Реферат — нации и расы. характеристика типов больших рас — файл 1.doc

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа — немец, мама — немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось — народы, этносы, нации… Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.


Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения — субъективный и объективный. Первый — это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй — это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность — это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

Литература

На русском языке
  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3.
  • Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9.
  • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
  • Паин Э. Между империей и нацией. — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9.
  • Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6.
На английском языке
  • Gellner, Ernest. Nations and Nationalism. — Cambridge: Blackwell, 1983.
  • Smith, Anthony. The Ethnic Origins of Nations. — London: Blackwell, 1986.
  • Bhabha, Homi K. Nations and Narration. — New York: Routledge, 1990.

Социалистические нации

С падением капитализма буржуазные нации сходят на нет, уступая место новым, социалистическим нациям. Основу экономической общности социалистической нации составляет общественная собственность на средства производства и развитие производства во имя человека, максимального удовлетворения его потребностей.

Социалистическая национальная культура не знает двух культур, она едина и одинаково доступна всем: она служит духовному росту всей нации, её достижения являются общенациональным делом и общенациональным достоянием. Поэтому социалистическая национальная культура служит фактором прочности национальной общности.

Культурное наследие

Постепенное развитие этноса отражается и на культуре. Если говорить о первобытных племенах, у которых не было письменности, но их этническая общность основывалась сугубо на территориальном расселении.

Однако, по мере физиологического, психологического и социального развития объединения людей и роста численности населения, развитие получает и культурное наследие. Немаловажную роль здесь играют и межнациональные отношения: взаимодействуя между собой, соседние этносы насыщают культуру друг друга заимствованиями.

Этот процесс считается скорее положительным, чем отрицательным, так как изолированное существование этноса со временем приводит к его постепенной деградации, а потом и исчезновению.

Национальность в России

Российская Федерация является многонациональным государством.

Во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и по религиозному признакам. В 2015 году, согласно данным Федерального агентства по делам национальностей, в России проживало 193 народа (национальности). Национальности различались по языковому признаку. Отдельно выделялись кряшены, хемшилы, кереки, бесермяне, сойоты, челканцы и езиды.

В статье 26 Конституции Российской Федерации — России указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Так Пресненский районный суд города Москвы отказался в 2009 году выносить решение по факту принадлежности гражданина России к еврейской национальности, указав, что «вынесение судом решения об установлении факта принадлежности к определенной национальности противоречило бы конституционному принципу свободы выбора и указания гражданином своей национальной принадлежности, поскольку означало бы издание органом государственной власти России акта, установившего принадлежность гражданина России к определенной национальности».

В настоящее время в России право граждан определять свою национальность (этническую принадлежность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения в федерации люди сообщали о своей национальности и принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и прочие).

В итоге приказом Росстата № 74, от 27 января 2010 года, был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения — Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1 840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

Этнические общности

Раздел ЕГЭ: 3.4. Этнические общности

Существование этнических социальных групп характеризуется исторически сложившимся единством происхождения, менталитета, языка людей и других отличительных черт.

Этническая общность — большая группа людей, связанных между собой исторически, а также имеющих общий язык и культуру.

Виды этнических общностей

  • Племя — большая группа людей, связанных между собой родственными связями, единой территорией проживания, языком и культурой. Характерно для примитивного и доиндустриального общества.
  • Народность — большая группа людей, объединённых между собой социальными и территориальными связями, одним языком и культурой. Появление обусловлено развитием торговых связей и общественного разделения труда.
  • Нация — исторически сложившаяся высшая форма этнической группы людей, которая характеризуется проживанием на единой территории, похожестью языка (представители нации понимают диалекты друг друга), менталитета, культуры, экономики, историческим развитием, уровнем самосознания.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

В современном мире государственные границы стран не всегда совпадают с границами проживания этнического населения страны. Каждый человек сам вправе выбрать свою национальность.


Национальность — принадлежность человека к какому-либо этносу или гражданству в зависимости от его самоидентификации.

Этнос — устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

Национальный менталитет — мировоззрение представителей одной нации, сформировавшееся под воздействием исторически сложившихся национальных традиций и ценностей.

Традиции — передающиеся из поколения в поколение элементы культуры, подчёркивающие самобытность нации.

Ценности — набор особо важных и значимых для конкретной нации материальных, духовных и природных явлений.

ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ЦЕННОСТИ

Философ Иван Александрович Ильин выделил ряд основополагающих национальных ценностей:

  • язык;
  • национальные песни и танцы;
  • фольклорные сказки;
  • история нации;
  • молитва;
  • жития святых и героев;
  • хозяйство;
  • армия;
  • территория.

Вы смотрели конспект «Этнические общности». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Психология нации

Согласно экономической теории, человек рождается, живет и умирает, не покидая привычных мест обитания. Но с приходом индустриализации эта пасторальная картинка дает трещину. Нации людей смешиваются, проникают друг в друга и привносят свои культурные достояния.

Так как семейные и соседские связи разрушаются легко, то нация создает более глобальную общность для людей, не стесняя их в передвижениях. В этом случае сообщество формируется не благодаря личной вовлеченности, кровному родству или знакомству, а из-за силы массовой культуры, которая формирует в воображении образ единства.

Нация и язык

Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, испанский, арабский, сербохорватский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определённой нации не владеет языком своей нации.

В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нём говорит только 7 % населения.

Народная национальность

Народ — это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния — национальность народов или народная национальность.


Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы — вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

Национализм и патриотизм

Слова «национализм» и «патриотизм» все чаще и чаще встречаются в современной политике и социальной жизни в самых разных контекстах.

Так сложилось, что национализмом сейчас могут называть самые разные вещи. Вот, например, два возможных определения.

Национализм – политический принцип, согласно которому культурное сходство есть основа социальных связей.

Национализм – политическая идеология, основанная на идее превосходства одного этноса над другими, а также часто подразумевающая негативное отношение к представителям других этнических групп.

В целом национализм – это пример межэтнической дифференциации. Он может играть скорее позитивную роль в период становления национального государства, обретения им независимости, однако также он может стать опасным и деструктивным явлением, провоцирующим межнациональные конфликты и различные формы дискриминации по этническому признаку.

В быту национализм часто используют как синоним ксенофобии.

Ксенофобия – неприязнь, страх, ненависть по отношению в другой расе, народу, культуре.

Несмотря на то что ксенофобия является вполне естественной реакцией людей на все незнакомое и непривычное, она создает много сложностей для полноценного развития общества, дает возможность для появления популистов вроде Дональда Трампа и Марин ле Пен, перекладывающих ответственность за все проблемы общества на представителей других этносов.

Со словом «патриотизм» ситуация, наверное, еще сложнее. Изначально оно появилось как попытка преодоления этнического национализма, то есть попытка заменить лояльность к этнической общности на лояльность к государству. Патриотизм – это чувство принадлежности к своей стране и забота о ее будущем. Эта принадлежность и эта забота, во-первых, не подразумевают привязки к какой-то конкретной этнической группе, а во-вторых, не исключают критического отношения к текущей ситуации в стране.

Пример такого патриотизма – это позиция П.Я. Чаадаева, который писал: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».

Примечания

  1. . iphlib.ru. Дата обращения 10 апреля 2020.
  2. ↑ .
  3. . rusplt.ru. Дата обращения 6 февраля 2020.
  4. nation // Black’s Law Dictionary / Garner, Bryan A.. — 10th (англ.)русск.. — 2014. — С. 1183. — ISBN 978-0-314-61300-4.
  5. Anderson, Benedict. Imagined Communities. — London: Verso Publications, 1983.
  6. . — «A nation is at once an objectively abstract society of strangers, usually connected by a state, and a subjectively embodied community whose members experience themselves as an integrated group of compatriots.».
  7. ↑ Андерсон Бенедикт. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма
  8. А. С. Стикалин. Центральная Европа в новое и новейшее время. — Институт славяноведения РАН, 1998. — С. 205. — 231 с.
  9. Здравомылов А. Г. Социология российского кризиса. Наука 1999, ISBN 978-5-02-008338-7, стр 145
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 марта 2011.
  11. Roessingh Marijn. Ethnonationalism and Political System in Europe: A State of Tension. — Amsterdam: University Press, 1996.
  12. Капеллер А. Россия – многонациональная империя. — 1997. — С. 156—157.

Что такое нация?


Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в государственности. Как правило, в ее составе присутствуют самые разные народности и этносы. Например, российская нация представлена примерно двумя сотнями различных народов, каждый из которых имеет свой язык и культуру.

Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса.

Во-первых, соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одной лидирующей народности или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Так образовывалась российская нация. Еще во времена Киевской Руси территорию страны населяли самые разные народы — и это были далеко не только славяне. После того как новым политическим центром русского государства стала Москва, нация продолжила формироваться на полиэтнических началах.

Примером образования нации на основе объединительных процессов с участием близких по культуре и языку народностей можно назвать Германию. До середины 19 века существовало несколько независимых германоязычных государств. С приходом к власти Бисмарка в Пруссии они начали объединяться и со временем сформировали Германскую Империю, населенную единой нацией — немцами.

Во-вторых, рассматриваемая политическая общность может складываться на идеологической основе. Так появилась американская нация — как результат объединения совершенно разных народов на базе идей демократии, республиканизма, свободы слова и убеждений.

В-третьих, формирование нации зачастую осуществляется и вследствие обратной тенденции — стремления одного народа или группы таковых стать независимыми от изначально единой политической общности. Так появилась значительная часть наций, представленных государствами бывшего СССР. Изначально они были частью нации Российской Империи, позже — Советского Союза, но после его распада стали самостоятельными политическими общностями.

Есть и моноэтнические нации, представленные преимущественно одним народом. Примером государств, образованных ими, можно назвать Польшу, Японию, Южную Корею и КНДР, Албанию. Генезис этих наций происходил в рамках еще одного механизма — объединения единокровных народностей, имеющих общую культуру и язык. Но в случае с Южной Кореей и КНДР имеет место также и идеологический аспект генезиса нации — один и тот же этнос оказался разделен в силу приверженности к совершенно противоположным идеям: строительства коммунизма (в КНДР) и развития в рамках капиталистического строя, приближенного к западной модели (в Южной Корее).

Различия понятий «нация» и «национальность»

Однако при детальном рассмотрении, между этими конструктами усматриваются различия:

  1. О нации говорят, когда хотят подчеркнуть именно политическое равенство людей. Национальность же обозначает не только аналогичное политическое устройство, но и главным образом принадлежность людей к одной и той же самобытной группе.
  2. Ключевыми параметрами нации становятся принципы и правила государственного режима конкретной страны. Для национальности же специфичные черты организации быта, традиции, обычаи, личностные свойства ее представителей выходят на первый план.
  3. Нация связана с идентичностью человека, с теми или иными чертами характера людей, с традициями народа в масштабах страны. Национальность же предполагает типичные проявления малой общности.
  4. Нация более устойчива. История содержит множество примеров того, как малые самобытные этносы вливаются в государствообразующую общность. Примеры отделения народностей в самостоятельные структурные единицы общества встречаются не часто. Кроме того, малочисленные этнографические группы порой перестают существовать по причине смертности населения. Национальности менее устойчивы, так как чистота и своеобразие самобытного колорита смешиваются с отличительными чертами нации, утрачивая специфическое своеобразие.
  5. Нация связана с мировоззрением народа как граждан, предполагающим выполнение ими гражданского долга, соблюдение положений Конституции. Другими словами, единство нации основывается на патриотических идеалах, в то время как единство людей в пределах этногруппы можно сравнить с единством производственного коллектива или сообщества единомышленников.
  6. Известны случаи смены людьми подданства путем получения документов, удостоверяющих личность в другой стране. Иными словами, человек добровольно принимает решение о том, что он станет отождествлять себя с другой нацией, не той, которой он был наделен от рождения. Национальность же люди, как правило, не меняют.

Таким образом, рассматриваемые понятия далеко не тождественны, хотя имеют определенную внутреннюю связь и в некоторых европейских странах являются синонимами. Термин «нация» приравнивается к гражданству. Особенности нации регламентируются нормативно-правовыми документами.

Национальность можно рассматривать как составную часть нации. Люди разных национальностей, проживающие на территории одного государства, обязаны следовать одним и тем же законам. Но при этом обладатели определенной национальности имеют больше признаков этнического колорита в быту, поведении, традициях и обычаях.

Нация и национальность

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определённой нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Примордиалисты полагали, что фенотип (не генотип) является основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры)[источник не указан 781 день]. Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть двух видов: полиэтничной (многонациональной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская и вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира.


С этим читают