Пассионарная теория этногенеза

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности  (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).


Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

  1. Симбиоз – каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения – это так называемые «гости», то есть те, которые живут не в своей этнической системе. Главным условием получения такого статуса является изолированность от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера – это этнос, не имеющий изолированности от «хозяина». Чаще всего в такой способ взаимоотношений вступают два суперэтноса, обладающие взаимной отрицательной комплиментарностью, что приводит к кровопролитным войнам и разрушениям, а также к уничтожению одного или обоих участников конфликта.

Критика пассионарной теории этногенеза

Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Некоторые историки критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, Виктор Шнирельман и Сергей Панарин, указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее

…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.

Л. С. Клейн считает, что «предложенные Л. Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено на песке. Потому что какой смысл говорить о начале существования этноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этнос или уже новый?». Он же указывает на методологическую слабость провозглашаемой Гумилёвым опоры на данные естественных наук — служащую, по его мнению, основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования 14C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации. К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называя их.

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“».

А. Л. Янов утверждает, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. В. Бромлей и В. А. Шнирельман.

В. А. Шнирельман к тому же высказывает мнение об антисемитизме Гумилёва:

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».

Сам термин «пассионарность» был создан российским ученым на обозначение внутреннего стремления индивидуума к активной деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (не всегда позитивной). Иными словами, этот термин указывает на стремление (способность) человека изменять окружающий мир путем аккумуляции большого количества психической энергии и передачи ее другим людям, вдохновляя их на жертвенный подвиг, общее великое дело, удовлетворение своего безмерного честолюбия и даже разбойничье завоевание.

Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.

Рисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

1.4. Заразительность пассионарности

Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, ко­торое чрезвычайно важно. Она заразительна

Пассионарность ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела.

Этим качеством в огромной степени обладал А. В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию против стой­ких французских армий, которыми командовали лучшие фран­цузские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов одер­жал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев ник­то в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой бое­способности, это ведь были такие же славяне: хорваты, слова­ки, чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, кото­рыми были опрокинуты французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого.

Каждый жи­вой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым био­химической энергией живого вещества.


Гумилёв рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда этнос можно представить себе в качестве системы колебаний опре­деленного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов раз­ных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чув­ствуем, что это чужой, не свой человек.

Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удов­летворительно объясняет все наблюдаемые этнические колли­зии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача — описание феномена, а интерпрета­ция его причин может в будущем варьировать, что не будет вли­ять на полученные нами результаты.

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия, т.8 М., 2007, с.155.
  2. Дугин А. Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  3. Данилевский И. Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.
  4. Тортика А., Михиев В. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — Ч. 1. — М. — 2001. — С. 149—178.
  5. О. М. Распопов (ИЗМИРАН) , В. А. Дергачев (ФТИ им. Иоффе). . 29-я Всероссийская конференция по космическим лучам (2006). Дата обращения 11 мая 2011.
  6. От Руси до России. СПб., 1992. С.335.
  7. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С.335.
  8. Гумилев Н. «Год рождения 1380» // Декоративное искусство. 1980. № 12. С.37.
  9. Леонтьев К. Собрание сочинений. Т.5. М., 1912. С. 120.
  10. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг., 1923. С.54-59.
  11. Яков Лурье. . Опубликовано в журнале «Звезда», 1994 №10. С. 167 – 177. (1994). Дата обращения 24 июня 2009.
  12. Янов А. Л. . Опубликовано в журнале «Свободная мысль», 1992, №17. – С. 104-116. (1992). Дата обращения 8 сентября 2009.
  13. Вестник Ленинградского университетата. 1971. № 12. Вып. 2. С. 86—95.
  14. Шнирельман В. А. Евразийцы и евреи // Вестник Евразии. № 1. 2000.

2.2. Фазы этногенеза.

Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это­го квартала — фанариоты долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив­ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по­мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер­претировать. А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо­бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло­ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол­го, но эстафета культурной традиции была передана.

Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо­статка культурного общения. Никто из собеседников не мог оце­нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро­датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны.

Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож­но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ­ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге­нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы от­нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память — памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян­ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания — тоже сила.

Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без­надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед­ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега­ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен­ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи­нальные фазы этногенезов.

Новый пассионарный взрыв — мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре­гионах земной поверхности.

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 810 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемы

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 810 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

[править] Типажи

Субпассионарий

Типаж с низкой пассионарностью. Жлоб. В будущее не смотрит, идеалов не имеет, вся жизнь сводится к пожрать, найти бабу и выпить. Работать, что характерно, не любит и легко ведётся на призывы хитрых личностей к всеобщей справедливости, «взять всё, да и поделить!». На ранних стадиях развития этноса никем не ценится, используется как пушечное мясо, на поздних стадиях преобладают и сами заказывают музыку. Собственно, это и служит основным индикатором упадка конкретной цивилизации. В общем, это — человек, которому до фонаря все высокие идеалы, но дорога собственная шкура и создать что-то новое не дано.

Гармоничный человек

Этот типаж составляет большинство. Способны к нормальному существованию и продуктивной деятельности, однако родить идею, написать шедевр им не под силу. У такого человека «здорового обывательского цинизма» ровно или примерно столько, сколько нужно для нормальной жизни. Вообще, гармоничникам не везет во всех фазах, кроме гомеостаза, где, кроме них, в популяции никого не остаётся. В остальные времена их либо цинично используют, либо откровенно выпиливают нахер.

Пассионарий

Собственно человек действия, сжигаемый страстью. Если страсти чрезмерны, способны пожертвовать и своей, и чужой жизнью, да и всем остальным, лишь бы страсть эту унять, часто вопреки здравому смыслу. Такие перегретые товарищи рождают идеи мирового господства, идут на костёр или религии, жгут евреев в печах, линчуют негров, проповедуют новые религии. Если пассионарность не зашкаливает, мирно занимаются искусством, богословием, наукой, насрав на всё остальное.

Рулят процессами этногенеза, пока к инерционной фазе так всех не заёбывают, что наиболее буйных выпиливают, а деятельность менее буйных возвращают в цивилизованное русло.

Развитие этногенеза


По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

[править] Параллели с языком Луркоморья

Понятия «гармоничный человек» у Гумилёва и «быдло» в lm-спике совпадают по смыслу чуть менее, чем полностью. А вот небыдло в lm-спике — какая-то гремучая смесь пассионариев и субпассионариев по ЛНГ.

N.B.
Гумилёв пишет: Субпассионарий полагает, по собственной несокрушимой логике, что будущего никто предвидеть не может, так как он, получатель хлебного пайка и зритель цирковых представлений, не умеет делать прогнозы на основании вероятности. Поэтому он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Носителей второй он считает своими личными врагами и расправляется с ними при каждом удобном случае. … Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена «бродягами» и профессиональными сенатами-наёмниками (ландскнехтами).

Если проводить смысловой анализ, можно сказать, что субпассионарий — гопник, а пассионарий — небыдло.

Личностей sort of (не)быдло, вероятно, тоже следовало бы отнести к пассионарностям. Такие действительно существуют. Если не Гитлер, то Дали уж наверняка

ЛНГ неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, силой воли и т. д

Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это понятия не взаимоисключающие и без чётких границ.

Наконец, пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями. Как-то так.

[править] Wtf is this?

По Гумилёву, сабж заключается в готовности индивида к самопожертвованию во имя любой, даже самой бредовой идеи. Пассионарий не может жить спокойно, а должен либо стать героем, либо претворить в жизнь свои идеи. Хикки, отравившийся из-за несчастной любви, к их числу не относится. В принципе понятие пассионарий близко к параноику. А некоторые виды паранойи полностью подпадают под определение пассионарности, в частности, религиозная, паранойя изобретательства.

По оригинальной мысли, пассионарность — это потенциал к активной деятельности и прогрессу. Соответственно, «пассионарий» можно использовать в качестве ругательства, обозначающего гиперактивность на грани с шизофренией. 95% случаев употребления сего недотермина возникают в контексте жалоб на недостаток свершений.

Любимым пассионарием Гумилёва, кстати, был Чингисхан.

2.3. Этническая регенерация.

Итак, мы рассмотрели все известные в этнической исто­рии фазы этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об одном специфиче­ском свойстве этногенеза — способности этноса к регенерации.

Суть этнической регенерации — это частичное восстанов­ление этнической структуры, наступающее после периода дес­трукции. Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза?

В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблю­дается, поскольку пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса.

В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, по­скольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничто­жением собственных сограждан, когда они начинают бороть­ся друг с другом,


Принцип «Будь самим собой» — это принцип обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших — шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государ­ственную систему, при которой он существует, и естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными.

Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомне­ние сам факт существования огромной страны. Только усили­ями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мини­ным и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть ка­кой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской ко­лонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго — растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями рас­кола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелец­ких бунтов и петровских казней. Пассионарный перегрев сно­ва вступил в свои права, и снова каждый стремился быть ори­гинальным.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня

Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца.

Из всего вышесказанного я сделала вывод, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера людей и назван им пассионарностью.

Список литературы

1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и эт­нос: IX). «Вестник ЛГУ», 1970, № 12.

2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. — «Доклады Геогра­фического общества СССР», 1970, вып. 5

3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Лан­дшафт и этнос: XIV). — «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.

5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история приро­ды. М., 1993.


С этим читают