Пергамский музей

Компенсация убытков

Во время войны территория Советского Союза, оказавшаяся в зоне оккупации, подверглась безжалостному разграблению. Наша страна понесла колоссальные убытки, в том числе были утрачены многие предметы искусства, шедевры живописи и скульптуры. Чтобы хоть как-то компенсировать эти потери, академик Игорь Грабарь, в молодости живший в Берлине и хорошо знавший берлинские музеи, предложил вывезти из Германии ряд художественных ценностей. С его подачи был составлен список наиболее значимых предметов искусства, и первым в нём стоял Пергамский алтарь. Весной 1945 года ящики с демонтированным сооружением перевезли на территорию будущей ГДР, а уже оттуда их доставили в Эрмитаж. Там с алтаря сняли гипсовые слепки и… спрятали от посетителей на целых 13 лет. Почему? Этот вопрос многим тогда не давал покоя. В итоге родилось предположение, будто советскую власть интересовала не столько художественная ценность древнего артефакта, сколько его оккультное значение, с этой целью он якобы и был вывезен из Германии. Основания для этих слухов были, но, прямо скажем, слабоватые. Ещё в Берлине подле алтаря часто видели ученицу знаменитого мага Кроули — Лию Хирсиг. Её заподозрили в свершении каких-то тайных обрядов. Но никаких подтверждений этому, разумеется, не нашлось. Плюс к тому в 1936 году нацистская верхушка, ассоциирующая себя с олимпийскими богами, организовала у подножия Пергамского алтаря обед, посвящённый началу Олимпийских игр. В итоге на этих соревнованиях Германия одержала сокрушительную победу, на голову обставив всех своих соперников. Немцы завоевали 89 наград и стали первыми в медальном зачёте. Для сравнения: США, занявшие вторую позицию, имели на своём счету 56 наград… Как бы там ни было, в 1958 году Хрущёв приказал вернуть Пергамский алтарь ГДР. Взамен немцы обязались сделать его копию из гипса, которая по сей день находится в Санкт-Петербурге в академии им. А.Л. Штиглица. А настоящий Пергамский алтарь занял своё законное место в Пергамон-музее в Берлине. Правда, в последнее время Турция выдвигает требование вернуть алтарь на его историческую территорию.


Знаменит, но беден

В отличие от нашедшего Трою миллионера Генриха Шлимана, Карл Хуман не был богат. Ему пришлось продать все, что он имел, чтобы платить рабочим, которые трудились на раскопках. Хуман умер от лихорадки в 1896 году в Измире. Его похоронили на том месте, где когда-то стоял Пергамский алтарь. Именно Пергамский алтарь взял за образец архитектор Алексей Щусев, когда проектировал временный деревянный мавзолей Ленина. Об этом свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Перед ним была поставлена задача построить некрополь — величественный и лаконичный, и он создал проект требуемого здания всего за несколько часов. Кстати, совпадение это или нет, но один из храмов, стоящий рядом с Красной площадью, посвящён Антипе Пергамскому — святому, некогда замученному язычниками из Пергама.

Метки: Германия, скульптура, Древняя Греция, Все загадки мира, Сатана, Малая Азия, Зевс, город, Берлин, престол, алтарь, Пергам

От Берлина до Москвы

Рельефы Пергамского алтаря были признаны лучшими образцами искусства эллинизма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещённых европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олимпа, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов «Престол сатаны» ассоциировался с жертвенностью и героической смертью. Очевидно, что эта «Любовь» гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарём ассоциации с сатанизмом. C 1912-го по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построили музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского сооружения. В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета. В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован. После победы СССР над нацистской Германией «Престол сатаны» был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращён в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов. До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ленина был создан архитектором Щусевым по подобию «Престола сатаны». Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с правой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы «Ленин» якобы написаны на камне, который лежал на входе в жертвенный зал. Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена. Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мрамора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, чёрного Лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив чёрного Лабрадора, который был привезён из Житомирской области. Первоначальный вес монолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нём осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным трудом, и это стало основой легенды о камне с «Престола сатаны». Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.

Метки: Загадки истории, Германия, Сатана, Петербург, Зевс, Берлин, престол, алтарь, Пергам, фриз

Собрания Пергамского музея

В Пергамском музее размещаются три собрания государственных музеев Берлина: Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.

Античное собрание

Античное собрание Пергамского музея принадлежит к важнейшим мировым коллекциям древнегреческого и древнеримского архитектурного искусства.

Главный экспонат собрания дал название самому музею — это Пергамский алтарь. Выстроенный в период от 180 до 160 годов до нашей эры, храмовый алтарь из города Пергама относят к шедеврам искусства древней Греции. Скульптурный фриз на фасаде храма демонстрирует борьбу олимпийских богов с гигантами.

Блестящим образцом древнеримского искусства являются ворота рынка в Милете, относящиеся к 100 году нашей эры.

Собрания Переднеазиатского музея

Переднеазиатский музей хранит свидетельства шеститысячелетней истории культуры Месопотамии, Сирии и Анатолии. Около 270000 объектов размещены на первом этаже южного крыла Пергамского музея.

Главный экспонат этого отдела музея — архитектурная реконструкция Ворот Иштар и элементов прилегающей к ним Дороги процессий в Вавилоне, фрагменты Вавилонской башни, а также фасад тронного зала Навуходоносора II, относящиеся в VI веку до нашей эры.

Не меньшее значение имеют экспонаты, относящиеся к первым свидетельствам письменности человечества конца IV века до нашей эры форм для печатей, цилиндрических печатей и клинописных табличек, найденных в Уруке.

Музей исламского искусства

Собрание музея исламского искусства Пергамского музея является крупнейшим собранием за пределами исламского мира. Оно объединяет археологические экспонаты и предметы прикладного искусства Востока, начиная со средних веков.

Основу коллекции этого отдел музея составил фриз из дворца калифа в Мшатте (Иордания, около 740 года), подаренный кайзеру Германии Вильгельму II османским султаном Абдул-Хамидом II.

Уникальны так называемая «комната из Алеппо» с ее расписными настенными табличками из частного дома (Сирия, 1600 год), купол из дворца Альгамбра (Гранада), а также драгоценные ковры XV, XVI веков.

Музей въехал в новое здание Пергамского музея на верхний этаж и открылся в 1932 году.

Обратите вниманиеВ настоящее время идет реставрация части музейных экспонатов. Пергамский алтарь, один из самых знаменитых экспонатов музея, находится на реставрации до 2023 года. Доступна к осмотру часть Переднеазиатского музея (исключая Пергамский алтарь), ворота Иштар, ворота рынка из Милета и Исламский музей с фасадом дворца в Мшатте. А в качестве утешения для посетителей музея была создана 3D-модель Пергамского алтаря.

Панорама Пергама («Pergamonmuseum. Das Panorama»)

В ноябре 2018 года во временном помещении рядом с Пергамским музеем была открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. В панораме наглядно представлены сцены из повседневной жизни пергамцев во времена расцвета Римской империи, в 3D — формате изображены модели знаменитых археологических находок, а также реконструкции 80 объектов. Среди них, конечно же, знаменитый Пергамский алтарь, Пергамская библиотека, статуи Афины, Геракла, и другие.

Панорама Пергама располагается в ротонде высотой 24 и длиной 103 метра. Для более глубокого проникновения в атмосферу живого города созданы и дополнительные спецэффекты: восход и закат солнца, стрекотание сверчков, дуновение ветра, гул толпы и т. п.

Фасад калифского дворца Мшата, Амман, Иордания, 744 год нашей эры, Javier Heredero

Престол Сатаны

Гигантский алтарь со скульптурами и горельефами, изображавшими битву богов с титанами, был посвящён Зевсу, предводителю олимпийцев. Он представлял собой жертвенник, похожий на огромный трон, высотой около 9 метров. Посреди цоколя из желтоватого мрамора высотой более 2 метров с фризом длиной 120 метров была вырублена лестница 20-метровой ширины. На верхней площадке находилась колоннада, а на крыше — статуи. Это был самый большой алтарь эллинистического мира. Кроме того, он отличался от других подобных сооружений тем, что находился вне храма. Во времена Античности и даже раннего Средневековья Пергамский алтарь служил местом жертвоприношений. Жители Пергама вели сюда мелкий домашний скот, несли птицу и… нежеланных новорождённых детей, получая в обмен на их пролитую кровь благополучие и здоровье. Во всяком случае, они на это надеялись, пытаясь умилостивить таким образом богов. Потому-то уже первые христиане и стали называть Пергамский алтарь престолом Сатаны. Впрочем, это прозвание закрепилось за шедевром эллинистической архитектуры ещё и потому, что именно в Пергаме язычники убили верного ученика апостола Иоанна Богослова — священномученика Антипу Пергамского.

Алтарь Зевса — Пергамский алтарь.

Это гигантское культовое сооружение было построено во II веке до н.э.

До наших дней дошли лишь фрагменты скульптурного фриза. Сюжет мифический – борьба олимпийских богов с титанами. Кто или что было изображено на месте многочисленных утрат, никто не знает.


При разделе земель, завоеванных Александром Македонским, холмистая местность на малоазиатском побережье Егейского моря досталась полководцу Лизимаху. Свою богатую казну он объявил достоянием родной Македонии, хотя все деньги тратил на строительство своей столицы — нового города Пергам. А его преемник царь Аттал повелел сделать Пергам более красивым и величественным, чем Афины и ему это удалось.

Торговля шла, казна пополнялась более чем регулярно. Именно здесь было налажено производство разглаженной кожи для письма, которая войдет в историю под названием пергамент.

Безусловно, что богатство города привлекало жадные взоры и на Пергам двинулись орды кельтов.

Атал разгромил их и в честь победы приказал соорудить огромный и роскошный памятник милостивым богам — Зевсу и Афине Победительнице.

Гос.совет постановил выстроить его в виде двухъярусного, П-образного сооружения.

Три стороны цоколя опоясывали ленты барельефов, изображающих битву богов с восставшими титанами.

После смерти Аттала в 133 году до н.э. Пергам перешел под руку его союзников-римлян, которые начали перестраивать город, нарушив его первоначальный план.

Они вывезли из Пергама множество скульптур, а император Клавдий вывез из города библиотеку, уступавшею только Александрийской, и подарил тысячи свитков Клеопатре.

О восьмом чуде света забыли на 2000 лет, после того, как турки-османы в пух и прах разметали город, оставив одни руины.

В 1864 году турецкое правительство заключило контракт с немецким инженером Карлом Хуманном контракт на строительство дороги от Бергамо до Измира.

Осматривая место, Карл заметил крутой скалистый холм высотой около 300 метров. После недельного обследования он нашел засыпанные вековой пылью руины загадочных построек.

Но тут местные аборигены замахали руками:

Эфенди! Тут копать нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Аллах не раз наказывал тех, кто добывал здесь камень.

— Ночью бесплотные духи языческих дьяволов выходят наружу и устраивают бесовские пляски.

Гора волшебная, она скрывает богов очень древней языческой страны. Их проклятье над Бергамо длится тысячи лет.

Хуманн понял: здесь когда был город. Он разрывает контракт с турецким правительством и становится археологом-добровольцем.

Проанализировав исторические труды, срочно выписанные из Берлина, бывший немецкий инженер пришел к выводу, что холм скрывает Пергам.

Когда Карл, откопав цоколь алтаря, увидел барельеф, на котором Афродита поставила ногу на лицо побежденного титана, он ликовал.

Хотя от многих рельефных картин остались лишь фрагменты, но мастерство ваятелей позволило Хуманну увидеть самую грандиозную битву в древнем греческом искусстве.


Однако, раскопки в Пергаме не принесли ни славы, ни денег, в отличие от первооткрывателя Трои. В течение многих лет Карл Хуманн считался всего лишь удачливым археологом-любителем, открывшим миру Пергамский алтарь и сумевшим перевезти его в Берлин, хотя он сумел обнаружить камень со списком 7 городов, оспаривавших право считаться родиной Гомера.

Алтарь Зевса как магнит притягивал оккультных служителей.

В 1930-х его осматривал личный маг Генриха Гиммлера. Его изучал эсэсовец Вальтер Дарре, главный нацистский теоретик «крови и почвы», один из создателей Аненербе («Наследия предков») — института по изучению немецкой истории и археологии.

Когда война уже была проиграна, гитлеровцы закопали алтарь в сырую глинистую почву под военным складом, который сгорел при очередной бомбёжке.

В 1945 году вывезли(!) Пергамский алтарь в СССР, но не как трофей, а как экспонат, требующий срочной реставрации, которую и произвели специалисты Эрмитажа.

С 1945 по 1958 годы Алтарь хранился в Эрмитаже. А в 1958 году алтарь Зевса, как и многое другое, жестом доброй воли Хрущева был возвращён Германии и вернулся в Берлин.

Я очень хочу, чтобы каждая история открывала для вас что-то новое.

Для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи можно подписаться на мой канал ««

Ежедневные истории на моемИнстаграм-канале Good_art_today

Фейсбук

Как добраться

Музейный остров, на котором расположен Новый музей, находится в самом центре Берлина. К острову ведут два пешеходных моста и мост для автомобильного транспорта.

На общественном транспорте

До Нового музея можно добраться на любом виде общественного транспорта.

  • Метро — Линия U6 до остановки Fridrichstrasse.
  • Городская электричка S-Bahn — маршруты S1, S2, S25, S26 до остановки Фридрихштрассе (Fridrichstasse), маршруты S3, S5, S7, S9 до остановки Хакешер Маркт (Hackersche Markt).
  • Трамвай — линии M1, 12 до остановки Ам Купферграбен (Am Kupfergraben), линии M4, M5, M6 до остановки Hackersche Markt.
  • Автобус — маршрут TXL до остановки Staatsoper, 100, 200 до остановки Люстгартен (Lüstgarten)или маршрут 147 до остановки Фридрихштрассе (Fridrichstrasse).

Схема движения общественного транспорта

На автомобиле

До Нового музея можно легко доехать на автомобиле.

  • Со стороны Нюрнберга или Ганновера по автобану A 115 на развязке — направление Charlottenburg, съезд в направлении Tiergarten. Далее Bismarckstraße, Straße des 17. Juni, Brandenburger Tor и улица Unter den Linden.
  • Со стороны Дрездена и Франкфурта по автобану A 111 в направлении Zentrum/ Mitte.
  • Со стороны Гамбурга или Ростока — автобан A 114, съезд Pankow в направлении Zentrum/Mitte.

Обратите внимание:На самом Музейном острове, где расположен Новый музей, нет возможности припарковать автомобиль.

Ближайшие к Новому музею парковки:

  • парковочный гараж гостиницы Редиссон Блю, на восточном берегу реки Шпреи,
  • или, с другой стороны Музейного острова — гараж Международного торгового центра.

Парковки в районе Нового музея

На такси

До Музейного острова удобно добираться на такси Uber, скачав мобильное приложение, можно всегда по карте найти ближайший автомобиль.

Видео о Новом музее:

Античное собрание: богатейшая коллекция предметов искусства разделила судьбу самой Германии

Античное собрание на данный момент хранится в 2 музеях: в Старом и Пергамском. На протяжении нескольких веков монархи королевства Бранденбург-Пруссия пользовались каждым случаем для приобретения предметов античного искусства, покупали целые коллекции.  Античные статуи и вазы хранились во дворцах, на террасах и в замковых парках.

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси

С появлением музеев в XIX веке большая часть кайзеровских коллекций переехала в музейные залы. Там выставлялись мраморные и бронзовые скульптуры, фрагменты мозаик и барельефов из античных построек, огромное количество всевозможных ваз. Но главные экспонаты Античного собрания были куплены уже музеем.

В Интернете возникает немало «легенд», иодна из них – пергамский музей был найден случайно в ходе дорожного строительства, которым руководил немецкий инженер Карл Хуман. Карл Хуман действительно был инженером-путейцем, жил и работал в Турции, но главной его страстью была археология.  До раскопок Пергама он уже участвовал в других экспедициях, а сюда приехал спасти то, что осталось от древнего города. Благодаря Хуману было спасено множество древних артефактов, которые собирались уничтожить, расчищая площадь для строительства нового населенного пункта.

Пергамский алтарь


Pergamonmuseum – уникальный музей: несколько его экспонатов занимают огромную площадь и выглядят как здания внутри здания. Пергамский алтарь под крышей музея кажется целым храмом: огромная лестница, высокие колонны, фриз (опоясывающая часть здания с барельефами, скульптурами) украшен батальными сцены битв богов с титанами.

Нерей, Дорида и Океан

Построен был алтарь в благодарность Зевсу за победу над врагом. Заполучив алтарь Зевса, немецкий Музейный остров вышел на новый уровень: до них подобный ценный экспонат был только в Британском музее, а с британской короной прусская монархия постоянно конкурировала.

Другой античный экспонат – ворота Милетского рынка (Древний Рим, II век до н.э.) в здание музея все же не поместился. Восстановленные ворота высотой почти 17 м находятся на территории музейного острова.

ворота Милетского рынка

После окончания II Мировой Войны античная коллекция, как и сама Германия, была разделена. Часть коллекции, которая до войны была выставлена в западной части Германии, вывезли американцы. Экспонаты, находившиеся в 1945 году в Пергамском музее (кроме архитектурных сооружений), вывезли в СССР. Затем страны-победители вернули большую часть коллекции: США – ФРГ, Советский Союз – ГДР. Античное собрание экспонировалось в 2 странах до объединения Германии, после этого исторического события собрание тоже объединили.

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Античное наследие

Однако наименование «Престол сатаны» связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами. Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы. «Престол» представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портике колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров. По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Литература

  • Nikolaus Bernau, Nadine Riedl: Für Kaiser und Reich. Die Antikenabteilung im Pergamonmuseum. In: Alexis Joachimides u.a. (Hrsg.): Museumsinszenierungen. Zur Geschichte der Institution des Kunstmuseums. Die Berliner Museumslandschaft 1830—1990. Verlag der Kunst, Dresden und Basel 1995, ISBN 3-364-00325-4, S. 171—190.
  • Wilhelm von Bode: Denkschrift betreffend Erweiterungs- und Neubauten bei den Königlichen Museen in Berlin. Imberg & Lefson, Berlin 1907. Auch abgedruckt in: Wilhelm von Bode: Mein Leben. 2 Bd. Verlag H. Reckendorf, Berlin 1930. Bodes Denkschrift zum Bau des Pergamonmuseums.
  • Nicola Crüsemann: Vom Zweistromland zum Kupfergraben. Vorgeschichte und Entstehungsjahre (1899—1918) der Vorderasiatischen Abteilung der Berliner Museen vor fach- und kulturpolitischen Hintergründen. Gebr. Mann, Berlin 2001, ISBN 3-7861-2403-5 (=Jahrbuch Der Berliner Museen N.F. Bd. 42, 2000, Beiheft; =Dissertation, Freie Universität Berlin. 1999).
  • Olaf Matthes: Das Pergamonmuseum. Berlin-Edition, Berlin 2006, ISBN 3-8148-0143-1.
  • Andreas Scholl, Gertrud Platz (Hrsg.): Altes Museum. Pergamonmuseum. Antikensammlung Staatlichen Museen zu Berlin. 3., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Von Zabern, Mainz 2007, ISBN 978-3-8053-2449-6.
  • Carola Wedel (Hrsg.): Das Pergamonmuseum. Menschen, Mythen, Meisterwerke. Nicolai, Berlin 2003, ISBN 3-89479-095-4.

Литература

  • Маркина Л. Г. PERGAMONMUSEUM ПЕРГАМСКИЙ МУЗЕЙ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией проф Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 745. — 1181 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-17-0383-5.
  • Nikolaus Bernau, Nadine Riedl: Für Kaiser und Reich. Die Antikenabteilung im Pergamonmuseum. In: Alexis Joachimides u.a. (Hrsg.): Museumsinszenierungen. Zur Geschichte der Institution des Kunstmuseums. Die Berliner Museumslandschaft 1830—1990. Verlag der Kunst, Dresden und Basel 1995, ISBN 3-364-00325-4, S. 171—190.
  • Wilhelm von Bode: Denkschrift betreffend Erweiterungs- und Neubauten bei den Königlichen Museen in Berlin. Imberg & Lefson, Berlin 1907. Auch abgedruckt in: Wilhelm von Bode: Mein Leben. 2 Bd. Verlag H. Reckendorf, Berlin 1930. Bodes Denkschrift zum Bau des Pergamonmuseums.
  • Nicola Crüsemann: Vom Zweistromland zum Kupfergraben. Vorgeschichte und Entstehungsjahre (1899—1918) der Vorderasiatischen Abteilung der Berliner Museen vor fach- und kulturpolitischen Hintergründen. Gebr. Mann, Berlin 2001, ISBN 3-7861-2403-5 (=Jahrbuch Der Berliner Museen N.F. Bd. 42, 2000, Beiheft; =Dissertation, Freie Universität Berlin. 1999).
  • Olaf Matthes: Das Pergamonmuseum. Berlin-Edition, Berlin 2006, ISBN 3-8148-0143-1.
  • Andreas Scholl, Gertrud Platz (Hrsg.): Altes Museum. Pergamonmuseum. Antikensammlung Staatlichen Museen zu Berlin. 3., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Von Zabern, Mainz 2007, ISBN 978-3-8053-2449-6.
  • Carola Wedel (Hrsg.): Das Pergamonmuseum. Menschen, Mythen, Meisterwerke. Nicolai, Berlin 2003, ISBN 3-89479-095-4.

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Павсаний, 5,13,8.
  4. Steven J. Friesen. Satan’s Throne, Imperial Cults and the Social Settings of Revelation // Journal for the Study of the New Testament, 27.3, 2005. P. 351—373
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2008.
  6. Michael Vickers «The Thunderbolt of Zeus: Yet More Fragments of the Pergamon Altar in the Arundel Collection» American Journal of Archaeology 89.3 (July 1985), pp 516—519.
  7. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2008.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2008.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2008.
  10. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, Zabern, Mainz 1992, стр. 36
  11. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, von Zabern, Mainz 1992, S. 35f.
  12. Bernard Andreae: Laokoon oder die Gründung Roms
  13. Schalles: Pergamonaltar, колонки 212—214.
  14. Schalles: Pergamonaltar, колонки 211—212.
  15. Schalles: Pergamonaltar, колонки 214—215.
  16.  (недоступная ссылка). Pergamon Fantasy. Дата обращения 7 июля 2013.

Связь с другими произведениями искусства

Во многих эпизодах алтарного фриза можно узнать другие древнегреческие шедевры. Так, идеализированная поза и красота Аполлона напоминают известную ещё в античные времена классическую статую работы скульптора Леохара, созданную за 150 лет до пергамского фриза и сохранившуюся до нашего времени в римской копии Аполлона Бельведерского. Главная скульптурная группа — Зевс и Афина — напоминает тем, как расходятся борющиеся фигуры, изображение поединка между Афиной и Посейдоном на западном фронтоне Парфенона. (Эти отсылки не случайны, ведь Пергам видел себя новыми Афинами)..

«Лаокоон»

Сам фриз оказал влияние на более поздние античные работы. Наиболее известным примером является скульптурная группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним.

Восприятие в XX веке

Германская империя, исходившая при финансировании раскопок не в последнюю очередь из соображений престижности, быстро нашла применение алтарю и другим археологическим находкам. Юбилейная выставка берлинской Академии художеств, проходившая в мае — июне 1886 года, демонстрировала на площади в 13 тысяч кв. м. археологические достижения из Олимпии и Пергама. Поскольку греческое государство не давало разрешения на вывоз художественных ценностей, находки из Греции на выставке представлены не были. Вместо них демонстрировалась копия пергамского храма, представлявшая собой выполненный в натуральную величину западный фасад алтарного цоколя с копиями избранных фрагментов фриза, в том числе группы Зевса и Афины. В дополнение к ним по подобию храма Зевса в Олимпии был создан входной портал. На выставке также была представлена соответствовавшая современному уровню знаний модель города Пергама II века.

Вероятно самым очевидным примером рецепции алтаря стало здание музея, построенного для Пергамского алтаря. Здание, построенное по проекту Альфреда Месселя в —1930 годах, является гигантской копией фасада алтаря.

В нацистской Германии архитектурная форма алтаря стала образцом для подражания. Архитектор Вильгельм Крайс выбрал для своего Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине (—1938 годы), а также для не реализованного проекта памятника погибшим воинам у подножия греческого Олимпа, архитектурную форму, обнаруживавшую значительное сходство с Пергамским алтарём. В Солдатском зале предусматривался фронтальный фриз, который так и не был воплощён в реальности. Такая реминисценция не в последнюю очередь обусловлена идеологическими представлениями национал-социализма. Алтарь соотносился с жертвенностью и героической смертью. Как и Пергамский алтарь, оба этих проекта являются культовыми сооружениями. Национал-социализм пытался присвоить себе послание о победе добра над злом, которое нес алтарный фриз.

Недовольство прессы и населения вызвало использование Пергамского алтаря в кампании по выдвижению Берлина в качестве места проведения Летних Олимпийских игр 2000 года. Сенат Берлина пригласил членов Международного олимпийского комитета на торжественный обед в художественном обрамлении Пергамского алтаря. Такой обед у Пергамского алтаря уже состоялся в преддверии Олимпийских игр 1936 года, на который членов Олимпийского комитета пригласил министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик.

Упоминают также, что при создании Мавзолея Ленина А. В. Щусев руководствовался формами не только пирамиды Джосера и гробницы Кира, но и Пергамского алтаря.

Авторское графическое воссоздание фото-художника и актёра Андрея Александера. Экспозиция-выставка в художественном музее города Сочи, 2018 год.

Битва богов с гигантами

В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря. Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы. Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней. Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт — после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию.

А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Jan Mehlich / wikimedia.org


С этим читают