Массовая и элитарная культура

Свадебные обряды

В древности свадебный обряд состоял из сватовства, смотрин, свадебного поезда, венчания в церкви и свадебного пира.

В современной России он сокращён до помолвки, мальчишника, свадебной церемонии (где невеста одета в фату и белое платье, а жених — в костюм; во время церемонии происходит обручение, то есть надевание свадебных колец), свадебного кортежа (прогулка на специально заказанном лимузине), фотосессии и банкета, во время которого перед употреблением спиртных напитков (шампанского) гости кричат «Горько!», что означает призыв к прилюдному поцелую жениха и невесты. Современные свадебные церемонии проводятся во дворцах бракосочетаний, покидая которые, гости осыпают путь молодоженов монетами, а самих осыпают зерном. Молодая жена торжественно бросает свой букет. После свадьбы начинается медовый месяц, который часто сопровождается свадебным путешествием.

Примечания

  1. White, Leslie The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome. — New York: McGraw-Hill, 1959 год.
  2. White, Leslie «The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations. — New York: Columbia University Press, 1975.
  3. . Российский фонд фундаментальных исследований. Дата обращения 27 декабря 2009.
  4. Большая биографическая энциклопедия. 2009 год.
  5. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969; Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973 и др.
  6. См.: Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870—1917). М.: Высшая школа, 1987 и др.
  7. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974
  8. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983
  9. Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012
  10. Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие. М: Знание, 1996. С. 27-33.

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.

Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Взаимодействие культур

Диалог культур – взаимодействие между носителями разных культур, в ходе которого одни ценности перенимаются представителями другого этноса.


Аккультурация – восприятие окончательно или частично культуру одного народа другим.

Культурный контакт – взаимодействие двух и более культур в социальной действительности.

Культурная диффузия – заимствование некоторых черт одной культуры в другую, путём культурного контакта.

Глобализация культуры – связана с расширением и усовершенствованием мировых рынков, экономических связей.

Культурный шок – потрясение, связанное с другой культурной реальностью.

Толерантность – терпимость к иному поведению.

Смотрите также:

  • Религия
  • Искусство
  • Основные институты общества
  • Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества

Сущность организационной культуры

Важным компонентом теории организации является представление об организационной культуре. В современных условиях главными направлениями работы по повышению эффективности деятельности организаций являются изменения отношения работников к труду, обеспечение его современной организации, творческой направленности. Именно реализация этих направлений создает предпосылки к развитию организационной культуры.

Организационная культура — это сформированная на протяжении всей истории предприятия (учреждения) совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих.

Организационная культура концентрирует в себе политику и идеологию жизнедеятельности предприятия (учреждения), систему ее приоритетов, критерии мотивации и распределения власти, характеристику культивируемых социальных ценностей и норм поведения. Элементы организационной культуры являются ориентиром в принятии руководством предприятия или организации управленческих решений, налаживании контроля за поведением и взаимоотношениями сотрудников, при оценке производственных, хозяйственных и социальных ситуаций.

Формирование организационной культуры происходит с течением времени. Организационная культура впитывает в себя опыт работников, плоды их воспитания, учитывает цели и установки предприятия.

Общая цель организационной культуры состоит в создании на предприятиях (учреждениях) здорового психологического климата для сплочения его работников в единый коллектив, исповедывающий определенные этические, моральные и культурные ценности, сознающий взаимосвязь своих целей и судеб.

Принципы построения организационной культуры

Выработанная и осознанная философия жизнедеятельности коллектива трансформируется для каждого предприятия (учреждения) в официально провозглашенных принципах его развития и создания соответствующей творческой атмосферы в коллективе.


Выделяются следующие общие принципы построения организационной культуры, присущие разным моделям ее реализации:

— уважение достоинства и умений каждого работника путем поощрения высокой производительности труда, свободного обмена информацией, ответственности руководителей за развитие подчиненных;

— поддержка инициативы каждого работника в сфере новаторства и определенного риска;

— обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников на основе объективных критериев. Распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными;

— развитие трудовой демократии и привлечение работников к решению производственных и управленческих задач.

Перечисленные принципы указывают на то, что важнейшими сферами организационной культуры на предприятиях должны быть признаны: отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместного труда; «человеческий фактор» производственной деятельности; тенденции развития системы управления, соответствующие социально-культурным изменениям в обществе.

Организационная культура предприятия призвана оказывать влияние на сложную систему внутрифирменных человеческих отношений, включающих отношения управленческого типа (руководитель-подчиненный) и горизонтального типа (между работниками одного уровня), а также на отношения предприятия с внешним миром — с покупателями его товаров и услуг, источниками пополнения рабочей силой, с органами власти и средствами массовой информации.

Падение заинтересованности в труде из-за технократической организации и «отчужденности» труда стало важной причиной замедления экономического роста. Современная стратегия организационной культуры направлена на повышение роли «человеческого фактора»

Она предусматривает:

— нацеленность на человека, желание сделать людей способными к эффективным совместным действиям;

— непрерывность подготовки и развития работников;

— развитие возможностей самореализации и самовыражения;

— совершенствование мотивации труда;

— применение нового подхода к роли руководителя.

В условиях рыночной экономики организация формируется и функционирует как открытая система, действующая в условиях внешней среды. Организационная культура призвана обеспечить такую внутреннюю структуру предприятия и его систем управления, которая обеспечит адаптацию предприятия к требованиям внешней среды.

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая


Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре…Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters


Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели — профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус — «кино не для всех».

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» — пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику

Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью — она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.

Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters

Похоронный обряд

Мёртвых принято хоронить в деревянных гробах на кладбище. Над могилой возводят каменный или деревянный крест с именем, отчеством и фамилией умершего. Также запись снабжается фотографией и годами жизни. В советские годы кресты заменялись каменными плитами в форме параллелепипеда или каменными стелами с изображением пятиконечной звезды. Могилы нередко ограждаются невысокой металлической оградкой. На могилы приносят цветы, но иногда их засаживают деревьями, отчего кладбище нередко напоминает парк. Похоронный обряд может сопровождаться поминальной панихидой. Особо отмечаются 9 и 40 день после смерти, поскольку это время душа ещё не обретает покоя (мытарства). Все это время длится траур. В доме умершего фотографию умершего помещают в чёрную траурную рамку. Нередко перед ней ставят стопку водки. Зеркала в доме занавешиваются тканью. Смеяться или улыбаться в это время считается дурным тоном. После захоронения умершего родственники и знакомые собираются на поминки. В древности умершего облачали в саван и хоронили не раньше третьего дня. В современной России получил распространение обряд кремации и захоронение в колумбарии.

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и преемственность поколений. Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

Какие произведения относятся к элитарной культуре

Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.

  1. В сфере музыки можно назвать шедевры Баха, Чайковского, Моцарта. Сегодня этих творцов знают все. Но их произведения в свое время были оценены только узким кругом людей. Классическая музыка редко используется для повседневного плей-листа большинства людей, несмотря на то, что многие признают ее величие и значимость. Это говорит о том, что многие итоги массового творчества затуманивают сознание большей части людей, лишая его стремления к великому и прекрасному.
  2. В литературе можно отметить таких авторов, как Шекспир, Достоевский, Кафка. Их творения и по сей день остаются очень далекими и непонятными для многих людей. Однако экспертами во всем мире они признаны поистине великими.
  3. Множество примеров можно встретить и в области изящных искусств. Сюда относятся произведения таких творцов, как Ван Гог, Микеланджело, да Винчи.
  4. Прекрасным примером также является балет. Сегодня считается модным посещать подобные мероприятия. Однако изначально такая сфера искусства, как балет, была предназначена только для определенного круга зрителей. Несмотря на популярность балета в настоящее время, истинное понимание сути представления доступно далеко не каждому зрителю.
  5. Очень ярко выражают отличия элитарного искусства произведения известных кутюрье. Высокая мода очень далека от привычной жизни масс. Поэтому многие произведения великих мастеров часто вызывают недоумение и даже смех у большинства населения. Тем не менее, высокая мода диктует направление развития модных тенденций, которые со временем доходят и до большинства людей, иногда в измененном виде.

Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.

Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.

Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя

Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов

Фольклор

Литература

Сирин. Лубок XVIII в.

Русские сказания делятся на сказки и былины. Героями сказок являются вымышленные персонажи, часто волшебные животные (волки, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Кот-Баюн, Конёк-Горбунок, Царевна-лягушка) или божественные существа (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Чудо-юдо, Жар-птица, Колобок, Терёшечка, Глиняный парень).

Героями былин как правило являются лица, которым приписывается реальное историческое существование князья (Владимир Святой) или богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Скопин-Шуйский), врагами которых являются исторические противники Руси: «войско басурманское» и «хан татарский» (Идолище Поганое). Действия былин как правило разворачиваются вокруг стольного града Киев. Иногда героями русских былин становились чужеземные персонажи, например, англо-нормандец Бова Королевич, еврей Самсон Самойлович или перс Еруслан Лазаревич(Рустам).

Частушка

Часту́шка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

Специфическое пространство

Итак, культурная среда — это специфическое пространство социального ритуализированного поведения людей, которое функционирует и формируется в ходе осуществления коллективной жизнедеятельности:

  • Обучение – освоение приемов и правил ритуального поведения в обществе на примерах образов героев литературных, религиозных, фольклорных, художественных произведений.
  • Практическое применение – то есть осуществление ритуалов в форме повседневного поведения.
  • Информационный обмен – обобщение результатов социального поведения, обмен информацией, который осуществляется с помощью языка.
  • Культурное регулирование — управление поведением с помощью нравов.

Описание

Коллекция наконечников копья культуры Кловис

Датировки распространения культуры Кловис по Северной Америке находятся в процессе уточнения. Распространение этой культуры ранее датировалось 9500-9000 годами до н. э. Начало заселения Америки человеком, согласно последним данным, датируется как 16—15 тыс. лет назад, наиболее ранние находки орудий Кловис — 13 300 лет назад (участки Эль-Фин-дель-Мундо в штате Сонора (Мексика) и Обри в округе Дентон в штате Техас (США)). Расцвет культуры, представленный наибольшим числом находок, приходится примерно на период с 11,2 до 10,9 тыс. лет до н. э., во время Аллерёдского потепления.

Люди культуры Кловис были кочевыми охотниками и собирателями. Основным занятием была охота на крупную дичь (мамонты, мастодонты). На стоянках находятся кости мамонтов, бизонов, американских мастодонтов, кювьерониусов, оленей, кроликов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис. Мамонты и мастодонты были излюбленной добычей охотников Кловис. При раскопках было обнаружено, как минимум 12 мест массового «забоя и разделки хоботных», что считается очень большим числом для такой кратковременной культуры, как Кловис.

Характеризуется каменными оббитыми ланцетовидными наконечниками копий с продольными желобками на обеих поверхностях и вогнутым основанием, иногда в форме рыбьего хвоста. Изготавливались наконечники из кремня и обсидиана.


С этим читают