Об утверждении устава военной полиции вооруженных сил российской федерации и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации (с изменениями на 1 июля 2020 года)

Орган дознания

Как говорится в справке к документу, опубликованной на сайте Кремля, «должностные лица военной полиции наделены полномочиями органа дознания в Вооруженных Силах, что дает им право выполнения проверок по сообщениям о совершенных преступлениях и производства неотложных следственных действий». Кроме того, «органы военной полиции наделены правом проведения разбирательств по делам об административных правонарушениях и дисциплинарным проступкам».


У военной полиции появилось право обеспечивать государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, в том числе других защищаемых лиц.

Охотники за головами

Уставом военной полиции предусмотрено «исполнение в отношении военнослужащих уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а также дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте». Также устав определяет меры по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, и содействия органам внутренних дел РФ в розыске и задержании военнослужащих, совершивших преступления.

Закон о военной полиции был подписан 4 февраля 2014 года, принят Госдумой 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января.

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020) «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

2. Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а также Министерством обороны Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» на военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — уполномоченные органы федерального надзора).

«2. Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а также Министерством обороны Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» на военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — уполномоченные органы федерального надзора).»;

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы ( методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 14 положений военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» ( и ).

<*> Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 (далее — Устав военной полиции) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 13, ст. 1909).

2. Органы (должностные лица), уполномоченные исполнять постановление судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста, определяются общевоинскими уставами и военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

1) часть 2 дополнить словами «и военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»;

2) часть 4 дополнить словами «и военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».

Президент

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом, гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военная полиция в США

Военнослужащий из состава 89-й бригады военной полиции США в Ираке.

История

Корпус военной полиции США как род войск был создан в 1941 году.

Первоначальные задачи:

  • расследование преступлений в вооружённых силах.
  • контроль над соблюдением законности.
  • профилактика дисциплинарных правонарушений.
  • контроль и регулирование движения военного транспорта.
  • обеспечение безопасности военнослужащих.
  • расследование случаев хищения собственности.
  • содержание лагерей военнопленных.
  • оказание помощи боевым подразделениям в уничтожении воздушных десантов противника.

Во время войны в Корее (1950—1953) к первоначальным добавилась ещё одна задача: борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими имущества армии.

Во время войны во Вьетнаме военная полиция привлекалась к:

  • регулированию движения в зоне боевых действий.
  • охране колонн, транспортных магистралей и мостов.
  • поиску и ликвидации подземных ходов сообщения противника.
  • контролю над перемещением беженцев и интернированных лиц.
  • непосредственному участию в оборонительных боях (особенно в Сайгоне во время Тетского наступления).

Структура


Военная полиция корпуса морской пехоты США. Нагрудный знак.

Военная полиция США насчитывает ок. 30 тысяч человек личного состава.

Офицеры обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама).

Руководит военной полицией США начальник военной полиции — заместитель генерального инспектора сухопутных войск.

Военная полиция состоит из:

  • отдельных бригад и батальонов в составе армейских корпусов.
  • рот в составе дивизий
  • эскадрилий военной полиции в ВВС США.
  • двух батальонов морской пехоты в ВМС США.

Функции полиции

  • поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах.
  • охрана объектов.
  • расследование воинских преступлений.
  • регулирование дорожного движения.
  • проведение антитеррористических мероприятий.
  • ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения, в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения вооружённых сил США.

Что собой представляет военная полиция

Данное ведомство было сформировано на базе подразделений военной автоинспекции и комендантской службы. Деятельность структуры регламентируется Уставом и Федеральными законами «Об обороне» и «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительным и Уголовно-процессуальным кодексами, Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» и другими законами.

Эта структура предназначена для выполнения особых задач, что обуславливает более высокие критерии отбора личного состава, чем к служащим на контрактной основе в армии.

Сотрудники военной полиции обладают полномочиями в соответствии со своими обязанностями и занимаемой должностью. По сравнению с гражданскими полицейскими, они применяют более жесткие методы работы в рамках закона и решают масштабные проблемы в сфере обороны.

Основной задачей военных полицейских является обеспечение законности в ВС РФ, контроль за исполнением дисциплинарных норм, охрана правопорядка не только на военных, но и на гражданских объектах.

Сотрудники ВП выполняют следующие функции:

  • борются с «дедовщиной» в воинских частях;
  • проводят дознания по факту административных правонарушений и дисциплинарных проступков;
  • занимаются розыском дезертиров и военнослужащих, угнавших военную технику;
  • конвоируют правонарушителей;
  • обеспечивают безопасность движения военной техники и порядок при проведении парадов и учений;
  • защищают людей, являющихся свидетелями в уголовных делах с участием военнослужащих;
  • участвуют в антитеррористических операциях во время военных действий либо чрезвычайных ситуаций;
  • оказывают помощь гражданскому населению и пр.

Военная полиция в России

Весной 2010 года в России планировалось введение института военной полиции, которая бы находилась в ведении Минобороны России. Новому силовому органу планировалось передать функции, лежащие на гарнизонных комендатурах, а также часть обязанностей командиров, например, проведение дознания в батальонах и ротах. Предполагаемая кадровая численность — 5 тысяч человек. Личный состав планировалось преимущественно комплектовать из числа офицеров, имеющих . По словам начальника Главного управления боевой подготовки Валерия Евневича, все документы, касающиеся введения в Вооружённых Силах этого института, отработаны.

Весной 2010 г. создание военной полиции было приостановлено. Однако в октябре появилось сообщение о том, что решение о её создании уже принято.. Министр обороны Анатолий Сердюков заявил в ноябре 2011 года, что военная полиция начнёт функционировать в России с 2012 года. В январе 2014 года Государственная Дума Российской Федерации во втором и третьем чтениях приняла поправки в Федеральный закон об обороне, дополнив его пунктом 25.1 «Военная полиция Вооружённых Сил Российской Федерации».

Необходимо ли отслужить в армии, прежде чем стать военным полицейским?

В случае когда претендент на службу в военную полицию не отслужил в армии, у него будут реальные трудности, связанные с поступлением на службу. Желающие таким образом обойти службу в армии и отслужить в военной полиции сталкиваются с большими  трудностями. Многие из них отмечают, что в армии было бы намного проще, особенно, если учитывать то, сколько времени и усилий требуется потратить  только для соответствия минимальным требованиям.

Если кандидат не служил в армии по причине проблем со здоровьем, это противоречит требованиям, предъявляемым соискателю на службу в военную полицию. Наличие категории годности В или Д в военном билете является причиной отказа в службе в указанной военной структуре. Преодолеть препятствие можно, пройдя повторную военно-врачебную комиссию, которая проводится довольно строго и тщательно.

Практически все граждане РФ могут поступить на службу в военную полицию

Особое внимание при принятии обращают на психологическое и физическое состояние, а также на знание особенностей службы, которое у неслужившего человека не может быть наравне с навыками человека, прошедшего армию

При равных условиях в ряды правоохранительной структуры берут кандидата, уже отслужившего в армии. Если есть четкая цель – служить в военной полиции РФ, лучше пройти срочную службу в одном из подразделений ВС и только потом претендовать на службу в особую правоохранительную структуру Минобороны.

Служба в военной полиции очень ответственная и обязующая, поскольку требует от претендентов высокой подготовленности, определенных моральных и физических качеств. Правоохранительная структура Минобороны РФ на сегодня с успехом выполняет свои обязанности и имеет существенное влияние практически на все сферы военной деятельности. Цель военной полиции — улучшить и повысить эффективность армии. Именно поэтому в его рядах должны служить только сотрудники, соответствующие определенным требованиям.

История создания


В Вооруженных силах (ВС) СССР вопросами поддержания порядка и законности, борьбой с правонарушениями и преступлениями военнослужащих занимались военные комендатуры, действовавшие по гарнизонному принципу. Вопросами безопасности дорожного движения в армии занималась военная автоинспекция (ВАИ). Кроме того, правоохранительные функции в армии выполняла военная юстиция — система органов военной прокуратуры в подчинении Генерального прокурора СССР и военных трибуналов, подчиненных Министерству юстиции. После распада СССР системы военных комендатур, ВАИ и военной юстиции унаследовали и российские вооруженные силы.

Военные комендатуры оказались малоэффективны в условиях резкого роста количества преступлений в армии. Впервые о формировании в России института военной полиции заговорили в январе 1992 года, когда Генпрокуратура предложила создать территориальные отделы военной милиции по гарнизонному принципу и с различными службами — криминальной, по борьбе с экономическими преступлениями и др. В июле 1994 года Минобороны подготовило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму, однако он не был принят.

Если в 1992-1993 годах показатели зарегистрированной преступности военнослужащих незначительно снижались, то по итогам 1995 года главная военная прокуратура вновь зафиксировала их рост. В июле 1996 года комитет Госдумы по обороне подготовил законопроект «О военной полиции» — новой структуре, которую депутаты предлагали вывести из подчинения Минобороны. Это вызвало критику со стороны военного ведомства. Кроме того, проект признали слишком дорогим в реализации, и принят он не был.

Вновь к этой идее вернулись в 2005 году. Предложение о создании военной полиции, которая будет бороться с неуставными отношениями («дедовщиной») и другими правонарушениями в армии, содержалось в докладе уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. По мнению омбудсмена, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Лукин также считал принципиально важным, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной (как военные комендатуры), а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования, и финансировались по отдельной статье бюджета.

31 января 2006 года на пресс-конференции в Кремле президент РФ Владимир Путин заявил, что контроль за соблюдением законности в Вооруженных силах должен быть ужесточен. Президент уточнил, что министр обороны Сергей Иванов подготовил и «в ближайшее время сделает предложения» по качественному улучшению системы воспитания в ВС, включая «возможное создание военной полиции». Поводом послужило дело рядового Андрея Сычева, которого в ночь на 1 января 2006 года жестоко искалечили сослуживцы по батальону обеспечения Челябинского танкового училища.

В декабре 2009 года Анатолий Сердюков (министр обороны РФ в 2007-2012 годах) подписал приказ о создании военной полиции на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако уже весной следующего года это решение было отменено из-за отсутствия нормативной правовой базы.

1 декабря 2011 года было сформировано Главное управление военной полиции Министерства обороны РФ. Этот день считается датой основания военной полиции. Первоначально управление функционировало на основании ведомственных актов. Подготовка закона о военной полиции продолжалась, его проект прошел все согласования, в том числе и в Госдуме, и был готов к подписанию в 2012 году, однако из-за коррупционного скандала в военном ведомстве и увольнения самого Сердюкова эти планы не были реализованы. Процесс создания военной полиции продолжил новый министр обороны Сергей Шойгу. 

В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось законодательно закрепить правовые основы деятельности военной полиции. 24 января 2014 года Госдума приняла, 29 января того же года Совет Федерации одобрил этот законопроект, а 3 февраля 2014 года его подписал Владимир Путин. На следующий день, 4 февраля, федеральный закон о ВП был опубликован и вступил в силу. Документом были снесены изменения в 13 нормативных актов, в том числе в федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ. ВП Минобороны РФ создавалась на основе военных комендатур и военной автоинспекции.

25 марта 2015 года указом Владимира Путина был утвержден устав ВП.

История создания

Военная полиция Российской Федерации была сформирована в 2010 году и предназначалась для обеспечения укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

Идею создать военную полицию в Российской Федерации выдвинул президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле 31 января 2006 года. В декабре 2009 года Анатолий Сердюков, бывший в то время министром обороны России, подписал приказ о создании данной структуры на базе военных комендатур и военной автоинспекции, однако весной 2010 года решение было отменено из-за нехватки финансовых ресурсов. Через год Анатолий Сердюков вновь анонсировал её создание, но в связи с его уходом с поста главы Минобороны законопроект о военной полиции был отправлен на доработку.

В начале 2013 года новый министр обороны России Сергей Шойгу решил сократить полномочия военной полиции, ограничив её комендантскими функциями и работой военной автомобильной инспекции.

Армия или ВП

Можно также попасть и в армию.

Молодые люди, мечтающие связать свою жизнь и карьеру с Вооруженными силами, но пока затрудняющиеся сделать выбор между армией и военной полицией, должны четко представлять, чем отличается служба в данных структурах:

Устав. ВП выполняет функции органа правопорядка в ВС, а сотрудники данной организации являются непосредственными представителями закона, поэтому должны быть готовы к абсолютной уставной службе, безукоризненно разбираться в действующих законах и стремиться к самостоятельному изучению всех нововведений. В армейских частях Устав также является регулирующим инструментом, но от военнослужащих не требуется его совершенного знания.

Психологическая и физическая подготовка. Учитывая важность и сложность задач, стоящих перед сотрудниками военной полиции, к ним предъявляются более жесткие требования при отборе. Кандидаты на должность в эту правоохранительную структуру должны иметь высокую морально-психологическую подготовку (бескомпромиссность, стрессоустойчивость, готовность принимать решения действовать в опасных ситуациях), а также быть выносливыми и обладать высоким уровнем физической подготовки. В армии такими качествами должны обладать лишь военнослужащие специальных подразделений.

Готовность к принятию жестких мер воздействия к нарушителям закона и исполнению наказания. Некоторые граждане подобные задания могут посчитать неприемлемыми.

Военная полиция в Казахстане

Нашивка военной полиции.

Создана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 года № 3465 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан».


Офицеры военной полиции Казахстана в парадно-повседневной форме чёрного цвета.

Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооружённых Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Основными задачами военной полиции Казахстана является:

  • обеспечение правопорядка в казахстанской армии, в других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
  • профилактика, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений.
  • розыск военнослужащих.
  • обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств (организация дорожно-комендантской службы).

Полномочия

У военной полиции большой объем полномочий. Под общим термином «обеспечение правопорядка» понимается требование от военнослужащих соблюдения дисциплины, а в необходимых случаях и прекращения противоправных действий, а также их предотвращения. Если на территории воинской части находится гражданский персонал, то ВП может распространять свои полномочия и на них.

Полицейский вправе:

  • проверять документы, проводить досмотр, организовывать проверки войск;
  • задерживать военнослужащих (если для этого есть основания);
  • исполнять решения суда, письменные поручения следователя;
  • беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов;
  • требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства;
  • временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Полицейские вправе использовать видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства. Они могут осуществлять административное задержание и личный досмотр водителей военных транспортных средств. У полицейских, естественно, есть огнестрельное оружие, которое они могут применять в определенных случаях. Они могут применять и бесствольный комплекс «Оса», а также другие виды оружия.

Особая функция военной полиции — участие в контртеррористической операции во время ЧП или военных действий (в частности период обучения многие сотрудники проходили в Сирии, о чем неоднократно заявляли руководители ведомства).

Полиция уже активно участвует в акциях по предупреждению нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств Минобороны. Используется ВП и для охраны стратегически важных объектов (например, комплекса зданий Минобороны РФ в Москве на Фрунзенской набережной или авиабаз в Сирии).

В 2020 году ожидается серьезная реформа системы ВП. Планируется, что на нее возложат функции учета преступлений и административных правонарушений в армии, разработку стандартов боевой подготовки и программ перевооружения, изучение новых систем вооружения и спецтехники.

После реформы начальник соответствующей части ВП будет вести записи обо всех происшествиях в гарнизоне. Полицейский также будет осматривать место происшествия, и заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Полномочия

У военной полиции большой объем полномочий. Под общим термином «обеспечение правопорядка» понимается требование от военнослужащих соблюдения дисциплины, а в необходимых случаях и прекращения противоправных действий, а также их предотвращения. Если на территории воинской части находится гражданский персонал, то ВП может распространять свои полномочия и на них.

Полицейский вправе:

  • проверять документы, проводить досмотр, организовывать проверки войск;
  • задерживать военнослужащих (если для этого есть основания);
  • исполнять решения суда, письменные поручения следователя;
  • беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов;
  • требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства;
  • временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Полицейские вправе использовать видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства. Они могут осуществлять административное задержание и личный досмотр водителей военных транспортных средств. У полицейских, естественно, есть огнестрельное оружие, которое они могут применять в определенных случаях. Они могут применять и бесствольный комплекс «Оса», а также другие виды оружия.

Особая функция военной полиции — участие в контртеррористической операции во время ЧП или военных действий (в частности период обучения многие сотрудники проходили в Сирии, о чем неоднократно заявляли руководители ведомства).

Полиция уже активно участвует в акциях по предупреждению нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств Минобороны. Используется ВП и для охраны стратегически важных объектов (например, комплекса зданий Минобороны РФ в Москве на Фрунзенской набережной или авиабаз в Сирии).

В 2019 году ожидается серьезная реформа системы ВП. Планируется, что на нее возложат функции учета преступлений и административных правонарушений в армии, разработку стандартов боевой подготовки и программ перевооружения, изучение новых систем вооружения и спецтехники.

После реформы начальник соответствующей части ВП будет вести записи обо всех происшествиях в гарнизоне. Полицейский также будет осматривать место происшествия, и заниматься оперативно-розыскной деятельностью.


С этим читают