 1019 945
Скула — ЛСк 230 688 912 980 975 946 896 850
Примечание: размеры в скобках даны для построения обводов транца.

В соответствии с принятой концепцией ограничения мореходности и обеспечения максимума комфорта, линия скулы в носовой части имеет сравнительно небольшой, умеренный подъем. Это позволяет получить больший объем носовой каюты и упрощает постройку корпуса катера.

Важную роль играет плавник на кормовой половине днища: он повышает боковое сопротивление дрейфу, способствует устойчивости катера на курсе в свежий ветер.

Полное водоизмещение катера при выходе в плавание с четырьмя человеками, полным походным снаряжением на борту и с запасом горючего на 150 км пути (около 90 л) составит около 1400 кг. При такой нагрузке для полной отдачи мощности двигателя оптимален гребной винт с шагом 230—240 мм при диаметре 240 мм (для «Вихря-М» и «-30»). Штатный винт в данном случае абсолютно непригоден, так как плавание с ним будет проходить с уменьшенной скоростью и чрезмерным расходом горючего.

При установке второго мотора (общая мощность 50—60 л. с.) можно ожидать повышения скорости до 30 км/ч при расходе горючего около 0,9 л/км. При этом уже могут быть использованы как штатные винты, так и винты с шагом 280 мм. Но, повторяем: обводы выбраны оптимальными для меньшей скорости, поэтому при двухмоторной установке потребуется принять ряд мер к снижению ходового дифферента катера. Чтобы компенсировать влияние смещения центра тяжести в корму, придется передвинуть в нос часть тяжелых грузов, например, разместить под настилом носовых коек цистерну пресной воды емкостью 60—70 л. Потребуется установка транцевых плит (см. справочник «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах». Л., «Судостроение», 1977 г.) или наделка клиньев на днище у транца.

Тем, кто с самого начала рассчитывает использовать лодку преимущественно с парой 25—30-сильных моторов, стоит заранее немного изменить обводы кормовой части корпуса: увеличить осадку транца и соответственно уменьшить подъем днища в корме, может быть, немного увеличить килеватость днища.

Хотя при плавании в переходном режиме вес судна оказывает меньшее влияние на скорость, чем при чистом глиссировании, все же необходимо сделать корпус достаточно легким: имеющаяся мощность — 30 л. с. — не так уж велика! Если днище не будет оклеиваться стеклопластиком, его следует обшить 8-миллиметровой фанерой; годится фанера марки ФСФ хорошего качества. При оклейке же корпуса (два слоя на днище, один на бортах) достаточно 6-миллиметровой фанеры и на днище и на бортах.

Корпус катера «Морж» предлагается строить с продольно-поперечной системой набора при относительно небольшом количестве шпангоутов, которые при поперечной системе отнимают много полезного объема внутри судна, существенно увеличивают вес корпуса и трудоемкость постройки. В данном случае основой поперечного набора, задающего форму корпуса, служат транец, три переборки и всего четыре шпангоута, собираемых из сосновых реек сечением 22X60.

Общее расположение катера «Сивуч»

увеличить, 1181х1493, 226 КБ1 — рулевое устройство; 2 — румпельный отсек: 3 — спальная каюта; 4 — сдвижной люк; 5 — выгородка койки в кокпите; 6 — кокпит; 7 — капот двигателя; 8 — главный салон; 9 — полка для посуды; 10 — сиденье (складное) водителя; 11 — рукоятка подачи топлива (или привода дроссельной заслонки); 12 — рукоятка реверса; 13 — дверца платяного шкафа; 14 — носовой кубрик; 15 — откидной люк; 16 — полка; 17 — форпик; 18 — рундук; 19 — пайол; доски 20 мм, сверху — линолеум; 20 — подножка водителя; 21 — провизионный шкаф; 22 — место для мусорного ведра; 23 — шкаф для провизии и посуды; 24 — двигатель; 25 — дейдвудная труба; 26 — сиденье; 27 — двухспальная койка; 28 — топливная цистерна; 29 — газовая плита в карданном подвесе; 30 — раковина; 31 — полка для пособий по навигации; 32 — стол для карты; 33 — сетка для личных вещей; 34 — койка; 35 — полка в форпике; 36 — унитаз с прокачкой забортной водой; 37 — диван, внизу рундук; 38 — стол; 39 — аккумуляторная батарея; 40 — комод; 41 — рундук; 42 — картина; 43 — дверь в спальную каюту: 44 — полочка для посуды; 45 — трап; 46 — ниша для швартовных концов и кранцев; 47 — дверь в салон; 48 — иллюминатор в переборке; 49 — откидное сиденье; 50 — съемный настил над цистерной; 51 — моторный отсек; 52 — открывающийся иллюминатор; 53 — дверца форпика; 54 — дверь; 55 — выгородка места водителя; 56 — штурвал; 57 — открывающийся иллюминатор; 58 — глухой иллюминатор; 59 — спинка дивана; 60 — ниша для посуды; 61 — полки для одежды; 62 — платяной шкаф; 63 — дверь в туалет; 64 — открывающийся иллюминатор; 65 — откидной умывальник; 66 — иллюминатор рубки; 67 — дополнительные иллюминаторы на правом борту.

Предлагаемый вариант оборудования — типовой для катеров длиной 8,5—9,5 м — обеспечивает достаточный комфорт на борту для группы из 6 чел. в дальнем путешествии по внутренним водным путям. Детали оборудования и качество их исполнения зависят от изобретательности и искусства строителя, а также от качества материалов, которыми он располагает

Важно только, чтобы вес каждого узла был по возможности минимальным. Конструкция мебели должна обеспечивать вентиляцию пространства у бортов и днища, не затруднять доступ к любой части наружной обшивки для ремонта

От вентиляции зависит продолжительность жизни катера, так как в плохо вентилируемых пространствах — «закутках» — быстро образуется гниль, древесина поражается грибковой плесенью, фанера начинает расслаиваться.

Следует предостеречь строителей от применения таких отделочных пород как бук и береза, которые в условиях повышенной влажности быстро чернеют, особенно у металлического крепежа.

Для циркуляции воздуха в закрытых мебелью или бортовой зашивкой пространствах нужно предусмотреть отверстия как в нижней, так и в верхней части зашивки, закрывая их при необходимости декоративными решетками. На верхних гранях бортовых и скуловых стрингеров нужно сделать стоки для собирающегося на бортах конденсата; водопротоки во флорах у киля должны отводить воду в самое глубокое место трюма — к водозаборнику осушительной помпы.

Если устанавливается бензиновый двигатель, необходимо тщательно проработать вопросы вентиляции моторного отсека и отсеков, где будут размещены топливные баки, — они должны быть отделены от двигателя негорючими переборками. Аккумуляторную батарею лучше установить в отдельном отсеке, изолированном от двигателя и топливных баков и хорошо вентилируемом. В крайнем случае, аккумулятор можно поместить в металлический ящик, снабженный герметичной крышкой и вентиляционным патрубком, выведенным в комингс кокпита.

Заправочные горловины и вентиляционные трубки баков обязательно надо вывести на палубу катера, чтобы случайно пролитое топливо не попадало в трюм. Газовый баллон для плитки может быть расположен в рундуке по правому борту кокпита.

Пост управления катера «Сивуч» желательно оборудовать складным креслом, чтобы водитель мог при желании управлять катером и стоя. Не повредит и сдвижной люк в крыше рубки над водителем; высунувшись в такой люк, он получает прекрасный обзор на 360° и вверх, что бывает необходимо, например при шлюзованиях, и в некоторых других сложных условиях плавания.

Катер «Сивуч» должен быть оборудован предписанными правилами плавания по внутренним водным путям (и МППСС-72, если катер будет выходить в море) сигнально-отличительными огнями; должно иметься якорно-швартовное устройство, спасательные средства и т. п.

Д. Антонов, «Катера и яхты» №113.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Литература

  • Андерсон Ричард, Андерсон Р. Ч. Парусные корабли. История мореплавания и кораблестроения с древних времен до ХIХ века. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2014. — 190 с.: ил. — (Всемирная история). — ISBN 978-5-9524-5143-8.
  • Балакин С. А., Масляев Ю. Л. Парусные корабли. — М.: «Аванта+», 2003. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.
  • Власов В. К. Полезный ветер. От паруса до… — Долгопрудный: Интеллект, 2017. — 256 с.: ил. — ISBN 978-5-91559-228-4.
  • Волковский Д. Н., Задоя И. А., Прокофьев А. М. и др. Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Полигон, 1995. — 576 с.: ил. — (300-летию Российского флота посвящается). — ISBN 5-86617-014-0.
  • Гуляш Штефан. Парусники / Пер. со словац. В. Кошкина. — Мн.: Лильт, 1996. — 224 с.: ил. — (Малая энциклопедия). — ISBN 985-6301-01-7.
  • Джорджетти Франко. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. — М.: ООО Изд-во «АСТ»; Астрель, 2011. — 304 с.: ил. — (Фотоискусство). — ISBN 5-17-015241-8.
  • Дыгало В. А. Парусники мира. — М.: Восточный горизонт, 2002. — Ч. 1—2. — 96+96 с. — ISBN 5-93848-006-X.
  • Курти Орацио. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Пер. с итал. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.: ил.
  • Рославлев Л. И. Парусники мира. — М.: Майор, «Издатель А. И. Осипенко», 2001. — 400 с.: ил. — (Мир увлечений). — ISBN 5-901321-01-4.
  • Фирст Павел, Паточка Вацлав. Паруса над океанами / Пер. с чеш. Е. С. Тетельбаума. — Л.: Судостроение, 1977. — 176 с.

С этим читают