Министерство внутренних дел российской федерации

Полномочия ОАД

 Для осуществления своих задач и функций Департамент имет право:


— Создавать рабочие группы и комиссии.

— Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Департамента.

— По согласованию с заместителем Министра привлекать в установленном порядке научные, образовательные и иные организации системы МВД России, а также учёных и специалистов, в том числе на договорной основе.

— Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Департамента.

— Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России для решения задач, возложенных на Департамент.

— Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.

— Использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

— Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Департамент является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

Памятники сотрудникам МВД

Памятник милиционерам на Пограничной (Владивосток)

Часовня в память погибших милиционеров в Красноярске

  • Памятник сотрудникам УВД Мурманской области, погибшим при исполнении служебных обязанностей в военное и мирное время у административного здания УМВД России по Мурманской области.
  • В городе Тамбове установлен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей (ул. Советская, Первомайская площадь).
  • Памятник пензенским милиционерам.
  • Памятник Виктору Сурнину, возглавлявшему УВД Ульяновского облисполкома с 1989 по 1992.
  • В подмосковном городе Рузе установлен монумент в память о сотрудниках милиции, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Памятник стоит у входа в музей местной милиции.
  • В Абакане установлена мемориальная стела с фамилиями сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Орёл возле здания УВД расположен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Иркутск на бульваре Гагарина.
  • В городе Белгороде установлен памятник гаишнику — Павлу Кирилловичу Гречихину.
  • В городе Омске на Партизанской улице, напротив Культурного центра УМВД России по Омской области.
  • В городе Махачкале, напротив здания МВД России по Республике Дагестан.
  • В городе Усть-Илимске Иркутской области у мемориала «Три звезды» установлен памятник сотрудникам милиции, погибшим в мирное время. Памятник установлен по инициативе заместителя главы администрации города по правоохранительной и оборонной работе Владимира Юрьевича Шестакова. Памятник открыт 10 ноября 2007 года.
  • В городе Вологде 2 памятника: сотрудникам ОВД, погибшим при исполнении служебного долга (Октябрьский сквер, скульптор Виноградов) и погибшим сотрудникам спецподразделений МВД (ул. Западная).
  • В городе Череповце установлен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей (бульвар Доменщиков).
  • В городе Самаре на улице Куйбышева, на месте сгоревшего здания ГУВД, расположен мемориал сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Челябинске на улице Труда в сквере около Краеведческого музея. Скульптурная композиция «Солдатам Правопорядка».
  • В городе Кургане в сквере у Областной филармонии открыт памятник погибшим при исполнении сотрудникам МВД.
  • Стела погибшим сотрудникам милиции, при исполнении служебного долга 19 сентября 1982 года, установлена в Еравнинском районе Республики Бурятия.
  • В городе Ульяновске недалеко от регионального Управления внутренних дел, в маленьком скверике, установлен памятник милиционеру, а в самом здании УВД из бывшего входа на крыльце сделали мемориал погибшим сотрудникам правоохранительных органов.

Различия в статусе структурных элементов

В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.

К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.

Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.

Практические направления деятельности

  1. Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
  2. Розыск украденных вещей и пропавших людей;
  3. Проведение криминалистических экспертиз;
  4. Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  5. Охрана объектов общегосударственного значения и пр.

Вспомогательные функции

Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:

  1. Обеспечение ОВД спецтехникой;
  2. Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
  3. Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
  4. Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.

Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).

https://youtube.com/watch?v=31BFzFylLww%3F

Городские и районные органы

Осуществляя свою деятельность, каждый линейный отдел руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и прочими отраслевыми нормативными актами региональных органов госвласти, местного самоуправления и прочими документами. Функции районных и городских органов выступают как основные направления их работы. Реализуя их, они обеспечивают решение задач, возложенных на систему ВД. В структуру подразделений входят:

  1. Начальник и его заместители.
  2. Службы, осуществляющие обеспечивающие и основные функции.
  3. Штаб, выполняющий задачи по управлению.

Последний осуществляет сбор и обобщение сведений о состоянии оперативной обстановки в пределах подведомственной территории, подготовку проектов планов работы, административных решений, контроль исполнения законодательных положений и ведомственных актов. Отраслевые функции выполняют:

  1. Криминальная полиция МВД России.
  2. Уголовный розыск.
  3. Служба по противодействию экономическим преступлениям.
  4. ППС.
  5. ГИБДД.
  6. Служба по лицензионно-разрешительной работе и контролю осуществления охранной и частной детективной деятельности.
  7. Подразделения общественной безопасности.
  8. Службы обеспечения и координации деятельности уполномоченных участковых.

В качестве самостоятельных служб выступают следственные отделения. Функции обеспечения возлагаются на кадровые, обслуживающие и тыловые группы, техническое отделение, финансовую часть. При ОВД формируется служба вневедомственной охраны. Она выступает в качестве юридического лица и имеет собственную печать с государственным гербом, расчетный счет в банковской организации, самостоятельный баланс.

Краткая история

Термин полиции начал активно использоваться Петром Великим в учреждении, отвечающем за надзор и общественный порядок.

За несколько сотен лет учреждение стало представлять собой регулируемый механизм для поддержания общественного порядка.

Руководство ранее было в ведении МВД. Департамент полиции был включен в эти органы. Кто входил?

  • Городское полицейское управление, то есть части, и участки, во главе которых были частные и участковые надзиратели.
  • Городовые офицеры задачей, которых было докладывать о беспорядках и народных слухах.
  • Полицмейстеры. Руководитель обычно был статским советником или майором

С 1860 год города стали разделяться на полицейские участки. Во главе обычно стоит пристав. Нижние чины именовались городовыми. Во главе уездного полицейского стоял исправник. Каждый уезд был подразделен на 2-4 стана. Во главе каждого, был становой пристав. Ближайшим помощником пристава являлся полицейский урядник. Урядником был казачий офицер.

Ранее МВД выглядел таким образом:

  1. МВД;
  2. Заместитель министра.

Департамент полиции состоял из отделов:

  • Устройств и надзора за деятельностью полиции;
  • Кадров;
  • Выдачи документов, удостоверяющих личность;
  • Борьбы с пожарами.

При поступлении на службу унтер- офицер подбирал данные о благонадежности родственников. Поступивший давал подписку, что он будет служить не менее 5 лет.

Из истории подразделений дознания

Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в России имеет глубокие корни. Сведения о ней обнаруживаются в первых русских источниках права. Однако слово «дознание» появилось в обиходе в 18 веке, с начала Петровских реформ. В 1715 году образована Главная полицмейстерская канцелярия, впоследствии подчиненная Санкт-Петербургскому генерал — полицмейстеру Девиеру, в обязанности которого Указом Петра I от 25.05.1718 № 3203 было вменено производство следственных действий, дознания по уголовным делам.

С упразднением дореволюционной полиции производство дознания возлагается на милицию. Так, 28 октября (10 ноября) 1917 года НКВД издает Постановление «О рабочей милиции», а в 1918 году учреждается уголовный розыск, одной из обязанностей которого становится производство предварительного расследования в форме дознания.

Специализация сотрудников милиции по производству дознания установлена в начале 90-х годов прошлого века, когда Приказом МВД СССР от 05.08.1982 в системе МВД введены должности инспекторов и старших инспекторов по дознанию. Приказ МВД СССР от 20.12.1985 ввел в действие Инструкцию по организации и производству дознания в ОВД. Однако специализированные подразделения дознания в органах внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области были созданы ранее, одними из первых в России. Так, приказом МВД СССР от 22.09.1972 в УВД Ленинградского областного и городского Советов депутатов трудящихся был организован Отдел дознания. В 1991-1992 годах отделы-отделения дознания создаются в горрайорганах внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области и входят в состав службы милиции общественной безопасности. В дальнейшем отдел дознания МОБ ГУВД переименовывается в Управление по организации дознания МОБ ГУВД.

В настоящее время Управление организации дознания ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области входит в состав полиции. Современные тенденции развития уголовной политики России выводят подразделения дознания в число основных служб, определяющих результативность борьбы с преступностью. Так, принятый в 2001 году УПК РФ относит к подследственности дознавателей органов внутренних дел 134 состава преступлений (86 статей УК РФ). В свете динамично развивающегося законодательства роль службы дознания в органах внутренних дел, значимость эффективности ее функционирования, существенно повышается.

Практическая деятельность

МВД организует и выполняет в соответствии с правилами, установленными законодательством:

  1. Производство предварительного следствия и дознания.
  2. Оперативно-розыскную деятельность.
  3. Розыск похищенного имущества и лиц.
  4. Экспертно-криминалистическую деятельность.
  5. Контроль оборота служебного и гражданского оружия, сохранности и технического состояния огнестрельных средств, находящихся во временном использовании у юрлиц, выполняющих особые уставные задачи, соблюдения положений соответствующего законодательства.
  6. Лицензирование определенной категории деятельности.
  7. Выдачу разрешений на приобретение, ношение, хранение и использование оружия и патронов, их транспортировку, ввоз на территорию страны и вывоз с нее.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности.
  9. Выдачу разрешений на транспортировку всеми видами транспорта взрывчатых веществ промышленного использования.
  10. Охрану режимных и особо важных объектов, специальных грузов, имущества организаций и граждан по договорам, консульских учреждений и дипломатических представительств на территории страны.
  11. Организацию производства по административным делам, отнесенным к компетенции МВД.
  12. Обеспечение госзащиты судей, служащих контролирующих и правоохранительных органов, безопасность участников разбирательств по уголовным делам и их близких.
  13. Выполнение дактилоскопической регистрации.
  14. Обеспечение режима военного и чрезвычайного положений при их введении на территории страны либо в ее отдельных районах, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
  15. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, контроль и координация работы ФМС в данной сфере.
  16. Участие в территориальной обороне России при взаимодействии с ВС, иными войсками и формированиями, осуществляющими защиту государства.
  17. Обеспечение исполнения мероприятий по ГО, повышению устойчивости функционирования органов ВД, ФМС и внутренних войск в режиме военного времени, а также в случае возникновения ЧС.
  18. Участие в обеспечении выполнения гражданами установленной для них воинской обязанности, организация и ведение учета военнообязанных субъектов в установленном порядке.
  19. Организация специальных перевозок в пределах России в интересах ОВД, на основании постановлений правительства и межведомственных соглашений.
  20. Участие в работе по стандартизации, сертификации и метрологии.
  21. Обеспечение выполнения статистических наблюдений в соответствии с официальной методологией.
  22. Организация кадровой работы, переподготовки, подготовки, повышения квалификации, стажировки служащих, разработка и реализация мер по социальной и юридической защите сотрудников.
  23. Выработка и реализация лечебных, профилактических, оздоровительных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья должностных лиц и их родственников, пенсионеров системы ФМС и МВД, а также прочих лиц, обеспечение которых находится в ведении министерства.

Основные задачи

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования состояния преступности и результатов борьбы с ней, в определении основных направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, разработке мер по ее совершенствованию.

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфере внутренних дел.

Определение приоритетных направлений в сфере внутренних дел и стратегического развития Министерства.


Комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности Министерства, координация деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по решению общесистемных задач<1> борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Разработка на этой основе проектов управленческих решений Министра.

———————————

<1> Общесистемными являются задачи, затрагивающие большинство направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России.

Направление информационных материалов о состоянии общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в федеральные органы государственной власти.

Организация и обеспечение по поручению руководства Министерства контроля за выполнением органами, организациями и подразделениями системы МВД России требований законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации, а также возложенных на них задач и функций.

Организация по поручению руководства МВД России проведения общеминистерских мероприятий.

Совершенствование форм и методов управления в системе МВД России.

Организационно-методическое обеспечение управленческой деятельности в системе МВД России.

Полномочия и обязанности сотрудников

Сотрудник полиции должен знать и соблюдать Конституцию РФ, а также законодательные и нормативные правовые акты. Кроме того, необходимо:

  1. Знать и исполнять должностной регламент, положения иных документов, определяющих права и служебные обязанности;
  2. Обращаться по служебным вопросам к непосредственному руководителю или к начальству;
  3. Соблюдать выполнение служебных обязанностей прав и интересов граждан;
  4. Поддерживать уровень квалификации для выполнения служебных обязанностей;
  5. Обеспечивать организацию собраний и митингов;
  6. Соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  7. Не разглашать сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой законом тайной;
  8. Обеспечивать безопасность граждан, а также порядок на улицах.
  9. Прибывать на место совершения преступления или административного правонарушения;
  10. Беречь имущество государства;
  11. Представлять в обязательном порядке сведения о доходах или расходах.

Полицейский должен рассматривать заявления, поступающие к нему от граждан, участвовать в патрулировании. В его обязанности выходит выявлять причины преступлений и административных правонарушений.

Кому подчиняется полиция в России?

Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:

  1. Следователь, начальник следствия, глава отдела.
  2. Начальник УР, начальник криминальной полиции, руководитель отдела.
  3. Участковый-начальник, участковый-начальник полиции общественно безопасности, руководитель отдела.
  4. Дознаватель глава дознания, и тот свою очередь руководителю отдела.
  5. Инспектор ГИБДД в подчинении начальника ГИБДД и тот подчиняется руководителю отдела.
  6. Уполномоченный штаба начальнику штаба и руководителю отдела.
  7. Уполномоченный ЛРР руководителю отдела.
  8. Помощник дежурной части дежурному и руководителю штаба, далее начальнику отдела.

Основные задачи

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования состояния преступности и результатов борьбы с ней, в определении основных направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, разработке мер по ее совершенствованию.

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфере внутренних дел.

Определение приоритетных направлений в сфере внутренних дел и стратегического развития Министерства.

Комплексный анализ и планирование оперативно-служебной деятельности Министерства, координация деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по решению общесистемных задач<1> борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Разработка на этой основе проектов управленческих решений Министра.

———————————

<1> Общесистемными являются задачи, затрагивающие большинство направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России.


Направление информационных материалов о состоянии общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в федеральные органы государственной власти.

Организация и обеспечение по поручению руководства Министерства контроля за выполнением органами, организациями и подразделениями системы МВД России требований законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации, а также возложенных на них задач и функций.

Организация по поручению руководства МВД России проведения общеминистерских мероприятий.

Совершенствование форм и методов управления в системе МВД России.

Организационно-методическое обеспечение управленческой деятельности в системе МВД России.

Структура ГУ МВД

Формирование президентом федеральных округов вызвало преобразования во всей системе исполнительной власти. Реформы, соответственно, повлекли изменение структуры МВД. Указом президента № 644 от 4.06.2001 г., в частности, определено, что окружными отделениями министерства являются Главные управления по ФО. Глава страны определил, что основными задачами ГУ МВД выступают:

  1. Контроль, анализ и координация работы органов ВД в соответствующих округах.
  2. Организация работы ОВД по борьбе с преступностью, носящей организованный и межрегиональных характер.
  3. Обеспечение взаимодействия органов ВД с полномочными представителями Главы государства в соответствующих округах.

Министр во исполнение указа президента утвердил положения, в соответствии с которым установлена структура подразделений МВД в каждом ФО.

Что такое министерство внутренних дел РФ?

МВД является исполнительным органом власти, который осуществляет защиту граждан. В обязанности органов входит осуществление административно-распорядительных функций, а также борьба с преступностью.

В состав МВД входят полицейские отделы. Их задача защищать жизни, здоровье, права и свободы граждан, а также вести борьбу с организованными преступными группировками, с экономическими преступлениями.

Органы проводят уголовные расследования, исследуют правонарушения и находят виновных. Кроме того, существует дорожная полиция, проводится борьба с нелегальной иммиграцией и контроль за наркотическими средства.

Граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства должны быть защищены полицейскими от преступлений. Обеспечивается охрана общественного порядка, собственности и проводится политика защиты гражданской безопасности.

Руководит деятельностью Президент. Вносятся поправки и через министра внутренних дел, руководителя подразделений и территориальных органов.

Какова структура министерства?

На вершине руководства — генерал полиции. После идет:

  • Первый заместитель — генерал полковник;
  • Статс- секретарь – государственный советник первого класса;
  • Преемник Министра фельдмаршал полковник полиции;
  • Преемник Министра генерал –капитан полиции;
  • Преемник Министра генерал –капитан юстиции.

МВД состоит из главных управлений, касающихся вопросов обеспечения безопасности на дорогах, охраны общественного порядка, координации взаимодействия с другими органами, департаментов, управлений и центров.

Также на территории России действуют образовательные организации, территориальные органы и представительства за рубежом. Для осуществления своей деятельности Министерство внутренних дел должны иметь в установленном порядке в соответствии с правом управления здания, сооружения, помещения, оборудование и другие необходимые материалы.


С этим читают