Почему моряки носят бескозырки? причины, описание и фото

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.


В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.

На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Из чего шили первую форму?

Для матросов ВМФ форма шилась из облегчённой парусины. Эта ткань была признана наиболее практичной — легко очищалась от самых трудных загрязнений, практически не мялась, хорошо пропускала воздух. В ней было комфортно в любое время года. Черноморский флот был выделен белым цветом повседневной формы, остальные чаще всего предпочитали небесно-голубые оттенки. Парусина использовалась в шитье практически до 80-х годов.

Чуть позже парусиновую ткань стали заменять на хлопчатобумажную. Изменилась и расцветка формы — она стала синей. Если сравнивать пошив того времени с современным, то можно уверенно сказать: сегодня форма ВМФ России уступает по своим качествам, так как шьётся она из самых разных материй не всегда добротного происхождения.

Также изменилась и цветовая гамма — предложен диапазон тонов от синего до чёрного.

Бескозырка во Франции

Появление бескозырки во Франции

Ну, а что же французские моряки? История французской бескозырки началась в 1825 году, когда для нижних чинов в качестве рабочего головного убора была принята фуражка (bonnet de travail)… с козырьком и без всякого помпона, с чередующимися красными и синими поперечными полосами на околыше и красной выпушкой на тулье. Не смотря на то, что в документах это не отразилось, судя по рисункам того времени, уже к концу 20х годов козырёк с этой фуражки исчез, а чередующиеся полосы на околыше имели самый разнообразный вид (например, в шахматном порядке).

Французские моряки в рабочих фуражных шапках уже без козырька и с красно-синим околышем, напоминающем околыши шотландских шапок (ок. 1830 г.)

Связано это может быть с тем, что фуражка была рабочей, нигде строго её вид не регламентировался, а изготавливалась она либо самостоятельно моряками, либо шилась на заказ. В 1832 года внешний вид «bonnet de travail» несколько регламентируется – в указе от 1 марта говорится, что матрос должен иметь два рабочих бонета, один из которых должен быть синего цвета с красным околышем, без каких бы то ни было украшений, но при этом допускается шерстяная прядь на макушке в виде небольшой кисточки!

Из этого можно сделать вывод, что подобная прядь на тот момент уже была в какой-то мере распространена на самодельных матросских шапках. В 1836 козырёк на фуражках окончательно отменяется и начинается централизованное снабжение такими шапками. Есть все основания считать, что к 1840 году шерстяная прядь на макушке матросских шапок уже повсеместно распространена.

Рабочий головной убор французских моряков образца 1858 г.

Наконец, декретом от 27 марта 1858 года окончательно утверждена и чётко описана повседневная шапка-бескозырка (bonnet) для матросов и квартирмейстеров: «Шерстяная трикотажная шапка с тульей в виде берета. На околыше две красные полосы толщиной 15-17 мм; расстояние между полосами – 7 мм; расстояние от нижней полосы до нижнего края околыша – 22 мм. На макушке прядь из смеси синих и красных шерстяных нитей – 112 синих нитей и 76 красных нитей длиной 65 мм. Высота шапки – 108-135мм; диаметр тульи – 243-285мм; размер – 516-605мм; вес – 140-190 г….»

Рабочий головной убор французских моряков образца 1871 г.

В 1870 году бескозырка (bonnet de marin) претерпела некоторые изменения: в околыш стал вставляться шнурок, выходящий наружу в задней части, для подгонки размера бескозырки под голову. Кроме этого, красные полосы стали тоньше – по 10 мм, и расстояние между ними увеличилось до 40 мм. В 1871 году прядь на макушке стала целиком красной и пышнее. Циркуляром от 25 марта 1872 года на околыш бескозырки была помещена чёрная шёлковая лента с наименованием корабля и якорями на концах.

Французские моряки (1872 г.)

В 1876 году чёрный кожаный подбородочный ремень был заменён на белый шнурок, который носился поверх тульи. В 1878 году появилась вышитая на тулье эмблема в виде золотого якоря. В 1891 году длина лент была сокращена и свободные концы исчезли. С 1901 года бескозырку стали изготавливать не из трикотажа (вязаного материала), а из сукна; в 1902 году был введён белый полотняный чехол, надеваемый в жаркую погоду. Примерно с этого времени за бескозыркой закрепилось неофициальное наименование «bachi» («полотнянка»). К Первой мировой войне французская бескозырка обрела свой современный вид. Помимо ВМС, аналогичную бескозырку, только с помпоном синего цвета, носят французские морские скауты.

Названия кораблей на ленточках

Лента с названием корабля

Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы. В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства. Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.

Парадная форма старшин, матросов и женщин


Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин — юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает дембельская форма, она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Фуражка и бескозырка

Фуражка царских времен

Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.

Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

История появление бескозырки с помпоном

Литургическая биретта – позднее Средневековье


За века форма этих шапочек-бонетов претерпела массу изменений, и появилось много новых головных уборов – от остроконечного ночного колпака с кисточкой до квадратного берета священнослужителей (кентерберийская шапка). В 16 веке среди шотландцев получил распространение вязаный берет, обычно называемый «голубой бонет» (blue bonnet), по его цвету, или «килмарнок» (Kilmarnock bonnet) – по месту мануфактурного изготовления. Популярность его была такова, что к началу 18 века «голубой бонет-килмарнок» стал характерной узнаваемой деталью традиционного костюма шотландского горца.

В 1725 году после Первого якобитского восстания (1715 г.) из лояльных британской короне шотландских кланов был сформирован хайлендерский (горский) полк, известный как «Тёмная стража». В качестве форменного головного убора для хайлендеров был принят традиционный шотландский «голубой бонет» с красным помпоном (toorie), символизирующим верность британской короне, и тульей в красно-белую клетку с шёлковыми лентами.

Балморал (килмарнок)

В конце 18 века этот форменный убор получил наименование «тэм-о’шентер» (ToS – современная официальная аббревиатура), благодаря одноимённой поэме Роберта Бёрнса. В 1799 году был принят видоизменённый «тэм-о’шентер» – «гленгарри» (Glengarry bonnet) – напоминающий пилотку, так же с красным помпоном (в некоторых подразделениях он был иного цвета – например, у Хайлендеров Гордона был тёмно-зелёный помпон), клетчатой тульей и шёлковыми лентами. «Гленгарри» был уставным форменным головным убором вплоть до начала Первой мировой войны, когда был сменён обратно «тэм-о’шентером» цвета хаки, остающимся элементом формы одежды шотландских подразделений и по сей день. Гражданский вариант «тэм-o’шентера» называется «балморал» (Balmoral bonnet) – по названию шотландской резиденции британских монархов.

В 1792 году Европа погрузилась на двадцать два года в т.н. Коалиционные войны. Одной из особенностей этих войн было принятие в воюющих армиях кивера в качестве строевого форменного головного убора (1797 г. – Португалия; 1799 г. – Британия; 1801 г. – Франции; 1805 г. – Россия…). Высокий, жёсткий, с этишкетами-кутасами-султанами кивер был крайне неудобным, особенно с учётом изнурительного характера тех войн. Как реакция на введение кивера, среди солдат всех воюющих сторон резко возросла популярность различных нестроевых (да и попросту неуставных) бонетов: фуражирок, бескозырок, беретов.

Так выглядел британский пехотинец – Крымская война

В частности, британские солдаты взяли на вооружение хорошо известный им шотландский «тэм-о’шентер» – при этом цвет околыша соответствовал либо цвету мундира, либо цвету кивера, цвет тульи соответствовал, как правило, приборному цвету полка, а цвет помпона соответствовал цвету султана – например, известные многим по фильмам и книгам «стрелки Шарпа» (95 стрелковая бригада) носили зелёные помпоны.

Кадеты Королевского канадского военного колледжа

Эти шапки стали настолько популярными, что британская армия проходит в них всё столетие. Со временем тулья у них уменьшится – шапки станут больше смахивать на круглые коробки, за что и получат название «pillbox». В настоящее время, в качестве парадного форменного головного убора, «пиллбоксы» с помпонами остались у гуркхов (британские войска, набираемые из непальцев) и кадетов Королевского военного колледжа Канады.

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Особенности аксессуара

Беретом называют мягкий головной убор, не имеющий козырька. В Средневековье его носили не только обычные люди, но и монархи. К XX веку головной убор стал массово использоваться в качестве элемента военной формы во многих странах мира. В России его носят не только морпехи, но и представители других подразделений, а также патриотических организаций. Отличаются эти головные уборы цветом:

  • голубые носят ВДВ;
  • синие – ВВС;
  • васильковые – спецназ ФСО и ФСБ;
  • серые – Росгвардия;
  • зеленые – Пограничные войска, спецназ ФССП;
  • оливковые – Росгвардия и спецназ ГУ Министерства обороны;
  • оранжевые – МЧС;
  • краповые – спецназ ВВ МВД;
  • красные – военная полиция.

Берет морского пехотинца для офицеров изготавливался из шерсти, а для матросов срочной службы и сержантов – из хлопчатобумажной ворсованной ткани. Его бортик отделывался кожзаменителем, изначально с левой стороны крепился небольшой красный флаг с золотистым якорем. Спереди черного берета помещалась алая звездочка у матросов и сержантов, а у офицеров – эмблема военно-морского флота.

Интересно, что после парада, который был посвящен очередной годовщине Октябрьской революции, красный флажок было решено перенести с левой части на другую сторону берета

Это было сделано, чтобы на него обратили внимание руководители страны и почетные гости, стоявшие на трибуне справа от военнослужащих. Изменения были внесены в устав

Действующие военные, которые носили берет морпеха, отмечали его очевидные преимущества. Бортик из кожзаменителя помогал надежно удерживаться головному убору даже в экстремальных ситуациях. Шерстяная ткань, из которой делали береты для офицеров, гарантированно предотвращала переохлаждение.

Почему на бескозырке помпон?


По поводу появления помпона на бескозырке существует красивая легенда. 9 августа 1858 года на открытии Императорского моста в Бресте, во время посещения кораблей французской императрицей Евгенией, один из матросов ударился головой. Евгения отдала ему свой шёлковый платок, который окрасился кровью. В память об этом, якобы, французские моряки стали носить красные помпоны.

Ирландские матросы

Нужно заметить, что не только у французских военных моряков, не только у моряков и не только у военных на форменном головном уборе есть помпон. В настоящее время бескозырки с синими помпонами носят матросы и старшины Военно-морской службы Ирландии. Кроме того, до 1965 года норвежские моряки так же носили бескозырки с небольшими тёмно-синими помпонами.

Ну и напоследок можно добавить, что помпон является частью т.н. литургической биретты – четырёхугольной шапочки – для католических священников некоторых рангов.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Морская форма выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская – идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Советы по уходу

Для морпехов черный берет считается основным головным убором, который они должны ценить и заботиться о нем. Неприемлемо, чтобы боец относился к нему халатно, так как это сразу отразится на всем его внешнем виде. Чтобы берет красиво сидел на голове, его обязательно обрабатывают. Существует довольно простой метод: изделие замачивают, затем гладят, отпаривают, отбивают по кромке молотком. Есть и более сложный способ ухода, больше напоминающий церемониал:

  1. Сначала аккуратно распарывают подкладку.
  2. Берет на несколько минут кладут в горячую воду, а потом отжимают.
  3. Надевают на голову, вставив кокарду.
  4. Тщательно придают ему нужную форму перед зеркалом, надавливая в необходимых местах.
  5. Фиксируют его точно, плотно втирая прямо в ткань пену для бритья. Делают это, не снимая берета с головы. После окончательного просушивания он уже не потеряет форму.
  6. Чтобы головной убор был еще и гладким, его бреют станком, удаляя катышки.
  7. Внутреннюю часть обрабатывают лаком для волос, чтобы он сохранял форму на долгое время.

Стирать шерстяной берет можно только вручную, иначе изделие деформируется. При этом рекомендуется использовать детское мыло или шампунь, а лучше всего – жидкий порошок, предназначенный для деликатных тканей. Стирают его при температуре от 30 до 40 градусов. Аккуратно отжав, изделие натягивают на круглую поверхность, соответствующую по размеру. Через несколько часов, когда оно подсохнет, фиксируют форму, досушивают. Хранить головной убор желательно в расправленном виде, в сухом месте. Не рекомендуется оставлять изделие под воздействием прямых солнечных лучей на длительное время.

Ленты морских фуражек в послереволюционное время

Современная лента с единым шрифтом

После революции в России изменилось многое, и в том числе, претерпела изменения флотская форма. Выпушки убрали, тулью уменьшили, гвардейские ленты убрали. На ленте черного цвета должно было указываться название не корабля, а флота. В 1923 году ввели единый шрифт для нанесения надписей на ленты, он остался таковым до наших дней. Но матросы линкоров, крейсеров и миноносцев по-прежнему носили названия.

Впрочем, гвардейские ленты вернулись, это произошло во времена Второй мировой войны, они снова стали наградными. По ее окончании на лентах полностью исключили указание названий кораблей, стали наноситься только названия флотов. Взамен моряки стали активно использовать значки с названием кораблей, хотя те активно искоренялись офицерами под предлогом военной тайны. Также ленты с названием кораблей заказывались при увольнении в запас, и продолжали носиться с гордостью. Сегодня ленты с названием судов не искореняются, они фигурируют в рамках флотской бытности.

Таким образом, ленты появились как атрибут, исключающий утерю головного убора. В дальнейшей эволюции они стали своеобразным опознавательным знаком и предметом гордости, который почитается моряками.


С этим читают